НА ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ БЕЗ ЛИПНИЦКОЙ И СОТНИКОВОЙ |
|
Фото © Александр Федоров
Юлия Липницкая и Аделина Сотникова |
27 декабря 2015
Чемпионат России завершился уникальным по накалу страстей турниром. Продемонстрировав безупречные прокаты, право представлять Россию на чемпионатах Европы и мира завоевали Евгения Медведева, Елена Радионова и Анна Погорилая.
В воскресенье утром были объявлены составы и в остальных видах программы. В танцах и мужском катании в сборную в полном соответствии со спортивным принципом были включены трое лучших, а в парах Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову придется уступить место подопечным своего же тренера и победителям недавнего финала «Гран-при» Ксении Столбовой/Федору Климову.
* * *
Действующая чемпионка мира Елизавета Туктамышева осталась восьмой, на строчку выше расположилась чемпионка Европы-2014 Юлия Липницкая, а победительница Игр в Сочи Аделина Сотникова показала шестой результат. Другими словами, разрыв с лидирующей тройкой оказался слишком велик для переживаний по поводу того, что наиболее харизматичные и титулованные российские одиночницы оказались вне национальной сборной.
Когда чемпион (а в российском варианте – все три призера) показывает столь недосягаемый уровень мастерства, те, кто постарше, невольно задаются вопросом: а стоит ли продолжать? Об этом незадолго до российского чемпионата я разговаривала с Еленой Буяновой. Спросила тренера, готова ли Сотникова к тому, что может проиграть? И понимает ли, каким тяжелым может оказаться возвращение.
– Мы всегда очень много разговаривали на подобные темы, – ответила Елена. С тех самых пор, как Аделина начала соревноваться со взрослыми девушками, я объясняла ей, что когда-нибудь на их месте окажется она сама, и ее начнут обыгрывать те, кто только начинает кататься. Не потому, что они сильнее, а просто в силу того, что прыгать с «маленьким» телом намного проще. Говорила, что этот период надо просто пережить, не опуская рук. После Олимпийских игр мы тоже много чего обсуждали. Так что Аделина, приняв решение вернуться, прекрасно отдавала себе отчет в том, куда идет и как придется работать.
Выполненной на тренировках работы олимпийской чемпионке не хватило. Сотникову, безусловно, было за что похвалить, но физический и функциональный запас оказался слишком невелик, чтобы справиться с прыжками. Парадокс ситуации заключался в том, что в феврале 2014-го произвольная программа спортcменки с каскадом из лутца и тулупа была одной из наиболее сложных и уступала только постановке Мао Асады с двумя тройными акселями. Но за прошедшие полтора года такой набор прыжков стал абсолютно рядовым для доброго десятка только российских спортсменок. И это значит, что если рассчитывать на полноценное возвращение всерьез, Сотниковой нужно изменить слишком многое. Прежде всего – готовность тела, его мышечное состояние.
То же самое касается Липницкой и Туктамышевой. Юля в этом ряду пока стоит особняком: рассчитывать, что изменения, сделанные за три недели командой Алексея Урманова, сразу принесут желаемый результат, было бы попросту наивно. Нужно ли было победительнице командного олимпийского турнира вообще ввязываться в битвы российского чемпионата, когда предстоит заново учиться многим вещам? На мой взгляд, да. Во-первых, мы все увидели, как способна кататься спортсменка, во-вторых, умение проигрывать и не отчаиваться по этому поводу, убивая собственную нервную систему, а делать выводы и продолжать работать – крайне полезный навык для любого спортсмена.
Интересный штрих: разговаривая до начала чемпионата с известным тренером Валентином Николаевым я, разумеется, подняла тему послеолимпийских возвращений. В свое время у этого специалиста, когда он работал вместе с Галиной Змиевской, каталась и стала олимпийской чемпионкой Оксана Баюл, а несколько лет спустя Николаеву пришлось буквально возвращать Баюл к жизни – вытаскивать ее из эмоциональной и физической пропасти, в которую спортсменка рухнула после Игр в Лиллехаммере. На мой вопрос, каково это – заниматься реанимацией спортсмена после столь грандиозного успеха и последующего провала, тренер вдруг начал рассказывать совсем о другом. О том, как однажды, искупавшись ранней весной в ледяной воде Днепра, обнаружил, что на берегу у него украли одежду. В результате подхватил дичайшее воспаление, выкарабкаться из которого не помогали никакие уколы и антибиотики. Когда дело стало совсем плохо, один из врачей сказал: «Не имею права давать вам такую рекомендацию и очень бы просил на меня не ссылаться, но способ есть: нужно взять полсотни горчичников и ровно на 45 минут поставить их на спину».
Рассказывая мне об этом, Николаев признался, что сам не понимает, как вытерпел тогда эту экзекуцию. Но через два дня от болезни не осталось и следа.
Историю же тренер вспомнил потому, что перезагрузка спортсмена и вывод его на новый уровень по его словам – очень похожая вещь. Просто роль «горчичника» здесь выполняет тяжелейшая летняя работа, причем не в зале, а на песке. Болезненная и порой невыносимая. Но она всегда дает результат. Ведь любое возвращение спортсмена подразумевает, что подниматься нужно уже на совершенно иную высоту, не ту, что была ей, когда он сознательно или вынужденно уходил.
Возвращаясь к Липницкой, можно сказать, что нынешняя ситуация вообще достаточно благоприятна для спортсменки: можно активно начинать работать над новыми программами, усложнять прыжки, а параллельно с этим продолжать выступать в турнирах российского уровня со старыми программами, нарабатывая соревновательные навыки. Примерно так же, как делала это год назад Туктамышева, принимая участие чуть ли не во всех соревнованиях подряд.
При всей неудачности выступления чемпионки мира в Екатеринбурге, у Лизы в отличие от соперниц (и тех, кто поднялся на пьедестал – в том числе) есть громадный козырь: тройной аксель. В Екатеринбурге, правда, стала очевидна старая проблема: когда у спортсменки не ладятся прыжки, программа тут же начинает выглядеть «пустой». А это по нынешним временам – серьезный минус. Но для того, чтобы выполнить две программы с тремя акселями и прочими элементами, увязав их сложной и «дорогой» хореографией, нужны, опять же, совершенно иные физические и функциональные качества. И тогда, как бы парадоксально это ни звучало сейчас, Туктамышева без труда сумеет бороться с той же Медведевой, хотя результат юной чемпионки в Екатеринбурге сильно провоцирует думать о том, что в российском женском катании появился лидер, которого уже не догнать.
В нынешнем сезоне это, безусловно, так: Женя имеет прекрасный шанс собрать золото на всех оставшихся турнирах без исключения. То есть пройти по всем турнирам даже круче, чем это сделала Липницкая в 2014-м, выиграв золото на европейском первенстве и серебро – на мировом.
С другой стороны, убегать, когда ты лидер, всегда сложнее, чем догонять. Главное, чтобы у спортсменки хватило сил и на это тоже.
* * *
Парное катание – тот самый вид, где руководству российской федерации фигурного катания предстояло изрядно поломать голову, определяясь с составом сборной на текущий сезон. Олимпийские чемпионы Сочи Татьяна Волосожар и Максим Траньков, ставшие в очередной раз чемпионами страны, сняли все вопросы относительно своего возвращения. Достаточно убедительными вышли прокаты и двух других призеров – Юко Кавагути/Александра Смирнова и Евгении Тарасовой/Владимира Морозова.
Подопечным Москвиной, можно сказать, повезло: их второй результат оказался всего на 0,12 лучше третьего. Формально это обезопасило пару от того, чтобы угодить «под раздачу», как угодили бронзовые призеры. Не думаю, что потерю возможности поехать на континентальное первенство для набирающей ход пары можно считать безболезненной.
С другой стороны, не исключено, что будут еще сюрпризы. Озвученная пресс-службой федерации рекомендация врачей по поводу травмы спины Климова сводилась к тому, что возобновлять тренировки спортсмен сможет не ранее чем через две недели. Такой срок «простоя» при нынешней конкуренции слишком велик, чтобы не потерять форму.
Успеют ли набрать более высокие кондиции Волосожар и Траньков – тоже открытый вопрос. На текущий момент спортсмены заслуживают самых высоких похвал в свой адрес – их возвращение стало полноценным, без всяких скидок на былые титулы. Но что последует за победой в Екатеринбурге – спад или продолжение подъема, – вопрос пока открытый.
Хотя здесь конечно же имеет смысл положиться на интуицию и стратегическое мышление Нины Мозер. Наверняка она, как никто другой, понимает, насколько серьезным может оказаться в Братиславе противостояние со стороны пятикратной чемпионки мира Алены Савченко с ее новым партнером Бруно Массо.
* * *
Сразу после того, как закончился танцевальный турнир и на пьедестал не попали чемпионы прошлогоднего первенства страны Елена Ильиных и Руслан Жиганшин, болельщики пары организовали в интернете акцию с призывом включить любимцев в состав сборной и повезти их на европейский чемпионат. Акция не удалась: танцевальный «пул» был сформирован в точности с расстановкой на пьедестале. Да и был ли иной вариант?
Подозреваю, что нет. Можно сколь угодно рассуждать о том, что один только произвольный танец Елены и Руслана стоит того, чтобы быть показанным на международном уровне (за него фигуристы, к слову, получили в Екатеринбурге второй результат), но руководству ФФККР ни в какие времена не было свойственно руководствоваться эмоциями. Во главе угла всегда стоял жесткий расчет. С профессиональной же точки зрения, которая хоть и не для прессы, но озвучивалась в узких кругах не раз, ни Ильиных/Жиганшин, ни Виктория Синицина/Никита Кацалапов не состоялись в том масштабе, чтобы считать свершившуюся в 2014-м рокировку (а заодно и ожидания ФФККР) оправданной. Несмотря даже на то, что второй из дуэтов выиграл в Екатеринбурге короткий танец и едва не выиграл произвольный.
Я далека от достаточно распространенного мнения, что Лену и Никиту нужно любой ценой возвращать в объятия друг друга – то есть реанимировать когда-то многообещающий дуэт. Хотя бы потому, что те ошибки, которые в Екатеринбурге помешали одной из пар выиграть, а другой – попасть на пьедестал, Ильиных и Кацалапов совершали и в годы совместных выступлений. Достаточно вспомнить чемпионат Европы-2014 в Будапеште, где падение партнерши в произвольном танце лишило фигуристов совершенно реального золота, и мировое первенство того же сезона в Саитаме, где ничуть не менее реальная высшая награда была упущена из-за грубейшей ошибки партнера.
Ну и с чего сейчас утверждать, что все эти проблемы враз были бы решены, захоти вдруг бывшие партнеры снова объединиться?
Вопрос здесь в другом. На текущий момент ни одна из российских пар, включая чемпионов, не способна биться за высший титул. Ну и какая в этой ситуации разница, как будут звать тех, кто претендует на третью вакансию в сборной?
Думаю, рассуждения руководителей российского фигурного катания шли именно в этом ключе. Поэтому и решение было принято сразу. И уж точно начинать переживать по этому поводу стоило не в Екатеринбурге, а гораздо раньше.
Чемпионат России. Екатеринбург. Дворец спорта «Уралец». 25 декабря. Женщины. Финал. 1. Медведева – 234,88. 2. Радионова – 222,57. 3. Погорилая – 214,30. 4. Цурская– 205,46. 5. Сотскова – 201,32. 6. Сотникова – 197,98. 7. Липницкая – 195,24. 8. Туктамышева – 194,74.
Пары. 1. Волосожар/Траньков – 2. Кавагути/Смирнов Тарасова/Морозов – 77,21. 4. Астахова/Рогонов – 71,89. 5. Забияко/Энберт – 70,60. 6. Базарова/Депутат – 67,30.
Танцы. 1. Боброва/Соловьев – 176,98. 2. Синицина/Кацалапов – 175,83. 3. Степанова/Букин – 170,26. 4. Ильиных/Жиганшин – 169,72. 5. Загорски/Гурейро – 159,60. 6. Яновская/Мозгов – 139,86.
|