Пападакис и Сизерон: ВАУ-ЧЕМПИОНЫ |
|
Фото © Reuters
Острава. Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон |
28 января 2017
Танцевальный турнир завершился третьей подряд европейской победой двукратных чемпионов мира Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона. Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев – третьи
Первое выступление танцоров в Остраве сопровождалось достаточно нестандартной ситуацией: сразу после окончания короткого танца в четверг технический танцевальный комитет ISU был вынужден рассмотреть обращение одного из тренеров по поводу того, что чемпионы Европы и мира-2014 Анна Капеллини/Лука Ланотте нарушили правила, исполняя заключительную поддержку.
«На ковер» в связи с этим обращением была вызвана судейская бригада, обслуживавшая танцевальный турнир, а завершилось все тем, что итальянскому дуэту задним числом влепили балл штрафа.
На первый взгляд, ситуация не стоила выеденного яйца. Умение итальянцев выжать из короткой программы абсолютный максимум ни для кого не являлось секретом: год назад на чемпионате Европы в Анна и Лука уже завершали короткий танец с наиболее высоким результатом. Точно так же все понимали, что Пападакис/Сизерон прилично превосходят своих итальянских визави в произвольной постановке, а значит снятый балл не играет абсолютно никакой роли. Тем более – решающей.
То же самое можно было сказать, сравнивая итальянский дуэт с российским: при отсутствии грубых ошибок Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев должны обходить соперников.
Но многие восприняли ситуацию иначе. Известный танцевальный тренер Ростислав Синицин сказал, в частности, что считает прецедент очень правильным и своевременным, заметив:
– В реалиях нынешней системы тренер абсолютно бесправен. Он никаким образом не может изменить ситуацию, даже когда арбитры откровенно неправы. А ведь такое случается в танцах достаточно часто – в том числе и из-за недостаточно высокой квалификации тех, кто оказывается за судейскими пультами. На мой взгляд важно, чтобы судьи понимали, что их ошибки тоже фиксируются. И что за каждое неправильное действие придется отвечать.
Будь в распоряжении ISU больше арбитров, способных обслуживать турниры столь высокого ранга, как чемпионат Европы, возможно имело бы смысл вообще показательно отстранить бригаду, допустившую подобный «косяк»: то, что Капеллини/Ланотте выполнили свою заключительную поддержку-вращение с нарушением правил, не было случайностью – точно так же итальянцы делали этот элемент в тренировках. Более того, разночтение с правилами тренеры других пар начали обсуждать еще на тренировочном льду – до начала соревнований. Неудивительно, что один из них и обратился в ISU c претензией
Впрочем, углубляться в детали того, что уже произошло, в субботу уже точно не имело смысла. Беспокоиться следовало на другую тему: как скажется на состоянии Бобровой и Соловьева тот факт, что главного для себя выступления им пришлось ждать в промежуточном статусе сильнейшего дуэта Европы?
Ждать соревнований, будучи лидером, вообще непросто. Тем более паре, которая в этом году поставила абсолютно все на то, чтобы добиться победного результата и реабилитировать себя за прошлый год, когда вследствие совершенно дурацкого стечения обстоятельств Катя и Дмитрий были вынуждены пропустить мировое первенство. Просто задача на равных бороться с французами выглядела, если честно, малореальной. Не только для шестикратных чемпионов России – для всех.
На протяжении первой половины сезона, когда Пападакис и Сизерон достаточно убедительно катили сквозь серию «Гран-при», которую завершили вторым результатом в финале за олимпийскими чемпионами Ванкувера Тессой Вирту/Скоттом Моиром, в танцевальных кругах много говорили о том, что двукратные чемпионы мира отнюдь уже не так хороши, как в свой первый победный сезон. И что большинство технических специалистов просто автоматически ставят им высшие уровни сложности там, где наказали бы любую другую пару. В пример чаще всего приводилась одна из поддержек, в которой партнер едет по льду в «кораблике», а партнерша просто сидит у него на колене.
После того как тема была в очередной раз поднята Александром Жулиным, под чьим руководством работают Боброва и Соловьев, я обратилась за комментарием к одной из наиболее авторитетных и опытных арбитров ISU Алле Шеховцовой.
- Дело в том, что тренеры иногда высказывают претензии, которые базируются на личном мнении, а не на том, что говорят правила, – сказала она. – Поддержка французов, о которой вы упомянули, действительно не смотрится сложной, и я даже допускаю, что не требует от спортсменов больших физических и координационных затрат. Просто система определения уровней сложности в танцах совсем недавно в очередной раз изменилась, в связи с чем ISU даже выпустил специальное коммюнике. Там сказано, что уровень сложности складывается из так называемых «фичерсов»: если у партнера сложная поза, если у фигуристов был сложный вход в поддержку и сложный выход из нее, этих трех пунктов достаточно, чтобы паре был выставлен четвертый уровень сложности. Сама партнерша при этом может вообще ничего не делать. Скажу вам больше: это изменение в правилах было сделано совершенно преднамеренно – чтобы уйти в поддержках от неоправданной акробатической сложности и вернуть в танцы красоту линий и эстетику.
– То есть ISU понимает, в какой тупик может завести бездумное и бесконтрольное стремление к усложнению?
– Безусловно. Об этом в танцевальном техкоме говорят не первый год. Постоянно ведутся дискуссии: как найти правильный баланс. Как только становится заметно, что спортсмены чрезмерно увлекаются каким-то одним направлением, сразу начинается работа над тем, чтобы принять меры и внести изменения в правила. И все технические комитеты, не только танцевальный, постоянно работают над тем, чтобы таких перекосов не было.
Боброва и Соловьев проиграли самым обидным для себя образом – несколькими сотыми долями балла. В произвольном танце итальянцы «убрали» россиян техникой – отработали дорожки шагов на третий уровень сложности, в то время как у Екатерины и Дмитрия дорожка по кругу была расценена на один уровень ниже. В цифровом отражении это означало потерю полутора баллов. При этом по счастливой случайности арбитры не придали большого значения ошибке Анны Капеллини в секции твиззлов. А возможно просто не заметили ее.
Если бы не штрафной балл, полученный за короткий танец, итальянцы бы проиграли чемпионам всего 2,03 – так близко за два последних сезона они не подбирались к Пападакис и Сизерону ни разу. В целом же пьедестал в точности повторил прошлогодний европейский расклад.
Куда интереснее было то, что происходило за пределами первой тройки. Хотя на самом деле здесь было бы правильно употребить слово «огорчительнее»: бронзовые призеры европейского первенства-2015 Александра Степанова и Иван Букин остались пятыми. И это было столь же странно и необъяснимо, как тот факт, что общая сумма баллов (при прекрасном, надо сказать, прокате обеих программ) оказалась на десять с лишним баллов ниже личного рекорда пары.
Еще плачевнее оказался результат Виктории Синициной и Никиты Кацалапова: партнер сначала чуть не уронил Викторию с коленной поддержки, а затем полностью сорвал свою партию в твиззлах. Итог – 12-й результат в произвольном танце.
В целом же все то, что происходило в субботу в танцевальном турнире, сильно провоцировало на мысль, что в танцах срочным образом нужно что-то менять: критерии, правила, систему начисления оценок, выводить на экран спорные моменты, делая их немедленный технический разбор, словом, предпринимать любые шаги, способные сделать танцевальный турнир понятнее для тех, кто смотрит на него с трибун, а не с судейских позиций.
Вопросов в субботу не было разве что по уже третьему подряд чемпионству Пападакис и Сизерона, хотя, возможно, поклонники итальянской и российской пар со мной в этом не согласятся. Французам в очередной раз удался их фирменный трюк: выполнить все элементы, не прекращая танцевать и нигде и ничем не показав, что это тяжело, сложно или как минимум неудобно. В точности как сказал осенью известный российский тренер Николай Морозов: «Сделать поддержку на четвертый уровень на самом деле не слишком сложно. А вот добиться, чтобы поддержка выглядела красиво и интересно, чтобы это был не только четвертый уровень, но еще и «Вау!» – совсем другая работа.
«Вау»-эффект был отработан стопроцентно. Хотя справедливости ради стоит заметить: добиться четвертого уровня сложности абсолютно во всех составляющих, как это было сделано на прошлогоднем чемпионате Европы, Габи и Гийому не удалось.
Чемпионат Европы по фигурному катанию. Острава. «Остравар-Арена». 28 января. Танцы. Финал. 1. Пападакис/Сизерон (Франция) – 189,67. 2. Капеллини/Ланотте (Италия) – 186,64. 3. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ – 186,56… 5. СТЕПАНОВА/БУКИН – 166,93… 10. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ – 154,51.
|