ВРЕМЯ РЕШАЮЩЕГО ПРЫЖКА, ИЛИ СТРАТЕГИЯ РАСПРАВЫ |
|
Фото © Reuters
Елизавета Туктамышева |
16 ноября 2017
Перед началом предпоследнего этапа Гран-при специальный корреспондент «Р-Спорт» Елена Вайцеховская размышляет о тройном акселе Туктамышевой, ахиллесовой пяте Фернандеса, вспоминает предолимпийский этап в Берси четырехлетней давности и задается вопросом, меняют ли коней на переправе.
Когда тот или иной турнир из года в год проводится в одной и той же стране, а порой и городе, невольно возникает некий комплекс воспоминаний, с этим связанный. Прошлогодний этап, который впервые проводился в Париже под новым названием Trophee de France вместо более привычного Trophee Eric Bompard - стал лебединой песней одной из величайших фигуристок современности Мао Асады.
Песня не удалась: японка осталась девятой, не справившись ни с короткой, ни с произвольной программами, а вскоре и вовсе завершила карьеру. Вспомнилось же это накануне французского этапа по простой причине: в Гренобле выступает Лиза Туктамышева, всерьез намеревающаяся использовать тот же самый козырь, что много лет был одним из основных козырей Асады – тройной аксель.
Этот прыжок у экс-чемпионки мира – как спасательный круг. Во многом благодаря ему Туктамышева стала в 2015-м чемпионкой мира, сейчас же она просто идет ва-банк, прекрасно понимая, что аксель – это единственное, что можно противопоставить натиску более юных соперниц. Речь уже не идет о том, чтобы превзойти их технически – но аксель дает шанс хотя бы сравняться, обратить на себя внимание, не выглядеть на льду спортсменкой, время которой давно и бесповоротно ушло.
Олимпийский сезон в этом плане – безумно жестокая штука. Еще год назад казалось, например, что в мужском одиночном катании есть Юдзуру Ханю и есть Хавьер Фернандес. Остальные – не более чем свита в отдалении. Но началась осень – и новые имена замелькали, как картинки в калейдоскопе.
Катастрофический провал испанца на этапе в Китае можно было объяснить и, более того, пожалеть Хавьера: он выступал без тренера (Брайан Орсер был вынужден остаться в Канаде из-за проблем, связанных со здоровьем) и выглядел, несмотря на свой колоссальный опыт выступлений, совершенно потерянным. Так нередко бывает в спорте: кто-то, выступая без опеки личного наставника, способен стопроцентно мобилизоваться (пример – Мария Сотскова на этапе Гран-при в Канаде), а кому-то нужно постоянно чувствовать тренера рядом с собой, находя в его присутствии дополнительную поддержку и мотивацию. По-человечески все это понятно. Но кто бы только знал, как унизительно и больно быть в олимпийском сезоне спортсменом, вызывающим сострадание и жалость.
Французский этап для Фернандеса – всего лишь проходной, ничего не значащий пункт. Как и для Туктамышевой, обрубившей себе шансы на финал неудачным выступлением в Китае. Но между этими двумя фигуристами есть принципиальная разница: Хавьер может себе позволить выстроить подготовку таким образом, чтобы достичь пика формы к началу февраля – к Олимпийским играм. У Лизы подобной роскоши нет и в помине: кроме нее в Гренобле будут кататься Алина Загитова и Мария Сотскова у которых на текущем этапе куда больше оснований думать об участии в Олимпиаде. Значит, Туктамышевой уже сейчас придется лезть из кожи вон – восстанавливать утраченный за два последних сезона авторитет, обращать на себя внимание, заставить публику говорить о себе. Это важно – ведь через месяц с небольшим, когда дело дойдет до отбора в национальную команду, хорошо бы иметь в активе более солидные аргументы, нежели титул чемпионки мира почти трехлетней давности.
Вообще французский турнир интересен не столько тем, кто сумеет занять немногие финальные вакансии, сколько подводными течениями. Четыре года назад, например, именно на Trophee Bompard вторая танцевальная пара России, которой тогда считались Елена Ильиных и Никита Кацалапов, набрала очень высокую сумму баллов и заняла второе место вслед за Тессой Вирчу/Скоттом Моиром, проиграв канадцам в произвольном танце менее трех баллов. По сути это было началом рокировки дуэта с чемпионами Европы-2013 Екатериной Бобровой и Дмитрием Соловьевым: между фигуристами еще не случалось серьезного очного противостояния, более того, Ильиных и Кацалапов, в отличие от соперников, в том сезоне даже не прошли в финал серии – из-за неудачного выступления на более раннем этапе. Но перелом в сознании многих судей, после которого они стали смотреть на юных российских танцоров уже другими глазами, произошел именно в Париже. Не случись того выступления, не думаю, что Лена с Никитой сумели бы претендовать в Сочи на место в командном турнире и затем дотянуться до личной олимпийской бронзы.
Использовать любой повод, чтобы максимально поднять «акции» собственных спортсменов – прием интернациональный. Сильно удивлюсь, например, если в Гренобле не будут обновлены существующие мировые рекорды в танцах. Сделать это предстоит, разумеется, Габриэле Пападакис и Гийому Сизерону.
Любопытный факт: на уже упомянутом мной турнире четырехлетней давности Пападакис и Сизерон тоже были в числе участников – остались пятыми. А далее начался стремительный прогресс, завершившийся двумя подряд победами на мировых первенствах. Последний чемпионат Габриэла и Гийом проиграли канадцам Тессе Вирчу/Скотту Моиру, и именно поэтому, как мне кажется, сейчас им до зарезу нужен максимальный результат, причем такой, который вряд ли может быть кем-то превзойден в обозримом будущем. Ведь оценивая ту или иную пару, судьи всегда держат в голове ее личный рекорд – как ориентир. Значит, чем выше он будет на момент решающего (читай – олимпийского) противостояния, тем реальнее у спортсменов шанс в спорной ситуации расправиться с соперниками - перетянуть судейские голоса на свою сторону.
Условия для похода на рекорд у французов идеальные: в предыдущий раз они обновляли рекордные цифры две недели назад на этапе Гран-при в Пекине, логично предположить, что с тех пор танцы двукратных чемпионов мира стали еще чуть более «вкатанными», плюс – ажиотаж родных стен, домашнее судейство и (что принципиально важно) – отсутствие реальных соперников. То есть не существует ни единого фактора, который мог бы вызвать у арбитров желание придержать оценки. Разве что Габи и Гийом сами преподнесут такую возможность, сорвав какой-либо элемент.
Год назад, когда французы выступали на этапе Гран-при в Париже в ранге действующих чемпионов мира, а российский танцевальный бомонд достаточно раздраженно судачил о том, что сильнейший дуэт уже который сезон катается в одном и то же стиле, Татьяна Тарасова сказала в телевизионном комментарии: «Давайте очень внимательно посмотрим. Мы должны понять, за счет чего Пападакис и Сизерон до такой степени недосягаемы».
После того, как танцоры победили на этапе Гран-при в Китае, знаменитый тренер призналась:
- Каждый раз, когда я на них смотрю, получаю все новые и новые впечатления. Это – не просто танец. Для меня это абсолютное слияние с музыкой - как разговор с богом. Не понимаю, как они это делают?
Не думаю, что здесь возможен однозначный ответ. Вопрос: «Как?» подразумевает прежде всего технологию. Примерно, как у Алины Загитовой с ее произвольной программой «Дон Кихот», про которую уже очень много написано и сказано. Внешне все вроде бы очевидно: поставь все прыжки во вторую половину программы – и ты в выигрыше. На самом деле все гораздо запутаннее: для того, чтобы получать максимальные бонусы, требуется множество составляющих. В частности - короткие и сложные заходы на прыжковые элементы и каскады и не менее сложные выезды из них (как раз по этой причине Лизе Туктамышевой не слишком сильно «плюсуют» даже самые безукоризненные прыжки). Одна из лучших в этом аспекте Кейтлин Осмонд тоже выступит в Гренобле, и, честно говоря, очень хочется пожелать канадке идеального проката – для того, чтобы понять, насколько конкурентоспособной в сравнении с ней окажется Загитова.
Не исключаю, кстати, что именно на этом этапе российская фигуристка, имеющая на текущий момент наиболее высокую сложность программ, при безошибочном их исполнении может совершить скачок подобно тому, как это сделали Ильиных и Кацалапов в 2013-м: вплотную подобраться к результату Евгении Медведевой, а то и превзойти баллы чемпионки мира. Превратиться из догоняющей – в лидера. Понятно, что сейчас, пока этап еще не начался, в подобный расклад верится с трудом. Мне же вспоминаются слова Этери Тутберидзе, которые тренер сказала в одном из своих первых интервью, когда ее ученица Юлия Липницкая выиграла юниорский финал Гран-при в Квебеке: «Знаете, как нередко бывает в легкой атлетике: на длинной дистанции побеждает тот, кто на протяжении всего забега отсиживался за чужими спинами, отдыхал и сделал финишный рывок лишь в последний момент. Я бы предпочла именно такую тактику для своих спортсменок».
Именно таким образом два сезона спустя Липницкая выскочила из-за спин всех сильнейших фигуристок мира. Просто тогда ее тренер вряд ли могла предположить, что пройдет еще четыре года и в роли убегающей окажется одна ее ученица, а в роли «охотника» - другая.
В плане заочных противостояний французский этап вообще драматичен для одиночников: на фоне серьезно травмированного олимпийского чемпиона Сочи Юдзуру Ханю роль лидера мирового фигурного катания вполне может прийтись впору Семе Уно. Звучит невероятно? Ну так можно вспомнить, как быстро (и тоже из-за травмы) был смещен со своих позиций в 2013-м легендарный Дайсуке Такахаши. Олимпийская чемпионка Турина Шизука Аракава, которая отчаянно желала видеть фигуриста в составе олимпийской сборной, но как никто другой была осведомлена о реалиях японской действительности, сказала тогда: «Никто не умаляет заслуг Такахаши перед нацией и спортом, но для федерации фигурного катания убедительны только результаты…»
Что до Уно, который пока еще имеет вполне официальный статус второго номера японской команды, именно он сейчас является одним из претендентов на то, чтобы не просто отобраться в финал Гран-при, но и выиграть его.
Правда сначала ему нужно все-таки победить в Гренобле.
|