ПОЧЕМУ НЕ ПРОЗВУЧАЛА ФРИДА? |
|
Фото © Ксения Нуртдинова
Елена Ильиных и Руслан Жиганшин |
26 декабря 2015
В пятницу Елена Ильиных и Руслан Жиганшин, ставшие по итогам прошлого года сильнейшим танцевальным дуэтом России, заняли четвертое место. Это означает, что по критериям отбора спортсмены могут попасть на основные старты сезона только в том случае, если тренерский совет ФФККР проголосует в их пользу.
Я совершенно не претендую на объективность – это всего лишь мои личные впечатления от танца, который должен был стать главным хореографическим событием сезона – и не стал им. Наверное, это первое, что следует сказать, начиная писать о «Фриде». Сейчас можно говорить по этому поводу что угодно, но задумывалась эта программа как чемпионская. И очень хотелось верить, что именно такой она и получится.
Произвольную постановку Ильиных и Жиганшина я впервые увидела 15 августа, приехав к фигуристам на тренировку в Москве. Вместе со мной на катке тогда был танцевальный специалист ФФККР, олимпийский чемпион Геннадий Карпоносов. Когда первый прогон программы был завершен, впечатление оказалось столь сильным и одновременно с этим неоднозначным, что мы оба какое-то время молчали, не зная, что сказать. Потом, начав обсуждать увиденное, сошлись на том, что танец, созданный выдающимся испанским постановщиком Антонио Нахарро, получился на редкость «многослойным» – открывающим все новые и новые грани с каждым очередным прокатом, даже тренировочным. Но для того, чтобы он «заиграл», нужна поистине нечеловеческая работа как самих фигуристов, так и всех тех, кто с ними работает.
Ильиных и Жиганшину очень был нужен именно такой танец. В свой первый совместный сезон они сделали огромный шаг вперед, попав в сборную в ранге чемпионов России и почти вплотную приблизившись к ведущим дуэтам мира. Возможно, это ощущение близости было обманчивым. Но очень уж хотелось как можно быстрее убедить себя в том, что расставание Ильиных с Никитой Кацалаповым – не столь уж и значимая трагедия для российских танцев. К чему горевать о былом, если вновь созданный дуэт вот так вот, с ходу, выдает высокий результат, а один из двух танцев признается лучшей постановкой в сезоне?
Та августовкая «Фрида» даже в совершенно сыром состоянии производила впечатление чего-то очень интимного и очень эмоционально насыщенного. Оставалось только выкатать все, что задумано, то есть в очередной раз сделать невероятное. Подобные постановки хороши лишь тогда, когда в цель бьет каждое движение, каждый жест. Никакой импровизации там не может быть по определению. Как в балете, где все наиболее выдающиеся партии – это всегда результат жесточайшей многочасовой дрессуры, а вовсе не попытка донести со сцены до зрителей тонкие душевные переживания героини. Если этой отточенности нет, в танце неизменно появляется суета, неряшливость, смазанность, исчезают акценты.
Достаточно показательным в этом отношении стала в Екатеринбурге «Анна Каренина» Екатерины Бобровой и Дмитрия Соловьева, с которой дуэт в пятый раз в своей карьере стал чемпионом страны. Можно сколько угодно сейчас рассуждать о драматургии и удачном попадании в образ, но главное преимущество чемпионов Европы-2013 в пятницу было вовсе не в этом. А в возведенной в абсолют технической и хореографической вычищенности каждой связки. И невероятной скорости.
После того как «Фрида» была несколько раз показана фигуристами на соревнованиях, я неоднократно слышала, что Ильиных и Жиганшин изначально не были готовы к тому, чтобы справиться с такой постановкой – не тот класс. При этом все говорившие сходились в том, что программа действительно уникальна по замыслу. Из числа тех, с которыми выигрывают Олимпиады.
Возможно, это так. А возможно, в какой-то момент ради того, чтобы сделать общее впечатление более сильным, команда просто чрезмерно увлеклась внешними эффектами и показными эмоциями. Менялись костюмы, прическа партнерши и ее макияж, в результате чего тонкая интимная драма на «выходе» расцветилась совершенно ненужными, а главное – сильно отвлекающими от самого танца аляпистыми деталями. Да и игра лицом тут была совершенно ни к чему: любая история любви – будь то на театральной сцене или на льду – от этого только теряет. А время продолжало уходить стремительно.
Безусловно, Ильиных и Жиганшин сумели сделать за несколько месяцев многое: довели элементы до максимального уровня сложности, неплохо справлялись с ними, но справляться с танцем или органично жить в нем – это все же разные вещи.
Думаю, Лена и Руслан сами чувствовали это. Меньше всего мне сейчас хотелось бы упрекать танцоров за два падения в двух соревнованиях подряд: когда выступление требует максимальной и ежесекундной концентрации, начинает рваться там, где не ждешь. И это – не показатель того, что спортсмены не готовы. Скорее, того, что они на пределе.
На этом фоне было как минимум странно читать комментарии самих спортсменов о том, какое удовольствие они получают от своих выступлений. Если принять эти высказывания за чистую монету, получается, что результаты, показанные в ходе «Гран-при» (третье место в Пекине и пятое – в Москве), Ильиных и Жиганшин вообще не считают поводом для расстройства. Как и непопадание в финал чемпионской серии. Что у них все хорошо и все по плану.
Но если так, стоит ли расстраиваться по поводу нынешнего результата?
Понимаю, что мне можно возразить. Сказать, например, о том, что если бы не падение Лены в короткой программе, их итоговый результат в Екатеринбурге наверняка позволил бы танцорам войти в число тех, кто продолжит «большой» сезон. Но это на самом деле не поменяло бы ровным счетом ничего: не для того, как мне кажется, изначально задумывалась «Фрида», чтобы стоять на третьей ступени. А ведь именно это видится сейчас для Ильиных и Жиганшина абсолютным пределом возможностей.
Екатеринбург. Чемпионат России. Танцы. Произвольный танец. 1. Боброва/Соловьев – 106,77. 2. Ильиных/Жиганшин – 102,97. 3. Синицина/Кацалапов – 101,87. 4. Степанова/Букин – 101,70. 5. Загорски/Гурейро – 98,30. 6. Яновская/Мозгов – 81,94.
Итог. 1. Боброва/Соловьев – 176,98. 2. Синицина/Кацалапов – 175,83. 3. Степанова/Букин – 170,26. 4. Ильиных/Жиганшин – 169,72. 5. Загорски/Гурейро – 159,60. 6. Яновская/Мозгов – 139,86.
|