Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2017/2018 (Гренобль, Франция)
«СЕКОНД ХЕНД» КАК КЛЮЧ К УСПЕХУ
Алина Загитова
Фото © Reuters
Алина Загитова

18 ноября 2017

Как заставить фигуристов отказаться от старых программ? Чем опасен предолимпийский финал Гран-при и заменит ли Алина Загитова Евгению Медведеву? Об этом в блоге «Р-Спорт» рассуждает специальный корреспондент Елена Вайцеховская.

Под конец первого соревновательного дня канадские танцоры Кейтлин Уивер и Эндрю Поже написали в твиттере: «Чуть было не дошло до снятия с соревнований…» 

Канадцы остались в коротком танце пятыми: Поже грубейшим образом ошибся в твиззлах, хотя здесь вполне можно употребить совершенно иную формулировку: фигурист сделал все, на что был способен. Просто способен он оказался на немногое: на разминке канадец въехал в борт в падении,и сильно травмировал колено. И вместо того, чтобы бороться за вторую позицию, танцоры боролись лишь за то, чтобы доехать программу до конца.

Инцидент прилично пошатнул прогнозируемый очковый расклад: мало того, что Уивер/Поже сами в итоге остались без финала, который, что называется, сам шел в руки. Американцам Мэдисон Чок/Эвану Бейтсу канадцы уступили в коротком танце почти пять баллов, и это делало весьма вероятным, что Чок Бейтс так и останутся в Гренобле вторыми. А значит, наберут в сумме 26 очков и гарантированно пройдут в финал, поставив на грань вылета из финальной шестерки единственную претендующую на финал российскую пару – чемпионов Европы-2012 Екатерину Боброву и Дмитрия Соловьева.

Произойди это в любом другом виде, кроме танцев, в ситуации можно было бы даже найти определенные плюсы: финал Гран-при в олимпийском сезоне – это скорее помеха, нежели подспорье – лишний расход сил и нервов.  Но не для танцоров: в виде, где критерии оценки предельно размыты, единственный способ оставаться конкурентоспособным – постоянно быть на виду, бороться за каждый балл, обращать на себя внимание. Исчез со сцены – считай, что тебя нет.

В очередной раз задуматься об оценочных  критериях заставил результат короткого танца. Экс-чемпионы мира Габриэле Пападакис и Гийом Сизерон не дотянули, вопреки прогнозам, до мирового рекорда, но свой личный результат тем не менее улучшили, оторвавшись от Чок/Бейтс на 7,85.

Почти восемь баллов – громадное преимущество. Из серии тех, когда хочется понимать: из чего оно складывается. Понять же это было невозможно. На мою просьбу к тренеру американского дуэта Игорю Шпильбанду ответить, чего именно не хватило его подопечным для того, чтобы приблизиться к лидерам, тренер подал плечами: «Не могу ответить. Иногда мне начинает казаться, что судьи стали оценивать не столько конкретное исполнение, сколько стабильность. Габриэла и Гийом катаются без срывов, повторяя уже не раз показанные элементы, и их оценки непрерывно растут. Хотя мне кажется, что давно пора насторожиться: в танцах, если говорить о них глобально, все больше и больше пропадает новизна. Никто не хочет учить новые поддержки, потому что есть старые, которые гарантированно будут оцениваться на четвертый уровень сложности, и приносить столь же гарантированные надбавки.  Всю свою тренерскую жизнь я стремился к тому, чтобы развивать танцы, придумывать что-то такое, чего никто еще не показывал. Но правила таковы, что сейчас это вообще никак не поощряется. Значит, и спортсменам невозможно объяснить, зачем вообще нужно пробовать какие-то новые элементы, на которых можно ошибиться, к тому же».

Мировой рекорд французы в субботу все-таки обновили, и этот результат лишь подогрел существующую интригу ожидания того момента, когда две сильнейших пары мира – Пападакис/Сизерон и олимпийские чемпионы Ванкувера Тесса Вирчу/Скотт Моир (за которыми по-прежнему остается рекордный результат в коротком танце) встретятся, наконец, в очной борьбе.

Обилие «старых» программ в олимпийском сезоне – это, наверное, лучшая иллюстрация к тому, о чем сказал Шпильбанд. Сами фигуристы любят говорить, что старая программа – как разношенные домашние тапки: влез – и пошел с комфортом. В то время как любая новая постановка требует от фигуриста развития, а значит – дополнительного расхода сил и эмоций. Иногда можно схитрить – положить старую программу на новую музыку, создав тем самым внешний эффект новизны. Просто обмануть этим приемом можно разве что совсем неискушенного зрителя. Но почему так не делать, если «секонд-хенд» открыто поощряется арбитрами?

Можно вспомнить времена не столь давние, когда в танцах на льду царили две пары Шпильбанда и Марины Зуевой. Вирчу/Моир, выигравшие Олимпиаду-2010, как и Мэрил Дэвис/Чарли Уайт, забравшие высший титул на Играх в Сочи, отличались как раз тем, что никогда не позволяли себе многократно эксплуатировать однажды поставленную выигрышную программу. Это был своего рода принцип – каждый раз удивлять публику чем-то неожиданным. Подозреваю, кстати, что именно поэтому очень многие болеют в этом сезоне не за французов, ставших апологетами единожды найденного стиля, а за канадцев с их извечным поиском: что бы такого еще придумать, чтобы зал ахнул?

Касается все сказанное не только танцев, но и почти всех тех, кто претендует в этом сезоне на значимый результат. Старые программы у Юдзуру Ханю, у экс-чемпионов мира в парном катании Меган Дюамель/Эрика Редфорда, у Эшли Вагнер и Кейтлин Осмонд, и даже у дебютантки, возмутительницы «взрослого» спокойствия Алины Загитовой. Можно восхищаться ее Дон Кихотом – и программа действительно заслуживает этого восхищения, но можно встать и на сторону вице-чемпиона Игр в Турине Стефана Ламбьеля, считающего, что для недавнего юниора совершенно недопустимо катать программы два сезона подряд, потому что это сразу тормозит артистическое развитие фигуриста.

С другой стороны, одиночники все-таки стоят особняком. Взять того же Ханю, вписавшего в рамки «старой» программы два новых четверных прыжка – лутц и риттбергер. Такая программа заставляет спортсмена максимально концентрироваться на любом, даже тренировочном прокате, у него быстрее расходуется энергия, быстрее наступает утомление. А олимпийский сезон – особенный: в нем нет почти двухмесячного перерыва между главным континентальным стартом (чемпионатом Европы или турниром Четырех континентов) и чемпионатом мира – соревнования идут одно за одним, лидеру нужно выдать несколько максимально качественных прокатов подряд и не факт, что лучший из них придется на Олимпийские игры. Помню, как в самом конце 2009-го тренеры Мао Асады радовались тому, что спортсменка не отобралась в финал Гран-при, провалив первый из двух этапов серии.  Мао тогда нужно было во чтобы то ни стало выигрывать чемпионат Японии (внутри федерации у нее имелась более чем серьезная конкуренция со стороны чемпионки мира-2007 Мики Андо), а затем – готовиться к тому, чтобы бороться за золото в Ванкувере с Юной Ким. Если бы фигуристка прошла в финал Гран-при, отказа от выступления не допустили бы спонсоры.

В аналогичной ситуации сейчас находится и Ханю: его жизнь с одной стороны ограничена рамками льда, с другой – многочисленными контрактными обязательствами. А плата за относительную «свободу» слишком высока: Полученная на турнире в Японии травма ноги пока что обернулась для фигуриста десятью днями полного покоя, и никому не известно, как поведет себя нога, когда олимпийский чемпион снова выйдет на лед.

Предстоящий финал Гран-при выглядит не слишком удобным стартом даже для Евгении Медведевой: у двукратной чемпионки мира в декабре два выступления, и даже не скажешь, какое из них сложнее – то, что предстоит в Японии, или в Санкт-Петербурге на отборочном чемпионате России. Затем будет на неделю более ранний, чем обычно, чемпионат Европы, далее Олимпиада, которая начнется с командного турнира, и только спустя еще десять дней – главный старт: розыгрыш индивидуальных наград. На каждом из этих стартов Медведевой нужно отстаивать собственную недосягаемость, в то время как ни на какую другую фигуристку в мире подобная мысль не давит в принципе: большинство может позволить себе решать текущие проблемы, не слишком сильно озадачиваясь итоговым местом.

Именно так в Гренобле решала проблему с тройным акселем чемпионка мира-2015 Елизавета Туктамышева. В короткой программе фигуристка допустила две грубые ошибки (сорвала тройной аксель и лутц) и заняла последнее 11-е место. В произвольной Лиза упала с акселя снова. Алексей Мишин, тем не менее, не выглядел чрезмерно разочарованным. Сказал, комментируя выступление:

- Если бы речь шла о том, чтобы бороться за выход в финал Гран-при, мы скорее всего вообще убрали бы тройной аксель из программы, чтобы не рисковать и заработать нужное количество очков при облегченном варианте катания. Но шансов на финал мы не имели изначально. Значит, нужно было использовать лишнюю возможность опробовать проблемный прыжок в соревнованиях – что мы и сделали в Гренобле. Считаю, что в российской сборной обязательно должна быть спортсменка, которая делает тройной аксель.

Мария Сотскова и Алина Загитова, занявшие первые две позиции на пьедестале, основательно превзошли личные рекорды, но шоу украла Загитова: сумев выбраться с пятой позиции на первую, она вплотную подвела фигурнокатательную публику к вопросу: в какой же момент в женском одиночном катании сменится лидер?

Не задумываться об этом не позволяет протокол: по сравнению с выступлением двухнедельной давности в Пекине Алина на 5,71 подняла свою оценку за технику и на 1,19 – за компоненты. Ее общая сумма баллов за произвольную программу составила 151,34, в  то время, как Медведева имела на первом этапе в Москве 150,46, а в Японии – 144,40. Загитова, правда, оба раза завалила короткую программу, но поправить ситуацию несложно: один из вариантов - слегка облегчить прыжковый набор – так, чтобы в очной борьбе с чемпионкой мира в короткой программе не проиграть слишком много, а уже в произвольной включить пятую скорость.

Участие в финале Гран-при Загитовой как нельзя кстати: это наверняка стимулирует рост второй оценки и, как только она перевалит за отметку 70, у Медведевой уже не останется никаких козырей против более юной соперницы.

С точки зрения спортивных интересов страны, такому раскладу можно только аплодировать: нет никакой разницы, кто из двух спортсменок окажется более удачлив. Хотя для действующих лиц подобные противостояния - всегда драма.

В свое время было немало разговоров о том, что пятикратная чемпионка мира Мишель Кван, так и не сумевшая выиграть Олимпийские игры, в определенном смысле стала заложницей неосмотрительного решения своего тренера Фрэнка Кэролла. В 1994-м она стала второй на отборочном чемпионат США, то есть формально имела право представлять страну на Олимпиале в Лиллехаммере, но осталась запасной: тренер посчитал, что у 13-летней девочки все впереди, и олимпийская вакансия была отдана Нэнси Керриган, которая завоевала на тех Играх серебро. Спустя четыре года в Нагано Кван проиграла 15-летней Таре Липински. В Солт-Лейк-Сити ее обошла 16-летняя Сара Хьюз. Как тут не прийти к выводу, что одна из самых выдающихся фигуристок современности просто не совсем вовремя родилась?  Случись это на год раньше или позже, олимпийская летопись вполне могла бы выглядеть иначе.

Все, что имеет смысл запомнить о выступлении в Гренобле спортивных пар, можно смело свести к фразе: Евгения Тарасова и Владимир Морозов отобрались в финал Гран-при с максимальным количеством очков. Все остальное – сорванный партнершей прыжок в каскаде, ее же ошибка на выбросе и, как следствие, проигранную французской паре произвольную программу следует оставить за скобками, выбросить из головы и позабыть, как страшный сон. Такое бывает: когда ошибки вдруг начинают вылезать и накапливаться там, где по большому счету нет соперников и можно позволить себе кататься вполноги. Как выяснилось, нельзя. Чревато.

- Мы начали программу очень хорошо, подкрут тоже получился, и я даже успела подумать, заходя на прыжок, что все идет просто замечательно, - сказала после проката Тарасова. - . И тут же произошла ошибка – стоило на мгновение упустить концентрацию. Обидно, конечно: тулуп – настолько простой для нас прыжок, что даже как-то не думаешь, что можешь на нем ошибиться. И тут – такое. Я ужасно расстроилась - ошиблась-то на ерунде. Могла и не сделала. Не получилось.

Организаторы французского этапа совершили глобальную ошибку: завершать соревнования следовало бы конечно танцами. Это как минимум обеспечило бы домашней публике  максимум положительных эмоций и возможность гулять до утра, празднуя выдающуюся победу французского танцевального «оружия». А так концовка получилась просто нелепой: с долгим ожиданием выхода на лед заключительной тройки лидеров, и определения лучшего из них по принципу «кто меньше наваляет». «Дон Кихот» Хавьера Фернандеса хоть и вывел испанца в чемпионы, по эффективности действий с треском проиграл «Дон Кихоту» Загитовой.

 

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru