Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира-2016 - Бостон (США)
СИНИЦИНА И КАЦАЛАПОВ ПРЕДЪЯВИЛИ АМБИЦИИ
Виктория Синицина и Никита Кацалапов
Фото © AFP
Виктория Синицина и Никита Кацалапов

29 марта 2016

Первый соревновательный день чемпионата был отдан на откуп танцорам и мужскому одиночному катанию. По итогам короткого танца дебютанты российской команды Виктория Синицина/Никита Кацалапов идут на девятой позиции, Александра Степанова/Иван Букин – одиннадцатые

Тренерам одиночников – особенно тренерам старой фигурнокатательной закалки – во все времена было свойственно относиться к танцорам скептически. Во времена не столь давние порой вообще раздавались призывы исключить танцы из программы соревнований. Мол, не спорт это: ни прыжков нет, ни внятных элементов. Ну и зачем, спрашивается, нужны эти танцы фигурному катанию?

Кто бы мог тогда подумать, что пройдет совсем немного времени, и танцевальные шаги окажутся до такой степени востребованы в фигурном катании, что у одиночников станет правилом хорошего тона доверять постановку дорожки шагов танцевальным специалистам? Не все же от природы наделены виртуозностью конька, какой отличался, скажем, олимпийский чемпион Нагано Илья Кулик или четырехкратный чемпион мира Курт Браунинг?

С канадцем мы во вторник возвращались с катка одним автобусом, сидя на соседних местах. Разумеется, разговорились о турнире мужчин-одиночников, на тренировках которых Браунинг, как выяснилось, провел весь день, наблюдая за лидерами и большей частью за соотечественником, Патриком Чаном. Когда я попросила поделиться соображениями, Курт сказал:

– Видишь ли, в чем дело. Фигурное катание стало совсем не тем, что было в мои времена. Я порой считал себя абсолютным суперменом, удачно выполняя четверной прыжок. Сейчас фигуристы прыгают по три-четыре таких прыжка в одной программе. Для того чтобы реализовать подобную задачу и стабильно выполнять программу на протяжении сезона, человек должен постоянно находиться в очень хорошей мышечной форме, когда все мышцы реально “звенят” от готовности работать. Это не только дополнительные и более продолжительные тренировки. Это правильный режим, правильное питание, то есть очень большой комплекс вещей, способных сделать жизнь любого атлета невыносимой, если только ты сам не получаешь от этого удовольствия. Честно говоря, я смотрел сегодня не столько на прыжки Чана, сколько на его лицо. И могу сказать, что Патрик не производит впечатления человека, которому по-прежнему нравится кататься. Он просто выполняет тяжелую работу. Хотя делает это блестяще.

– А сам ты всегда катался, наслаждаясь процессом?

– Представь себе, да. За исключением Олимпийских игр. На чемпионатах мира я вообще не думал ни о каких медалях. Порой откровенно импровизировал на льду, между делом выполняя прыжки. И побеждал.
А вот на Играх до такой степени рвался выиграть золото, что не мог думать ни о чем другом. Особенно на двух последних, куда приезжал уже порядком увешанным титулами и искренне верил, что олимпийские медали фактически у меня в кармане. В общем, ничего хорошего из моего рвения не выходило – ни в Калгари, ни в Альбервилле, ни в Лиллехаммере. Чем больше старался доказать, что я могу, тем плачевнее был результат.

– Думаешь, нечто подобное происходит сейчас с Чаном?

– Очень может быть. Он по-прежнему способен выигрывать, просто в той ситуации, что сложилась сейчас в мужском катании, очень трудно не думать о том, что выиграть у Юдзуру Ханю невозможно в принципе…

* * *

Браунинг, возможно сам того не желая, сформулировал основную проблему мужского катания. Явление, под названием «Ханю» впору сравнивать с явлением миру Боба Бимона с его победным прыжком в длину на 8,90 на Олимпиаде в Мехико. Неслучайно в число призеров тех Игр не вошли наиболее реальные фавориты турнира: прыжок американца шарахнул по ним наотмашь, морально растерзав в клочья.

Почему в противостоянии с японцем наиболее удачен действующий чемпион мира Хавьер Фернандес, выигравший свой титул год назад в очном единоборстве с Ханю, наверное, тоже объяснимо. Во-первых, оба спортсмена тренируются на одном льду и у одного тренера – Брайана Орсера. То есть никакого пиетета по отношению к более юному сопернику у испанца не может быть по определению. Хотя главное, как мне кажется, даже не в этом. А в жизнелюбивом характере Фернандеса, умеющего находить для себя удовольствие во всем, чем бы он ни занимался. Кстати, по мнению Браунинга, главная заслуга Орсера как тренера заключается вовсе не в том, что он научил испанца прыгать или скользить. А в том, что он сумел вписать всю энергию своего подопечного в рамки катка – полностью увлечь его процессом.

Хотя конечно же Ханю – явление иного порядка. Космического. Доминанта его катания это не банальное have fun, или в просторечии – получение кайфа от процесса, а гораздо круче: миссия. Соответственно, японец даже в тренировках выглядит на льду как человек, выполняющий посредством фигурного катания великую миссию перед миром.

Отсюда – игнорирование усталости, травм, сколь бы тяжелыми они ни были, отсюда же иллюзия абсолютной легкости всего, что Юдзуру делает на льду. Действительно: если твоя миссия, выражаясь высоким слогом, состоит в том, чтобы водрузить на самой высокой вершине знамя Великой Победы, к чему вообще обращать внимание на то, идешь ли ты к этой победе по раскаленным углям или лезвиям самурайских мечей?

Все это делает Ханю скалой, о которую, как о легендарный прыжок Бимона, разбиваются намерения большинства соперников бороться с японцем за победу. Даже когда Юдзуру ошибается, мало кто оказывается способен перехватить инициативу: для того чтобы быть на это способным, нужно профессионально тренировать не только мышцы, но и голову.

* * *

Тема спортивных амбиций получила продолжение в среду, когда в коротком танце начали состязаться дуэты. Зная о достаточно серьезной технической проблеме Никиты Кацалапова с одним из основных элементов – твиззлами, можно сказать, что все закончилось исключительно благоприятно, хотя в самом конце одной из секций фигуристы лишь чудом не столкнулись лезвиями. Подвох оказался в другом: безупречная внешне дорожка шагов была оценена лишь вторым уровнем сложности, а каждый более высокий уровень повышает базовую оценку на 1,5. Другими словами, откатай Синицина/Кацалапов задуманную сложность по максимуму, их итоговые баллы могли быть вполне сопоставимы с лидерскими. В «минус» пошло и то, что Синицина и Кацалапов катались в одной из слабейших групп – второй из шести.

Тренеры дуэта Марина Зуева и Олег Эпштейн тем не менее откровенно радовались.

– Не все сразу, – прокомментировала прокат Марина. – Мне даже нравится, что Вика с Никитой имели очень ранний стартовый номер. Кататься в таких условиях тоже нужно уметь, так что это полезно во всех отношениях. Понятно, что ребятам тяжело, что они не могут не чувствовать ответственности, которая лежит на них в связи с тем, что нужно возвращать танцевальные квоты, но я рада, что Вика с Никитой через эти сложности проходят. Именно это для нас сейчас главное, а не вопрос стартового номера или судейского отношения. У ребят этот чемпионат – первый, и моя задача сводилась не только к тому, чтобы поставить программы в начале сезона и накатать их, но и в том, чтобы спортсмены были готовы «головой». Чтобы их сознание правильно воспринимало все, что происходит. А перестроить сознание спортсмена гораздо сложнее, чем натренировать мышцы или даже изменить структуру тела.

– Имеете в виду Кацалапова с его привычным опасением перед твиззлами и как следствие – частые ошибки?

– Не только, хотя мы действительно много работали с Никитой в этом отношении. А вот проблема Вики заключалась в том, что ее мышление, когда мы начали работать вместе, довольно долго оставалось в какой-то степени юниорским. Оказаться в паре с призером Олимпийских игр для Синициной само по себе было успехом. На тренировках Вика очень старалась, выполняла все, что ей говорят, но настоящих амбиций, которые всегда отличают чемпионов, у нее не было.

– Хотите сказать, что такие амбиции тренируются?

– Конечно. Это ведь тоже вопрос психологии. Спортсмен должен понимать, для чего и ради какого результата он делает в тренировках ту или иную работу. Если работа сделана хорошо и ты сам отдаешь себе в этом отчет, амбиции не могут не появиться. А человек с амбициями всегда катается иначе, чем тот, кто ставит перед собой задачу просто откатать программу без ошибок.

* * *

Выступления сильнейшей группы началось с того, что Майя и Алекс Шибутани, имеющие первый стартовый номер в пятерке, подняли зал, почти на два балла превысив личный рекорд и показав лучшую сумму сезона в мире.

Это был уже серьезный тренерский триумф Зуевой – весомая заявка на то, чтобы выиграть вместе со своей парой мировое первенство. Зная, что у действующих чемпионов мира Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона короткий танец не является слишком сильной стороной, стратегия в этом отношении могла быть только одна: постараться оторваться в первом выступлении как можно дальше и уже потом стараться удержать преимущество.

Своим совершенно выдающимся с технической точки зрения прокатом Майя и Алекс добились гораздо большего, нежели личного рекорда. После их оценок надо льдом повисла совершенно невыносимая атмосфера для всех остальных пар: все понимали, что приблизиться к лидерам (не говоря уже о том, чтобы обойти их) поможет только совершенно безупречный прокат, а в таких случаях страх совершить ошибку сковывает гораздо сильнее, чем нервы.

Никто не учел другого. Того, что точно так же наотмашь, вытащив из своего танца абсолютный максимум, сумеют откататься французы. Хотя понятно, что на их стороне (в отличие от прошлого сезона) играл еще и титул.

По итогам первого выступления стало очевидно, что сохранить за собой в танцах три квоты на следующий сезон Россия скорее всего не сможет: для этого итоговая сумма мест двух участников от страны должна составлять не более 13 баллов, а совокупный результат российских дуэтов составляет на текущий момент 20.

При этом столь же очевидно, что Синициной и Кацалапову вполне по силам подняться на несколько позиций выше: их отставание от трех стоящих выше дуэтов вполне реально отыграть в произвольном танце.

Чемпионат мира. Бостон. 30 марта. Короткий танец. 1. Пападакис/Сизерон (Франция) – 76,29. 2. М. Шибутани/А. Шибутани (США) – 74.70. 3. Чок/Бейтс (США) – 72,46. 4. Уивер/Поже (Канада) – 71,83. 5. Гиллес/Порье (Канада) – 70,70. 6. Капеллини/Ланотте (Италия) – 70,65. 7. Хаббел/Донохью (США) – 68,44. 8. Кумс/Бакленд (Великобритания) – 68,23. 9. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ – 67,68... 11. СТЕПАНОВА/БУКИН – 63,84.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru