|
Фото © Reuters
Хельсинки. Анна Погорилая |
4 апреля 2017
Сразу после окончания мирового первенства в Хельсинки федерация фигурного катания опубликовала список фигуристов, которые во второй половине апреля примут участие в коммерческом командном турнире в Японии. В российскую заявку вошли Евгения Медведева, Елена Радионова, Максим Ковтун, Михаил Коляда, спортивная пара Евгения Тарасова/Владимир Морозов и танцевальный дуэт Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев.
В тренерском кругу список вызвал недоумение: среди тех, кто отправится в Японию, не оказалось Анны Погорилой. По одной версии, фигуристку отстранили в связи с тем, что она крайне неубедительно выступила в Хельсинки – сорвала произвольную программу и заняла общее 13-е место. По информации другого источника, наказание носило исключительно дисциплинарный характер – за то, что по мнению руководителей ФФККР, Анна, закончив произвольный прокат, повела себя недостойным для российской фигуристки образом: опустилась на колени на лед, плакала, в общем, как любили писать в советские времена, опорочила светлый лик оказавшего ей доверие государства.
Это решение стало фактом, которому как минимум хочется дать оценку. На протяжении сезона Погорилая не дала ни одного повода упрекнуть себя в том, что недостаточно серьезно относится к своей профессиональной деятельности. Она выиграла оба этапа «Гран-при», в которых участвовала – в Москве и Японии, стала третьей в финале чемпионской серии, сразу после этого честно завоевала право представлять страну на главных стартах и выиграла серебряную медаль на чемпионате Европы. На фоне этого уровня достижений, провал в Хельсинки стал для фигуристки шоком.
Когда мы разговаривали с Анной на следующий день после проката, она призналась, что морально просто оказалась не готова к тому, что в первом же прыжке случится грубая ошибка – «бабочка» вместо трех оборотов. Фигуристка пояснила, что на всех тренировках между европейским и мировым первенством, где программы приходилось без остановки катать от начала и до конца, она не допустила в прыжках ни единого срыва. Это, разумеется, вселило уверенность, что и в соревнованиях все будет в порядке.
Поэтому ошибка и вызвала столь сильную растерянность, и взять себя в руки по ходу проката Погорилой просто не удалось. Отсюда – неосознанная эмоциональная реакция на льду, невозможность принять результат и пережить его так, словно ничего не случилось.
Подобного рода несчастные случаи случаются со многими. Наиболее свежий пример – чудовищный провал вице-чемпионов Олимпийских игр в Сочи Ксении Столбовой/Федора Климова в короткой программе турнира спортивных пар. Единственный правильный выход в такой ситуации – поддержать спортсмена, не позволить ему уйти в глубокий психологический минус. Другими словами, не размазывать его по стенке под высокопарные крики об оказанном доверии, а помочь справиться с ситуацией, тем более что речь идет не только об одной из немногих фигуристок в мире, способных бороться на высшем уровне за чемпионство, но и о спортсменке, умеющей очень быстро делать выводы из неудач – что, собственно, Анна с ее тренером и демонстрировали весь нынешний сезон.
Понятно, что большой спорт – не богадельня. Но именно поэтому и не следовало включать Радионову в состав нынешней сборной. В фигурном катании существует практика замены одних спортсменов на других между европейским и мировым первенствами. Если становится очевидно, что свою лучшую форму спортсмен продемонстрировал в момент отбора в команду, а на международной арене оказался несостоятелен, такая замена, как правило, ни у кого не вызывает вопросов. Возможно, было бы логичнее, если бы рокировка произошла после того, как на чемпионате Европы не слишком удачно выступил Мария Сотсковаа.
С другой стороны, дебютантка, несмотря на допущенные в произвольной программе ошибки, показала в Остраве достаточно неплохой результат – стала четвертой. В то время как Радионова хоть и выиграла Универсиаду, проходившую почти в те же сроки, что европейский чемпионат, но каталась там ничуть не лучше, чем Сотскова в Чехии: ошиблась в произвольной программе в двух прыжках и в сумме набрала на второстепенном турнире всего на четыре балла больше, чем 16-летняя дебютантка на своем первом европейском первенстве.
Тренер Погорилой Анна Царева сказала мне в телефонном разговоре, что вынуждена подчиниться решению ФФККР: ее подопечная, как ни крути, действительно провалила мировой чемпионат, а командный старт в Японии – предолимпийский. То есть имеет для страны повышенную важность. Именно в таком ключе до Царевой была донесена необходимость замены.
Как раз в этом и есть определенное лукавство: Японский World Team Trophy – турнир исключительно коммерческий. В нем никто, кроме выступающей перед своими спонсорами страны-хозяйки не лезет из кожи вон, не говоря уже о том, что формат соревнований имеет не так много общего с олимпийским. Это турнир, где фигуристы (а через них – и их тренеры) зарабатывают приятный бонус к завершившемуся сезону – получают немалые призовые деньги. И как раз этих денег ФФККР своим решением лишило спортсменку, которая принесла стране на серьезных международных стартах четыре медали, две из которых были золотыми.
Решению ФФККР не добавляет логики и другой факт: в мужском одиночном катании Максим Ковтун выступил в Хельсинки ничуть не лучше Погорилой – остался 11-м. Если быть последовательным, наказания за этот результат спортсмен заслуживал ничуть не в меньшей степени – если вообще становиться на карательную позицию. Возможно, Максиму помешала травма ноги – ушиб колена и серьезное растяжение связок, о чем журналистам сказала в Хельсинки тренер фигуриста Инна Гончаренко. Но тогда тем более стоило задуматься о том, чтобы поставить на первое место лечение, а не зарабатывание денег в коммерческом прокате – если уж вести речь о значимости наступающего олимпийского сезона для страны.
Хотя возможно руководство ФФККР вообще не рассматривает мужское одиночное катание, как вид, за который нужно беспокоиться на текущем этапе: у нас же есть Женя Медведева? Значит, все в порядке: она амбразуру и прикроет – как прикрыла в Хельсинки. Ведь, положа руку на сердце, даже с учетом золота Медведевой и локального героизма Жени Тарасовой, спасшей реноме страны в парном катании, чемпионат получился для России скорее провальным, нежели удовлетворительным. А значит, самое время начинать искать крайнего. В лице Погорилой его, судя по всему, и нашли.
|