Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира-2015 - Шанхай (Китай)
ГРУСТНЫЕ КЛОУНЫ
Нелли Жиганшина, Александр Гажи
Фото © Reuters
Нелли Жиганшина, Александр Гажи

26 марта 2015

Танцевальный турнир в Шанхае, так и не начавшийся для Нелли Жиганшиной и Александра Гажи, завершил более чем десятилетнюю соревновательную карьеру шестикратных чемпионов Германии

Они ушли совсем буднично – переместившись строкой в компьютерном протоколе с 23-й позиции на последнюю с короткой припиской: DNS – не стартовали. Ушли, оставив танцевальному миру запоздало размышлять, что же потеряли танцы с этим уходом? И что потеряли все мы?

Вроде бы не так много: несмотря на достаточно внушительное число побед на национальном уровне, первую из которых Нелли с Александром одержали, еще катаясь в Москве у Елены Кустаровой и Светланы Алексеевой, танцоры ни разу не становились призерами этапов «Гран-при» и официальных чемпионатов. Приблизиться к пьедесталу не удавалось даже тогда, когда пара перебралась в Германию и стала достаточно заметно прогрессировать под руководством известнейших в танцевальных кругах специалистов – Мартина Скотницки и Ростислава Синицина.

За глаза наставников и спортсменов часто критиковали. За постоянный, и не факт, что правильно ориентированный творческий поиск, за вызывающие сюжеты и вызывающие костюмы, за чрезмерное стремление к эффектам. Танцоры же продолжали упорно гнуть свою линию. Сначала придумали, как совместить произвольную программу с элементами циркового искусства, потом стали превращать свои соревновательные программы в цельные спектакли, ничуть не жертвуя при этом качеством элементов.

«Мне кажется, что мы нашли стиль, позволяющий нам быть не похожими ни на какую другую пару,» – сказал в одном из своих интервью Синицын. Тренер не скрывал, что мечтает о том, чтобы их со Скотницки пару признали судьи – оценили как выстраданные идеи, так и вложенный в их реализацию труд. Арбитры же упорно отказывали фигуристам в признании.

Проявлялось это большей степенью во второй оценке. Помимо постоянных тренеров с Жиганшиной и Гажи работали двукратный чемпион мира в танцах на льду Максим Ставиский и вице-чемпион Игр в Солт-Лейк-Сити Илья Авербух. Однако поднять баллы не помогала ни смена постановщиков, ни постоянный творческий поиск и совершенствование катания. Пиком спортивных достижений у фигуристов стал сезон-2012/13 с очень яркой и запоминающейся произвольной постановкой «Зомби».

На чемпионате Европы немецкие танцоры стали тогда шестыми, на мировом первенстве вошли в десятку, еще не зная, что больше никогда не поднимутся до этого уровня.

Закончить выступления Нелли и Александр собирались еще год назад, после не бог весть какого удачного для себя выступления на чемпионате мира в Саитаме. Синицын уговорил своих спортсменов остаться еще хотя бы на один сезон: верил, что в ситуации, когда о завершении карьеры фактически объявлено официально, судьи чуть более внимательно и благосклонно посмотрят на пару.

Понятное дело, что о том, чтобы подняться на пьедестал чемпионата Европы речь не шла, но в глубине души тренер лелеял надежду, что арбитры, возможно, увидят в катании Жиганшиной и Гажи что-то такое, чего не замечали до сих пор. А увидев, оценят, признав тем самым, что немецкие танцоры совершенно не напрасно столько лет шли путем, не похожим ни на какой другой.

По мере того, как в сердцах спортсменов и тренеров накапливалась горечь от судейских оценок, они все чаще и чаще повторяли, что работают не ради результата. А прежде всего ради того, чтобы доставить удовольствие зрителям.

Интересно, хоть кто-то всерьез в это верил?

В выборе программ этого сезона Нелли с Александром по-прежнему остались оригиналами. Одно только название произвольной композиции «Лебединое озеро. Перезагрузка» обещало публике незаурядное зрелище. Тем более что за постановку обоих соревновательных танцев для немецкой пары взялся один из самых выразительных фигуристов последних лет, двукратный чемпион мира Стефан Ламбьель.

Неплохо вроде бы начавшийся сезон (Жиганшина/Гажи стали вторыми на турнире в Финляндии и третьими – на Nebelhorn Trophy в Оберстдорфе) привел фигуристов в тот же самый тупик – к седьмому месту на европейском первенстве в Стокгольме. Там же они сказали, что не хотят продолжать карьеру. Когда вечером после окончания финала я встретила Нелли в холле отеля и спросила, правда ли это, она лишь грустно подняла глаза: «А какой смысл продолжать?»

И я не нашла, что ей ответить.

Они были на льду очень смелыми ребятами – два смешных и одновременно очень грустных клоуна с обнаженными душами. Наверное, в этом и заключается один из парадоксов большого спорта: именно те, кто умеет в пылу даже самых жестоких схваток заставить мир улыбнуться, делают этот мир более человечным и привлекательным. И в то же самое время вроде как не особенно этому миру нужны.

Причина, по которой Жиганшина и Гажи отказались от старта в Шанхае, была банальна: пищевое отравление, случившееся накануне у партнера. На разминку перед коротким танцем фигуристы вышли, но довольно быстро поняли, что показать полноценный прокат вряд ли сумеют.

Нам же остался некий печальный шлейф недосказанной, но очень красивой истории. И возможность сказать фигуристам спасибо – просто за то, что они столько лет были и в нашей жизни тоже.

.

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru