|
Фото © Александр Вильф
Елизавета Туктамышева |
7 декабря 2018
Взрослый финал Гран-при, который начался в четверг вечером в Ванкувере, определил лидеров в одиночном катании. В мужском турнире им стал чемпион мира Натан Чен, в женском – Рика Кихира.
Специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская наблюдала за соревнованиями в виртуальной компании заслуженного тренера СССР Валентина Николаева и вместе с ним пришла к выводу, что поединок Алины Загитовой и Рики Кихиры стал кульминацией дня и вполне мог бы украсить мужской турнир.
Загитова и Кихира. Эти две фамилии звучали в пресс-центре в четверг настолько часто, что периодически приходилось себе напоминать о том, что, даже если эти две спортсменки разыграют между собой первые две позиции, короткая программа – не тот вид, где можно добиться слишком большого преимущества. А значит, борьба только начнется, но не закончится.
Если исходить из заявленной девушками сложности программ, упоминать первым делом стоило не Загитову, а Туктамышеву. Накануне Лиза сказала корреспонденту РИА Новости, что информация о том, что она может облегчить программу, отказавшись в короткой программе от тройного акселя, была ошибочной: напротив, она никогда еще не выступала в соревнованиях со столь сложным набором прыжков и естественно, рассчитывает на успех.
Собственно, момент истины для двух обладательниц акселя Туктамышевой и Кихиры сводился как раз к этому прыжку.
Двукратный чемпион мира в одиночном катании Владимир Ковалев произнес 40 лет назад фразу, которую в фигурном катании нет-нет, да и услышишь до сих пор: «Все фигурное катание – это восьмерка назад с петлями с левой ноги и короткая программа. Если ты это делаешь, ты на коне. Не делаешь – проиграл».
С тех пор не раз менялись правила, исчезла «школа» (а с ней – восьмерки и параграфы), но значимость короткой программы ничуть не уменьшилась. Об этом в ходе соревнований мы и разговаривали с известным специалистом Валентином Николаевым, одновременно наблюдая за прокатами. Я – из канадского Ванкувера, он из американского Ричмонда.
«В советские времена были популярны всевозможные тестирования, - рассказывал тренер. – На спортсмена надевали датчики, снимали с них показания, и выяснилось, например, что перед исполнением каскада в короткой программе пульс у фигуристов взлетает так, как и близко не наблюдается в произвольной. Настолько сильно давило на спортсмена сознание, что каскад – это ключевой элемент, который ни в коем случае нельзя срывать».
«Аксель – тот же самый ключевой элемент, что у Кихиры, что у Туктамышевой, - продолжал тренер. – Сделала спортсменка прыжок – программа есть. Не сделала – программы нет. Сам по себе аксель – достаточно специфический прыжок, психологически сложный. Его не так просто ввести в программу без потери качества. В свое время, когда у меня в группе появился Слава Загороднюк и стал прыгать тройной аксель, мы вводили этот прыжок не в короткую программу, а в произвольную. Потому что там даже в случае ошибки можно было отыграться. А вот потеря одного элемента в короткой программе была полной катастрофой».
В пресс-центре Doug Mitchel арены обсуждалась та же тема.
«В Японии очень надеются на Кихиру, - сказала мне японская коллега Акико Тамура. – Никто не ожидал, что она взлетит так стремительно и так высоко. У Рики тот же тренер, что и у Сатоко Мияхары, но она и сама очень серьезная спортсменка. Я была удивлена, когда узнала, что Кихира на протяжении двух последних лет серьезно занимается балетом – ходит на занятия с преподавателем три раза в неделю. Наверное, поэтому она и катается иначе, чем другие. Не только прыгает».
«Кихира очень мне понравилась, - заочно согласился с представительницей японской прессы Николаев. - Все японские фигуристки катаются достаточно хорошо, хорошо прыгают. Они очень много трудятся в тренировках, и точно так же работают на льду в соревнованиях. А вот у Кихиры я не вижу этой работы. Она порхает по льду, прогуливается, отдыхает, при этом не выполняет элементы, а словно проживает каждое движение, причем проживает с удовольствием. Понятно, что за всем этим тоже стоит сумасшедший труд, но о нем можно только догадываться»
У олимпийской чемпионки Пхенчхана имелся свой ключевой элемент - каскад из тройного лутца и тройного риттбергера. На Играх эта прыжковая связка стояла у Алины во второй половине программы, но тогда все было совсем иначе. За лето Загитова выросла, стала тяжелее, и в тренировках было заметно, что свой коронный каскад она выполняет на достаточно ощутимом пределе собственных возможностей. Особенно в произвольной программе. В этом плане фигуристке было ничуть не проще в Ванкувере, чем Кихире и Туктамышевой с их тройными акселями.
«Риттбергер - реберный прыжок – капризный, любое смещение центра тяжести сразу сказывается на ребре, - объяснял Николаев. Юдзуру Ханю – гениальный катальщик. Но на чем он получил травму? Как раз на риттбергере. Чуть ноги подустали, чуть не попал в отталкивание – сразу возникают проблемы. Загитова очень добавила по сравнению с тем, как выглядела на открытых прокатах и даже на первом турнире сезона в Оберстдорфе. Короткая программа стала более цельной, в ней добавилось много связок. Однако меня насторожила фраза, которую Алина сказала в одном из интервью: мол, она недовольна тем, что стала делать все медленнее, чем раньше. Если дело действительно обстоит так, значит, фигуристка постоянно борется со своим телом и понимает это. А вот это уже давит на голову гораздо сильнее, чем мысль о том, что ты должен любой ценой поддерживать свой статус чемпионки».
«Я, если откровенно, вообще не вижу никакой трагедии в том, если Алина не сумеет выиграть финал Гран-при, - резюмировал тренер. – Ей и без этого придется тяжело. Если первый пик формы наступает у спортсмена в декабре, то второй может случиться через полтора месяца не раньше. И он всегда бывает ниже, чем первый. Потому что на первый пик работает весь объем нагрузок, который спортсмен проделал летом, и вся интенсивность, наработанная осенью. Времени, чтобы повторить эту работу, когда начинается сезон просто нет. Загитова, конечно же, девочка выносливая, но это качество не беспредельно».
Женскому турниру предшествовал мужской – возможно, не слишком азартный для российских болельщиков в силу того, что единственный спортсмен от страны Сергей Воронов при всем желании не мог считаться фаворитом, но неизменно интересный: все-таки мужское катание всегда считалось гвоздем любого турнира. Каждый спортсмен из шестерки был по-своему примечателен: канадец Киган Мессинг, заменивший травмированного олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю, своей национальной принадлежностью – в Ванкувере он стал единственным представителем страны-хозяйки во взрослом Гран-при. Кореец Чжун Хван Чха записал на свой счет один из самых технически качественных прокатов (47,35 за технику), но был основательно поджат судьями в части второй оценки. Чемпион мира Натан Чен в кои-то веки справился с четверным флипом, но завалил второй четверной – тулуп, оставшись без каскада. Ну а в задачу «стариков» Воронова и Бржезины входило не наделать серьезных ошибок, что Сергею почти удалось, а Михал сдвоил второй прыжок в каскаде. Словом, все шло к тому, что заключительный участник мероприятия, вице-чемпион мира и Олимпийских игр Сема Уно, имеющий в программе, как и Чен, два четверных прыжка, без труда возглавит гонку.
Но не получилось: Уно ошибся на приземлении с четверного флипа и сдвоил, как и Бржезина, прыжок в каскаде, расположившись в итоге на расстоянии 1,32 от Чена. Общее количество ошибок финалистов привело к тому, что зрители в ожидании женского турнира психологически были готовы уже к любому сюжету.
Больше всего в этой финальной группе повезло Софье Самодуровой: выступать первой сразу после разминки, когда мышцы не успели остыть, всегда предпочтительнее, чем долго ждать очереди. Подопечная Алексея Мишина незначительно улучшила личный рекорд, но рассчитывать на высокую вторую оценку не могла: все-таки там при любой системе правил прежде всего отражается «вес» фигуристки и ее заслуги, которых у Самодуровой пока еще толком не набралось.
Туктамышева почти справилась со своей программой. «Почти» относилось как раз к акселю. Выполненному, докрученному, но со смазанным выездом, за что сложнейший элемент был заминусован. И сразу следом на лед вышла Кихира.
Когда долго наблюдаешь за фигурным катанием, любой турнир вызывает в памяти те или иные аналогии. Японка получила за свой прокат 82,51, громадным прыжком, почти на 12 баллов преодолев планку личного рекорда и на столько же опередив Туктамышеву. Тем самым Рика поставила Загитову ровно в то положение, в которое на Играх в Пхенчхане угодила двукратная чемпионка мира Евгения Медведева, когда даже при чистейшем прокате у нее фактически не нашлось варианта что-либо противопоставить сложности юной соотечественницы.
Сейчас же планку сложности устанавливала для всего мира уже Кихира, которую, к тому же, стремительно полюбили судьи: вторая оценка дебютантки оказалась выше, чем у гораздо более заслуженной, увешанной всевозможными титулами Сатоко Мияхары. Вот так стремительно на льду Ванкувера произошла смена лидера в одной отдельно взятой стране.
А следом снова возник призрак Пхенчхана: Загитова вышла на лед последней – в точности, как когда-то Медведева. И откаталась так, как вряд ли сумела бы в подобной ситуации любая другая спортсменка – выжала из себя абсолютный максимум. Ей просто этого не хватило.
Но ничего ведь еще не закончено, правда?
|