Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» 2016
ЛИМОННОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ
Елена Радионова
Фото © Reuters
Елена Радионова

20 ноября 2016

Китайский этап «Гран-при» ознаменовался победой Елены Радионовой и выходом подопечной Инны Гончаренко в финальную шестерку

За неделю до старта в Пекине на парижском этапе «Гран-при» разразился скандал для «внутреннего» пользования: один из самых перспективных одиночников мира Натан Чен выразил желание поменять тренера – уйти от одного экс-российского тренера к другому: от Рафаэля Арутюняна к Марине Зуевой.

Начало информационной шумихе положила канадская федерация, выразившая удивление тем, что тренерами ее спортсмена в биографическом справочнике ни с того ни с сего стали значиться другие люди и потребовавшая объяснений от ISU. Пересказывать всю дальнейшую эпопею нет смысла, тем более что завершилась она возможно временным, но возвращением Чена к прежнему наставнику, однако сам Арутюнян высказал по этому поводу интересную, хоть и в значительной степени продиктованную личной обидой мысль. О том, что есть тренеры, которые учат, а есть такие, кто просто берет к себе готового спортсмена, выжимает его, как лимон и выкидывает за ненадобностью, когда «выжимать» становится нечего.

Переходы спортсменов от тренера к тренеру – вообще болезненная для любого наставника тема. Не думаю, что здесь можно кого-то осуждать: спортивный талант – слишком притягательная вещь, чтобы не попытаться забрать его в свои руки, когда выдается такая возможность. Гораздо важнее другое: результат.
С этой точки зрения этап в Пекине дал массу поводов для размышлений. Переход со знаком «плю«» однозначно получился у Кейтлин Уивер/Эндрю Поже. Канадские танцоры, приехавшие на этап под опекой Николая Морозова, выиграли короткий танец и уже на этом этапе реализовали намерения своего нового тренера: заставили снова говорить о себе, как о лидерах. И ведь Морозов не научил пару ничему сверхъестественному – технический танцевальный запас, с которым дуэт пришел к тренеру от Анжелики Крыловой и Паскуале Камерленго был и в прежние времена достаточно велик, чтобы вести борьбу на любом уровне. Просто Николаю удалось преподнести пару наиболее выигрышным образом, заставить ее заиграть, выжать из этого "лимона" если не все, то очень многое.

Реализовать программу-максимум канадцы, тем не менее, не сумели: заняли второе место, лишившись шанса войти в финал «Гран-при». Произвольный танец (а с ним и общее первенство) остался за братом и сестрой Шибутани, причем победа была одержана американцами с большим техническим преимуществом.
Об этом дуэте хотелось бы сказать особо – как о спортсменах, блестяще реализующих теорию выжатого лимона наоборот: с финансированием своего ледового обучения у пары никогда не было проблем, и за эти деньги Шибутани без остатка выжимали любого специалиста, с которыми когда-либо работали помимо Зуевой – даже тех, кто попадал в орбиту их тренировочной работы на кратковременный период. Я бы даже сказала, что эта способность фигуристов экстрагировать все ценное из «окружающей среды» распространялась и на тех, с кем рядом Шибутани катались. А катались они на протяжении многих лет с олимпийскими чемпионами Ванкувера Тессой Вирчу/Скоттом Моиром и лауреатами Сочи Мэрил Дэвис/Чарли Уайтом.

В итоге мы имеем эталонную с точки зрения техники и хореографии пару и образец спортсменов, работать с которыми посчитал бы за счастье любой тренер мира. Если же говорить о главном отличии большинства наших спортсменов и иностранных, оно кроется как раз в подходе к тренировкам: пока одни ждут, когда тренер что-то в них вложит, другие приходят и берут это сами.

Не исключаю, кстати, что Александре Степановой/Ивану Букину сослужил неплохую службу прошедший сезон, на протяжении которого ледово-танцевальный российский мир упорно и небезосновательно считал, что «выстрелить» должны не они, а какой-то из двух дуэтов, тренирующихся в США: либо Виктория Синицина/Никита Кацалапов с Зуевой, либо Елена Ильиных/Руслан Жиганшин – с Игорем Шпильбандом. В итоге же ни одной из названных пар долго продержаться за океаном не удалось: взять ситуацию в свои руки и получить от наставников максимум по разным причинам не сумели ни те, ни другие.

Ну а в Пекине Синицина/Кацалапов стали лишь четвертыми, проиграв Степановой и Букину 5,47. Обе пары прокатались на максимуме своих сил, но в произвольном танце техническое превосходство одного дуэта над другим при абсолютно равной базовой сложности составило 3,62. А это не что иное, как качество элементов. Работа.

Мужской турнир одиночников развивался в Пекине по сюжету драмы, переходящей в триллер. Последний из жанров еще в пятницу намертво застолбил за собой Максим Ковтун, проиграв лидеру в короткой программе 26 баллов и заняв последнее место. Но не менее драматичной может оказаться в этом сезоне ледовая история Патрика Чана.

Оба спортсмена, сменившие в межсезонье тренеров, шли к новым наставникам за одним и тем же – за стабильностью. Ковтун – к Инне Гончаренко, Чан – к Зуевой. И для обоих переход был в какой-то степени жестом отчаяния. Просто если российский фигурист прежде всего искал избавления от своих психологических проблем, то канадец...

А ведь сложно даже сформулировать, чего искал трехкратный экс-чемпион мира. С одной стороны он не мог не понимать, что времена, когда можно было оставаться конкурентоспособным, имея два не слишком надежных в исполнении четверных прыжка, стремительно уходят в прошлое, но идти за новыми четверными к танцевальному тренеру – все равно что искать шелк на паруса в бакалейной лавке. Чан выиграл первый из двух своих этапов «Гран-при», но одержал ту победу исключительно благодаря запасу в прекрасно исполненной короткой программе и тому, что в той же короткой программе вдребезги развалился олимпийский чемпион Сочи Юзуру Ханю. И уже в Канаде было понятно, что без должного качества прыжков у Патрика уже не «сыграет» никакая, даже самая гениальная постановка. И что по мере набирания формы соперниками все будет становиться лишь сложнее. Речь ведь не идет о том, чтобы просто оставаться на плаву: это вполне возможно даже вообще без четверных, что не раз доказывали в последние годы самые разные фигуристы.

Но Чан – не просто фигурист. При подобном количестве всевозможных титулов самое болезненное для спортсмена – смириться с тем, что он уже не способен становиться первым.

Скорее, Патрик подсознательно шел к очередному наставнику за моральной поддержкой, за тем, чтобы банально не оставаться одному, когда все плохо – ведь тренировался он до своего появления у Зуевой большей частью в одиночку. Ну и за «подарочной» упаковкой заодно: так, как Зуева всегда умела преподнести публике своего спортсмена, в фигурном катании во все времена удавалось мало каким тренерам.

В субботу, впрочем, хотелось, одного: чтобы Чана минула горькая участь не попавшей в финал «Гран-при» вице-чемпионки мира Эшли Вагнер.

Такое вообще нечасто случается в фигурном катании, чтобы при пересмотре выполненных спортсменом элементов техническая оценка слетала вниз более чем на десять баллов. Но именно это случилось с американкой. Первоначально табло зафиксировало почти такую же сумму, как у Елизаветы Туктамышевой, которая на тот момент шла в лидерах – 63 с небольшим балла. Окончательная же техническая сумма составила 48,46 (большинство прыжков были расценены, как недокрученные), и американка была вынуждена распрощаться с мыслью о продолжении выступлений в «Гран-при».

Эта сенсация со знаком «минус» с лихвой уравновесилась в субботу сенсацией со знаком «плюс» – победой Елены Радионовой и уже гарантированным выходом подопечной Инны Гончаренко в финальную шестерку. Вслед за Радионовой неожиданно обрадовал тренера и второй ученик: Сергей Воронов стал третьим в мужском турнире – на 1,02 обошел американца Макса Аарона.

Канадец же выжал из себя максимум: стал первым, на 1,18 обойдя Бояна Цзиня, которому, к слову, уступал после короткой программы почти 13 баллов.

ПЕКИН (Китай). «Гран-при». Cup of China.

Мужчины. Итог. 1. Чан (Канада) - 279,72. 2. Цзинь Боян (Китай) - 278,54. 3. ВОРОНОВ (Россия) - 243,76. 4. Аарон (США) - 242,74. 5. Янь Хань (Китай) - 230,19. 6. ПЕТРОВ (Россия) - 228,44. 7. КОВТУН (Россия) - 221,43.

Женщины. Итог. 1. РАДИОНОВА (Россия) - 205,90. 2. Осмонд (Канада) - 196,00. 3. ТУКТАМЫШЕВА (Россия) - 192,57. 4. Михара (Япония) - 190,92. 5. Хонго (Япония) - 181,75. 6. Вагнер (США) - 181,38.

Танцы. Итог. 1. М. Шибутани/А. Шибутани (США) - 185,13. 2. Уивер/Поже (Канада) - 181,54. 3. СТЕПАНОВА/БУКИН (Россия) - 177,41. 4. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ (Россия) - 171,94. 5. Калишек/Сподырев (Польша) - 150,78. 6. Ван Шиюэ/Лю Синьюй (Китай) - 149,80.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru