Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2016
ЧЕТЫРЕ ОБОРОТА, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР
Юдзуру Ханю
Фото © Reuters
Юдзуру Ханю

3 октября 2016

Начало октября в фигурном катании – начало большого сезона. Уже завершен целый ряд второстепенных турниров, которые дают возможность понять, в каком состоянии начинают спортивный год лидеры прошлых лет и те, кто идет за ними, до старта розыгрыша «Гран-при» остаются считанные дни и неизменно встает вопрос: чего ждать болельщикам?

Из выступлений, которыми запомнились два заокеанских турнира серии «Б» и два аналогичных европейских, я бы назвала победу Алены Савченко/Бруно Массо в парном катании в Оберстдорфе, победу олимпийских чемпионов Ванкувера Тессы Вирту/Скотта Моира в Канаде в танцах на льду и выступление там же победителя сочинских Игр Юдзуру Ханю, который первым в истории исполнил в соревнованиях риттбергер в четыре оборота.

Уникальный прыжок японец показал в Канаде дважды – в короткой и произвольной программах. При имеющихся и уже неплохо освоенных тулупе и сальхове третий прыжок позволит Ханю выйти на более высокий уровень результатов. Сейчас, напомню, ему принадлежат неофициальные мировые рекорды в обеих программах – 110,95 в короткой и 219,48 в произвольной.

Главное же заключается не только в факте исполнения уникального элемента, но и в том, что выход мужского катания на новый качественный виток отныне можно считать завершенным: освоены и показаны все модификации четверных, кроме акселя, соответственно одиночники начнут стремиться к тому, чтобы абсолютно все прыжковые элементы в их произвольных программах имели четыре оборота – в точности, как это в свое время происходило с тройными прыжками.

Печалит разве что факт, что в этой технологической гонке российские спортсмены не просматриваются даже теоретически: Сергей Воронов находится в том возрасте, когда о серьезном усложнении программы речи уже быть не может, Максим Ковтун упустил время, у Адьяна Питкеева – больная спина с непонятной перспективой восстановления, у Михаила Коляды в ближайших планах стоит второй четверной прыжок, помимо тулупа. Два прыжка против пяти, а то и шести, которые уже в этом сезоне станут демонстрировать сразу несколько спортсменов – не слишком значительное техническое подспорье.

Но скучно не будет. Точно так же не будет скучно в танцах: первое выступление Вирту/Моира после громадного по нынешним меркам перерыва в карьере заставило болельщиков заговорить даже о том, что канадцам по силам сместить с трона двукратных чемпионов мира Габриэлу Пападакис/Гийома Сизерона.
Громадный плюс, который приобретают с возвращением олимпийских чемпионов танцы, для российских болельщиков уравновешивается не менее громадным минусом: появление канадской пары с большой вероятностью означает, что даже самый сильный российский дуэт будет неминуемо отодвинут на строчку вниз. Для того чтобы этого не произошло, нужно было удивлять, прыгать выше головы, любой ценой но закрепляться в лидерах за те три года, что прошли со времен олимпийского сочи. Это не удалось. Мы, как и прежде, имеем в лидерах чемпионов Европы-2012 Екатерину Боброву/Дмитрия Соловьева, переживших тяжелую травму партнера, нелепую, пусть и кратковременную дисквалификацию партнерши, но упорно бьющихся за право считаться сильнейшим дуэтом страны, но даже они конкурентоспособны разве что на европейском уровне. И далеко не очевидно, что до этого уровня дотянутся потерпевшие фиаско в своей «американской» жизни Виктория Синицина/Никита Кацалапов и Елена Ильиных/Руслан Жиганшин.

Под фиаско я подразумеваю сам факт возвращения обеих пар в Россию. Главный минус всех без исключения российских танцевальных дуэтов заключается, на мой взгляд, в том, что, потеряв семь лет назад лидерство в этом виде катания, Россия потеряла статус законодательницы стилей. Диктовать моду стали канадцы, и на их фоне программы, поставленные российскими постановщиками, стали очень быстро выглядеть изрядно устаревшими. Отъезд Ильиных и Кацалапова с новыми партнерами в США давал надежду, что это станет началом качественного сдвига для обоих дуэтов, а с ними – для российских танцев: как в постановках, так и в стиле катания. Другими словами, открылся колоссальный шанс, но вышло так, что он был максимально оплачен, но минимально использован. В чем-то танцоры, безусловно, спрогрессировали, но вести речь об их прорыве на новый уровень я бы не стала.

Если бы три года назад кто-то заявил, что за год до Игр-2018 фигурнокатательный мир всерьез будет обсуждать шансы пятикратной чемпионки мира Алены Савченко с ее новым партнером, такого человека, наверное, подняли бы на смех. Но всем нам, похоже, предстоит обсуждать в сезоне именно это. Намерения 32-летней фигуристки выглядят на данный момент много серьезнее, нежели намерения любой из российских пар, за исключением разве что двукратных бронзовых призеров европейского первенства Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. Битва этих двух дуэтов за европейскую корону вполне может стать одним из самых захватывающих шоу сезона.

Закончить хочется оптимистическим: выступая на прошлой неделе на коммерческом турнире в Японии, абсолютная чемпионка прошлого сезона Евгения Медведева доказала, что ей по-прежнему нет равных. От этой спортсменки все ждут повторения прошлогоднего успеха – то есть победы во всех без исключения крупных турнирах. Реально ли это? Похоже, что да.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru