Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2018/2019 ((Лаваль, Канада)
БИТВА ПРИ ЛАВАЛЕ
Евгения Медведева
Фото © Reuters
Евгения Медведева

26 октября 2018

В пятницу вечером в пригороде Монреаля спортивные пары официально откроют второй турнир чемпионской серии – Skate Canada. Этот этап станет дебютным в Гран-при для самой обсуждаемой фигуристки мира – двукратной победительнице мировых первенств  и вице-чемпионки Олимпийских игр Евгении Медведевой.

Иногда достаточно всего двух человек, чтобы превратить турнир в войну. Соревнованиям женщин-одиночниц в Канаде этот жанр был уготован целым рядом обстоятельств, главное из которых заключалось в произошедшей летом рокировке: Евгения Медведева перешла из группы Этери Тутберидзе к Брайану Орсеру, а из группы канадского тренера аналогичный переход в противоположном направлении совершила казахстанская фигуристка Элизабет Турсынбаева.

Когда Тутберидзе произносила сакраментальную фразу «Орсер бросил мне вызов», она конечно же не Турсынбаеву имела в виду. Однако в самом начале сентября в ходе предсезонных прокатов в Новогорске один из специалистов российской федерации фигурного катания сказал: мол, нет у бывшего тренера Медведевой более заветной цели, нежели победа над Орсером на этапе Гран-при в Канаде. А для этого нужно, чтобы Турсынбаева, лучшим результатом которой до сегодняшнего дня было девятое место на чемпионате мира-2017 опередила двукратную чемпионку мира в очном противостоянии.

Соревноваться Элизабет начала уже в четверг, чисто, а главное – полностью исполнив короткую программу со всеми прыжками (тройной лутц, двойной аксель, тройной сальхов, тройной тулуп) в ходе официальной тренировки. Обычно спортсмены не катают программу полностью от начала и до конца, если только перед ними не стоит задача морально убить всех потенциальных соперниц. Перед Турсынбаевой такая задача явно стояла. И прокат ей удался. 

Если отвлечься от этого театра военных действий, стоит заметить, что этап в Лавале интересен отнюдь не противостоянием бывших учениц с нынешними. А тем, насколько велик окажется прогресс Медведевой в сравнении с ней же – но сентябрьского образца. Этот вопрос волнует не только российских болельщиков. Своей беспроигрышной серией, которая началась в 2015-м (13 выигранных подряд турниров  и 282 безошибочно выполненных в этих турнирах тройных прыжков) Медведева установила достижение, которое вряд ли когда-либо превзойдет другая фигуристка. Поэтому несмотря на проигранную Олимпиаду, длительное восстановление после травм и проигранный первый старт, Женя по-прежнему стоит от всех соперниц особняком.  

Журналистов нередко упрекают в том, что именно они раздувают совершенно немыслимое пламя конкуренции между лидерами – как это было в свое время между еще не олимпийским чемпионом Солт-Лейк Сити Алексеем  Ягудиным и еще не чемпионом Турина Евгением Плющенко. История повторилась, когда в олимпийском сезоне-2014 между собой схлестнулись Юлия Липницкая и Аделина Сотникова. Четыре года спустя пир получил новую пару непримиримых конкуренток – Медведеву и Алину Загитову. Поскольку ни та, ни другая, не ушли из спорта после Игр в Пхенчхане, нагнетание пошло по новому витку.

Журналисты на самом деле всегда вторичны – они всего лишь отражают то, что происходит на их глазах. Сколько бы патоки ни лилось год назад применительно к отношениям Медведевой и подрастающей в той же самой группе Загитовой, сколь бы часто спортсменки ни повторяли в интервью, что в «обычной» жизни совсем не соперницы, а болеющие друг за друга подруги, достаточно было дождаться баталий Пхенчхана, чтобы понять, насколько эта внешняя идиллия далека от реального положения вещей. Это нормально: на самой вершине спорта высших достижений есть место только для одного. И если спортсмен недостаточно зубаст, он никогда туда не доберется.

Мой американский коллега Фил Херш, не столь давно написавший о Медведевой большой материал, накануне второго этапа Гран-при прислал сообщение, в котором написал: «Я, наконец, продрался сквозь сотни и сотни комментариев на одном из ваших сайтов – это какое-то сумасшествие. Теперь я понимаю, что имела в виду Женя (Медведева), когда  говорила мне в интервью, что пятьдесят процентов болельщиков ее ненавидят – для этого мне хватило даже примитивного гугл-переводчика. Похоже, именно эти пятьдесят процентов и комментировали мой текст…»

Сильнее всего Херша задело высказанное кем-то из «критиков» предположение о том, что ему просто заплатили за тот материал. Собираясь писать о Медведевой, американец всего лишь выбрал наиболее цепляющую его тему. Точно так же четыре года назад в Сочи он интересовался не столько Аделиной Сотниковой, выигравшей личный турнир, сколько проигравшей его Юлией Липницкой, поскольку именно она, по мнению американца, совершила истинный прорыв – заставила весь мир навсегда в себя влюбиться. А заодно – привлечь колоссальное внимание к женскому одиночному катанию, сделать его на Играх даже более интересным, чем хоккей.

Медведева, даже перестав выигрывать,  осталась для публики не менее интересной и яркой, чем все те, с кем ей предстоит соревноваться: слишком очевидно намерение спортсменки не просто вернуться на прежний уровень, но сделать это в совершенно ином качественном воплощении. При этом она не подыгрывает миру в его нескрываемой жажде крови. Начав тренироваться под руководством Брайана Орсера, спортсменка заметно изменилась внутренне. Не думаю, что стала менее честолюбивой - иначе, наверное, не стоило бы затевать переезд за океан, чтобы оказаться в группе одного из сильнейших тренеров. Скорее, просто поняла: ее спортивная война за то самое единственное место на вершине, ежели когда и случится, то произойдет это не раньше, чем через три года – на следующей Олимпиаде. И нужно провести это время максимально эффективно, не распыляясь на попытки во чтобы то ни стало выиграть тот или иной промежуточный старт. В конце концов, этих выигранных стартов в ее 19-летней жизни было гораздо больше, чем у любой другой фигуристки мира.

Но мир хочет ясности уже сейчас – так устроен. Хочет страстей – слишком долго болельщики ждали начала большого сезона. Собственно, тем и хорош предстоящий канадский этап Гран-при, что в сценарий женского турнира заложено абсолютно все, чтобы удовлетворить все запросы. Дуэль бывших учениц? – Пожалуйста! В этом есть интрига, сюжет, предыстория. Хотя куда интереснее, на мой взгляд, может оказаться совсем иное соперничество – то, которое предстоит Жене с чемпионкой мира-2015 Елизаветой Туктамышевой. Техническое преимущество сейчас на стороне подопечной Алексея Мишина: тройной аксель, который Лиза уже трижды проверила в турнирах, дает фигуристке солидные плюсы, к тому же Туктамышева – одна из немногих одиночниц (если не единственная из них), кто не испытывает проблем ни с «неправильными» ребрами, ни с умением докручивать прыжки. Это означает, что в рамках новых правил при безошибочном прокате она наименее уязвима для придирок.

Медведевой в этом плане сложнее: за несколько месяцев работы в Торонто она проделала колоссальную работу в плане прыжков, и одна из главных задач сводится к тому, чтобы волнение и стресс не спровоцировали возвращение прежних ошибок. Интересно и то, как воспримут новый стиль двукратной чемпионки мира судьи: заставить программы «звучать», когда спортивная форма еще толком не набрана, тоже не самая простая задача.

Как бы то ни было, ясно одно: все самое интересное, что может случиться на канадском этапе, будет связано с женским турниром, как бы обидно для прочих это ни звучало. Но мы ведь заранее ждали именно этого, правда?

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru