Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Финал «Гран-при» 2016 (Марсель, Франция)
ДЕВУШКИ В ЗУБАСТОЙ КОМПАНИИ
Елена Радионова и Анна Погорилая
Фото © Федор Успенский
Елена Радионова и Анна Погорилая

8 декабря 2016

Ничто так не подчеркивает стремительности спортивного сезона, как серия этапов «Гран-при»: тянется вроде бы целых полтора месяца, а на самом деле пролетает стремительно, не успеешь оглянуться. Но говорить накануне апофеоза этого турнира хочется не о шансах и прогнозах того, что будет происходить в Марселе в ближайшие три дня, а вспомнить, с какими предчувствиями все мы вообще ждали этот сезон. И какие из них оправдались.

Самой большой загадкой в части мужского одиночного катания я бы назвала двукратного чемпиона мира Хавьера Фернандеса. Из всех претендентов на финал лишь двое – испанец и Патрик Чан – сумели пройти серию без потерь. При этом Фернандес показал гораздо более качественное катание, нежели канадец, и этим лишний раз подтвердив, что по-прежнему фантастически мотивирован на достижение результата.

Подобная мотивация – совсем не то, что демонстрирует, к примеру, американский подопечный Рафаэля Арутюняна Натан Чен, задавшийся целью перевести в четырехоборотный режим все свои прыжки. 17-летний парень для начала слишком юн и слишком голоден. Когда речь идет о возрастных спортсменах, обладающих к тому же массой солидных титулов, достаточно дать себе крошечную поблажку, чтобы начали рваться какие-то налаженные внутренние механизмы.

Примерно как это произошло с бронзовым призером прошлогоднего финала «Гран-при» и вице-чемпионкой апрельского чемпионата мира Эшли Вагнер. Кто, допустим, мог предположить, что американки не окажется в финале? Но вот не оказалось. По мнению все того же Арутюняна, причиной внутреннего разлада Вагнер стало как раз ощущение некоторого спортивного благополучия – уверенности, что отныне все будет хорошо. «Спортсмену вообще опасно расслабляться с возрастом: сразу возвращаются все когда-то заученные ошибки, дурные привычки», – сказал по этому поводу тренер.

В такую же ситуацию угодил Чан. Головой он, безусловно, жаждет результата. Но выглядит при этом как человек, потерявший опору. Так что в Марселе в мужском турнире, скорее всего, сценарий окажется привычным: Фернандес и не уступающий ему в части мотивации олимпийский чемпион Юдзуру Ханю на льду, Брайан Орсер у бортика, а тех, кто на трибунах, ждет катание такого качества, при котором совершенно не важно, кто станет первым, а кто вторым.

Подобную по красоте и накалу дуэль мир предвкушал в этом сезоне в танцах, и уже понятно, что в Марселе она состоится: двукратные чемпионы мира Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон уже имели возможность оценить собственные силы в соперничестве с олимпийскими чемпионами Ванкувера Тессой Вирчу/Скоттом Моиром, и это сравнение сложилось не в пользу французов. Собственно, это и есть главная интрига танцев. А все, что в отсутствие упомянутых пар происходило в этом виде программы в финале «Гран-при» год назад, будет сведено в Марселе к битве за бронзу.

Травма пятикратной чемпионки мира Алены Савченко, полученная на этапе во Франции, лишила болельщиков ничуть не менее грандиозного соперничества в Марселе. Парное катание – вообще не столь богатый на яркие моменты вид. Точнее, стало таковым после того, как из соревновательной обоймы исчезли победители финала «Гран-при» прошлого сезона Ксения Столбова и Федор Климов. Китайские дуэты-«перевертыши» с перетасованными партнерами пока не тянут на роль звезд, сопоставимых с двукратными чемпионами мира Меган Дюамель/Эриком Редфордом, да если честно, не тянули и раньше. Замены Столбовой и Климову в рамках российской команды тоже пока не видится.

До начала сезона хотелось верить, что парное катание обретет новых героев в лице Евгении Тарасовой и Владимира Морозова, но для того, чтобы подняться до титула «звезды», совершенно недостаточно просто хорошо кататься. Должна быть какая-то история, какая-то притягательная деталь в виде сложнейших элементов или феноменального качества, но всего этого пока у россиян нет. Как нет и у других. Понятно, что в Марселе кто-то поднимется на пьедестал, а, возможно, даже обыграет канадцев, если они это позволят. Но занять ту имиджевую нишу, которую сейчас занимают Дюамель и Редфорд и в которой могли бы прочно обосноваться Савченко и Массо, не способна на текущий момент никакая другая пара. Это делает турниры спортивных дуэтов лишь соревнованиями – но не зрелищем.

Если французам недостаток зрелища призваны компенсировать танцы, то отдушиной для российских болельщиков просто обязан стать женский одиночный турнир с четырьмя российскими спортсменками в топе. И это тот самый случай, когда ассортимент стилей, программ и характеров наличествует на любой вкус – нет нужны даже спорить, кто окажется лучше – чемпионка мира Евгения Медведева, вице-чемпионка прошлогоднего «Гран-при» Елена Радионова или Анна Погорилая, начавшая сезон с двух более чем уверенных побед. Из неожиданностей – наличие в финальной шестерке Марии Сотсковой – тот факт, что спортсменка сумела не стушеваться в своем первом взрослом «Гран-при», говорит о многом.

Насколько подопечная Елены Буяновой окажется состоятельной в высшем ледовом обществе – еще один интереснейший вопрос. Пока все видится так, что Сотскова, с которой в недавнем прошлом немало занимался не кто иной, как официально лучший тренер США Арутюнян, перейдя к новому наставнику от Светланы Пановой неформально заняла то самое место, которое на протяжении многих лет занимала олимпийская чемпионка Сочи Аделина Сотникова. Говорить о шансах дебютантки в столь «зубастой» компании, как та, что сложилась в Марселе, возможно, преждевременно, но Маша уже успела доказать: соревноваться она умеет. А это, собственно, главное качество, которое отличает потенциальных лидеров от всех остальных.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru