НА ЦЫПОЧКАХ
или КАК ПОБЕДИТЬ ХАНЮ? |
|
Фото © Reuters
Юдзуру Ханю |
4 ноября 2018
В воскресенье двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю завоевал в Хельсинки свою первую победу в серии Гран-при этого сезона и поднял планку мирового рекорда на недосягаемую для соперников высоту, набрав 106,69 в короткой программе, 190,43 в произвольной, что составило в сумме 297,12.
Можно ли выиграть у Юдзуру Ханю и, если да, чем именно? Стоит ли делать далеко идущие выводы по первым стартам и какой ценой даются Алине Загитовой ее победы? Об этом в блоге редакции рассуждает специальный корреспондент РИА Новости Елена Вайцеховская
Много лет назад я разговаривала о спорте с выдающимся уже ушедшим ватерпольным тренером Анатолием Блюменталем - из категории тех наставников, кого при жизни причисляют к легендарным. Разговаривали мы о хоккее (как раз тогда шел чемпионат мира, который уже успела проиграть российская сборная), о том, как сильно результат команды зависит от личности тренера, и в ходе той дискуссии Блюменталь произнес фразу, которую, конечно же, стоило выносить в заголовок, чтобы лучше запомнить: «Удача ищет подготовленных. Неудача – тоже».
Впоследствии я не раз вспоминала те слова. В них заключена не только мудрость человека, прожившего длинную и очень насыщенную тренерскую жизнь, но, пожалуй, вся суть большого спорта на самом высоком его витке. Помните австралийского шорт-трекиста Брэдбери? Болельщики до сих пор, случается, спорят о том, насколько австралиец заслуживал своей олимпийской победы, свалившейся ему на голову в 2002-м в Солт-Лейк-Сити, а суть-то, если разобраться, совсем в другом. В том, что у Брэдбери было ничуть не меньше шансов проиграть тот финал, нежели стать первым. Когда у тебя на глазах вдруг массово валятся все соперники, очень трудно устоять на ногах самому, не дрогнуть, не испугаться надвигающейся на тебя победы.
Примеров, подтверждающих это, в спорте не так уж мало. Случались они и в фигурном катании, причем не раз. Так было в турнире мужчин-одиночников на Олимпийских играх в Лиллехаммере, где все сильнейшие откатились от пьедестала в силу достаточно нелепых ошибок, еще более показательным стал чемпионат мира-2008, где из борьбы поочередно выбыли такие фигуры, как трехкратный чемпион США Джонни Вейр, вице-чемпион Турина и двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель, чемпион мира и двукратный обладатель европейской короны Брайан Жубер, победитель чемпионата Четырех континентов Дайсуке Такахаши. И первым стал канадец Джеффри Баттл, который в том сезоне не был даже чемпионом своей страны.
Да и не просто так, наверное, у фигуристов считается, что наиболее предпочтительный стартовый номер в сильнейшей разминке – первый. Потому что он дает спортсмену возможность выступать, вообще не думая об оценках соперников.
Если посмотреть на статистику российских мужских выступлений последних лет, то очень быстро станет понятно: проблема российских одиночников заключается вовсе не в том, что Ханю недосягаем. А в том, что на протяжении целого ряда лет наши парни оказываются неспособны ухватить свой шанс даже когда он им выпадает. Иначе говоря, всегда находят, кому проиграть - совершают роковые ошибки даже когда программа составлена из наиболее уверенных элементов и ошибаться в ней, казалось бы, просто негде.
Именно эти мысли не шли из головы в субботу и воскресенье, когда Михаил Коляда, отказавшийся в этом сезоне от четверного лутца ради того, чтобы исключить чрезмерный риск, своими же руками отдавал соперникам свой шанс на место в финале Гран-при.
Такие ситуации принято списывать на психологию. В том давнем разговоре Блюменталь говорил и об этом тоже. Объяснял, как важно для тренера, особенно когда речь идет о командном результате, понимать, кто из его спортсменов наиболее подвержен стрессу. Пожалуй, старый тренер был первым, от кого я услышала не дежурные фразы о бессмысленности работы с психологами (такая точка зрения была у великих тренеров советских времен достаточно популярной), а объяснение, что спортивная психология - это прежде всего умение блокировать механизмы, вызывающие повышенный стресс. Что очень помогает, например, переключить внимание человека на множество мелких деталей, которые он обязан контролировать в процессе выступления, загрузить его работой, словом, сделать все возможное, чтобы у спортсмена просто не оставалось времени на то, чтобы продолжать накручивать себя мыслями о предстоящем старте.
Фигурное катание – не командный вид спорта, но озвученная выше формула, как мне кажется, вполне уместна и здесь: чем сильнее спортсмен облегчает себе задачу, выкидывая, допустим, из программы наиболее сложные прыжки, тем реальнее вероятность того, что он ошибется на ерунде - просто в силу того, что максимальная сложность заставляет человека совершенно иначе концентрироваться. Сказанное можно применить и к тренерам: чем сильнее наставник пытается уберечь питомца от возможных сложностей, тем более медвежью услугу он ему оказывает.
Но вот парадокс: применительно к Юдзуру Ханю можно составить целый перечень пунктов, по которым японец превосходит своих соперников, и тем не менее именно двукратный олимпийский чемпион постоянно пихает себя вперед, ставя перед собой все новые и новые технические задачи в виде все более сложных прыжков. На Играх в Сочи это были четверные сальхов и тулуп, в Пхенчхане Ханю продемонстрировал их в удвоенном количестве – сольно и в каскаде, за год до Игр Юдзуру прыгнул на чемпионате мира четверной риттбергер, много и достаточно успешно экспериментировал с четверным лутцем, а на первый показ произвольной программы в рамках Гран-при нынешнего сезона в Хельсинки запланировал уникальный каскад из четверного тулупа и тройного акселя, который и исполнил. Не сказать, что идеально, но, зная Ханю, можно не сомневаться: доведение элемента до блеска – всего лишь дело времени.
Конечно, можно сказать, что японцу просто не дают покая лавры действующего чемпиона мира Натана Чена – фигуриста, который первым выполнил в «четверном» варианте все существующие прыжки, кроме акселя. Но, возможно, Ханю просто очень хорошо понимает в отличие от большинства своих соперников, сколь эфемерно в спорте даже то преимущество, что кажется со стороны неберущимся.
«Никакой человек не может слишком долго стоять на цыпочках», - гласит старинная китайская мудрость, и это, безусловно, так: не случайно прошлой осенью неудача в виде серьезной травмы настигла даже столь несокрушимого бойца, как двукратная чемпионка мира и самая стабильная фигуристка за всю историю своего вида спорта Евгения Медведева. «На цыпочках» - это про спортсменок Этери Тутберидзе. Можно по-разному относиться к конвейерному методу подготовки чемпионок, но нельзя отрицать очевидное: на этом конвейере все работают на пределе возможностей. Тренеры – в том числе. Иначе при уровне нынешней конкуренции просто не дотянуться до результата.
Плюсы подобной методики в том, что конвейер сам отсеивает тех, кто не может или не хочет работать, или имеет недостаточно устойчивую для каждодневной конкуренции нервную систему. Соответственно на выходе получается уникальный «продукт» (имя и фамилия здесь абсолютно вторичны) , способный добывать золотые медали в условиях любой сложности. А в спорте, как ни крути, это главное.
Но есть и минус. Сама система подразумевает достаточно быструю смену чемпиона. Как только у спортсмена по мере его взросления и роста начинают появляться неизбежные в таких случаях технические проблемы, с ним просто становится некому возиться. Да и незачем.
Алине Загитовой, одержавшей в Хельсинки более чем убедительную победу, в этом сезоне предстоит, возможно, самый тяжелый сезон ее жизни. С одной стороны, в группе она по-прежнему лидер, другой сильной спортсменки, имеющей право выступать на взрослом уровне, там просто нет. С другой, для того, чтобы сохранить нынешние позиции в мире, олимпийской чемпионке нужно что есть силы бежать вперед. В точности по принципу кэролловской Алисы, считавшей, что нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее. Примерно так, как уже не первый год вперед мчится Юдзуру Ханю.
Хватит ли на это запаса прочности у российской спортсменки? Я не знаю. Знаю другое: то, что Алина в каждом своем выступлении отчаянно стремится сделать все, на что способна, и даже больше, заслуживает того, чтобы столь же отчаянно за нее болеть.
|