Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира-2015 - Шанхай (Китай)
В ПОГОНЕ ЗА ПРИЗРАЧНОЙ ЦЕЛЬЮ
Фото © Reuters
Шанхай. Ксения Монько и Кирилл Халявин

27 марта 2015

Танцевальный турнир завершился большой сенсацией и большим разочарованием: чемпионами мира стали Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон, Россия же потеряла возможность привезти на следующее мировое первенство три дуэта

Эфемерность – вот, пожалуй, именно то слово, которое наиболее часто всплывает в сознании по мере того, как шанхайский чемпионат продвигается к завершению. Эфемерность спортивного успеха. Кто, скажите, мог предположить всего год назад, что в парном катании или танцах мы всерьез будем обсуждать, наберется ли у России максимальное количество вакансий для участия в следующем чемпионате мира, или нет? Но произошло именно это.

Парадокс, но даже Марина Зуева, заглянувшая в пресс-центр незадолго до проката своих американских подопечных Майи и Алекса Шибутани заметила, что заинтересована в успехе российских дуэтов ничуть не меньше, чем их собственные тренеры.

Позиция была совершенно понятна: после того, как в состав национальной сборной не сумели отобраться российские подопечные Зуевой Виктория Синицина и Никита Кацалапов, а Елена Ильиных/Руслан Жиганшин, равно как Александра Степанова/Иван Букин напротив, прекрасно провели первую половину сезона, вопрос о том, окажется у россиян три, или же только две квоты на следующий сезон, стал для Зуевой достаточно принципиальным. Тем более что к лидерам стали достаточно быстро подтягиваться Ксения Монько/Кирилл Халявин.

В произвольной программе второй и третий российский дуэты сдалали все, на что, наверное, только были способны: Степанова Букин улучшили свой рекорд сезона на 1,33, что было особенно ценно после случившейся в короткой программе неудачи.

Подтянулись на пару позиций выше и Монько/Халявин. Их прогресс относительно лучшего результата составил почти четыре балла, позволил переместиться по предварительному подсчету на общее восьмое место, а это означало, что Россия вполне может получить три танцевальных вакансии на следующий сезон. Но только в том случае, если Ильиных и Жиганшин не окажутся ниже первой пятерки.

В короткой программе Елене и Руслану это удалось, хотя не факт, что фигуристы сумели бы оказаться в сильнейшей разминке, не допусти Шибутани в своем прокате достаточно грубую ошибку, о которой сказала сама Зуева: один из элементов был выполнен с неправильным хватом рук, и арбитры немедленно наказали пару снижением уровня сложности.

Менее опасными американцы от этого не стали: в произвольном танце они получили за свой прокат на 6,40 больше, чем составлял личный рекорд чемпионов России. Собственно, в этот момент и стало очевидно, что перспектива остаться пятыми для чемпионов России достаточно эфемерна. Даже в том случае, если они сумеют выдержать температуру сильнейшей разминки.

Чуда не произошло. Самое обидное, что ошибка случилась на самом уверенном, я бы сказала, козырном элементе программы – твизлах.

Впрочем, в этом отношении Ильиных и Жиганшин оказались не одиноки. Другой вопрос, что такого развития событий, как случилось в пятницу в Шанхае, до начала финала уж точно никто не ожидал.

Большинство дискуссий после короткого танца сводилось к обсуждению шансов на золото вице-чемпионов прошлогоднего мирового первенства Кейтлин Уивер/Эндрю Поже и чемпионов США Мэдисон Чок/Эвана Бейтса, но эти обсуждения совершенно точно не подразумевали, что на своем главном старте канадцы не доберут до своего личного рекорда более трех баллов, а американцы завалят серию твиззлов. Общий результат позволил Чок/Бэйтсу все-таки сохранить за собой преимущество над Уивер/Поже, но сам уровень результатов красноречиво свидетельствовал о том, что дверь, ведущая к золотым медалям, открыта нараспашку. Причем не для кого-нибудь абстрактного, а конкретно для двух дуэтов, заходящих в финишный створ с примерно равными шансами – чемпионов Европы Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона и чемпионов мира-2014 Анны Капеллини/Луки Ланотте

Такие мгновения в спорте принято именовать моментом истины. Победа французов на январском чемпионате Европы сопровождалась самыми разными комментариями, причем во многих фигурировала точка зрения, что Пападакис/Сизерону просто повезло: удачный танец, ошибки соперников, отсутствие какой бы то ни было ответственности, позволяющее катать программу наотмашь, не думая о результате, и вот она – золотая медаль.

В Шанхае все было совсем иначе. Дебютантов просто не мог не коснуться всеобщий психоз – именно его обычно имеют в виду фигуристы, когда отмечают, что кататься в сильнейшей группе – серьезное испытание. Кататься после того, как предыдущие соперники наошибались и перед тобой замаячила совершенно реальная золотая медаль – испытание еще более жесткое. То, что Габриэла и Гийом с ним справились, сказало миру о характере спортсменов гораздо больше, чем любые интервью. А результат (55,63 за технику и 112,34 в целом) однозначно говорил о том, что никаких итальянцев, как бы они не откатали свой произвольный танец, впереди конечно же уже не окажется.

* * *

Наиболее важную роль в жизни французов сыграл тот турнир, что был ими проигран и стал наиболее неудачным в плане результата – финал «Гран-при» в Барселоне. Там Пападакис и Сизерон стали третьими, но, по их собственным словам, именно те соревнования, где впервые собрались все сильнейшие танцевальные дуэты мира, позволили юным фигуристам почувствовать, что они могут бороться с лидерами.

– Гийом, с какими мыслями вы с Габриэлой ехали на чемпионат мира?

– Мы точно не думали о том, что едем кому-то что-то доказывать. Четвертый результат в коротком танце стал не то чтобы обескураживающим, просто отставание от третьего места оказалось слишком небольшим. А в таких случаях невольно начинаешь думать о том, что мог выиграть малую медаль, но не выиграл ее.

С другой стороны, тот результат пошел нам в помощь. Мысли достаточно быстро переключились на предстоящее выступление. Я стал прикидывать, какие элементы могу улучшить, что для этого нужно. В финале мы с Габи просто настраивались на хороший прокат. Считали, что сам факт выступления в сильнейшей группе – при том что на прошлом чемпионате мира мы были 13-ми – это уже неплохой результат.

– А о чем думали, выходя на лед в финале?

– Результатов тех, кто катался до нас, мы не знали. Причем, я бы сказал, старательно не знали. Я сидел в разминочном зале и что есть сил зажимал уши, чтобы вообще не слышать, что происходит на льду, не знать, как выступили канадцы, американцы. Всегда так делаю.

– Был горький опыт?

– Нет, просто решил для себя, что это лишняя информация, когда настраиваешься на выступление.

– Кататься в сильнейшей разминке – сложное испытание?

– Для нас оно успело стать в некотором роде привычным. Все таки весь нынешний сезон на всех турнирах без исключения мы с Габриэлой катались именно в заключительных разминках, успели понять, что это такое. Чемпионат мира в этом плане несильно отличался от того же финала "Гран-при". Мне вообще кажется, что не следует придавать таким вещам больше значения, чем они заслуживают. Безусловно, мы не рассчитывали на то, что станем первыми, не ждали этого. В этом отношении нам, наверное, было проще, чем остальным.

– Год назад вы перебрались из Франции в Монреаль. Было сложно привыкать к жизни вне дома?

– Вне дома мы впервые оказались, когда перебрались из Клермон-Феррана в Лион к Мюрией Зазуи. В плане техники она дала нам очень многое. Просто вышло так, что в Лионе помимо Зазуи нами очень много занимался Ромэн Хагенауэр. Был, можно сказать, основным тренером. И когда он сам принял решение переехать в Монреаль, то позвал нас с собой. Мы согласились.

Конечно, иногда бывает сложно, хочется иметь возможность почаще приезжать домой, но когда много работы, об этом нечасто приходится думать. А работы у нас много. Особенно сейчас, когда мы будем вынуждены постоянно доказывать, что выигранные в этом сезоне титулы неслучайны. Это совсем другая ответственность.

– До того как уйти на допинг-контроль, ваша партнерша сказала, что весь нынешний сезон для нее – непрерывный восторг. Сначала были непередаваемые эмоции от достаточно неожиданных побед на этапах «Гран-при» в Шанхае и Бордо, потом золото на чемпионате Европы, в которое она долго не могла поверить, ну а победа на чемпионате мира вообще не укладывается в голове. А у вас укладывается?

– Если честно, то тоже нет. Мы очень много общаемся с Габриэлой вне катка, не раз обсуждали свои выступления, и могу сказать, что наши чувства после «Гран-при» и чемпионата Европы были очень похожи. А после награждения в Шанхае я шел на пресс-конференцию, смотрел на свою медаль, твердил себе, что должен безумно радоваться, а думаю вместо этого до сих пор лишь о том, что дико хочу есть.

***

Глядя на итоговый протокол соревнований, было совершенно невозможно не возвращаться мыслями к событиям годичной давности, когда после чемпионата мира в Саитаме прекратил существование дуэт Ильиных и Кацалапова. Наверное, нужно радоваться тому, что после всех передряг в лице Ильиных и Жиганшина мы все-таки получили пару, ставшую конкурентоспособной как минимум на европейском уровне уже после нескольких месяцев совместной работы. Но в том же Шанхае Евгений Платов сказал, что лично у него до сих пор не укладывается в голове: как – с государственной точки зрения – можно было допустить развал дуэта, ставшего после ухода всех прежних лидеров первым дуэтом мира и, безусловно, способного завоевывать золотые медали?

Говоря об этом, двукратный олимпийский чемпион привел свой собственный пример: на протяжении тех лет, что у него с Оксаной Грищук шла подготовка ко второй Олимпиаде, разговаривали партнеры лишь на тренировках и перед камерами – на соревнованиях. Все остальное время фигуристы старались даже близко не подходить друг к другу, чтобы ненароком не спровоцировать конфликт, способный разрушить великую цель. Цель, которую ранее не доводилось достигать ни одной танцевальной паре мира.

Понятное дело, что подобное самопожертвование – крайность, что для многих слова Платова могут прозвучать дико, но по тону выдающегося экс-фигуриста было ясно, что для него так же дико слышать о том, что люди, способные бороться за максимальные цели, расстаются и меняют партнеров лишь потому, что их не устраивают характеры друг друга.

Все вышесказанное совершенно не означает, что надо немедленно кидаться в другую крайность: пытаться во чтобы то ни стало склеивать то, что было разрушено год назад. На мой взгляд, это была бы гораздо большая глупость, нежели та, что случилась. В конце концов не расстанься Ильиных и Кацалапов в прошлом апреле, мы, возможно, никогда не узнали бы, как самоотверженно способна работать та же Лена Ильиных, каким замечательным партнером может быть Руслан и сколько эмоций (пусть и не всегда радостных) принесет болельщикам их совместное катание.

Речь о другом. О том, что ситуация, крайне неприятная не только для страны с колоссальными танцевальными традициями, но и для всех тех, что на протяжении десятилетий вкладывал в создание этих традиций свой труд, целиком и полностью лежит на совести руководителей российской федерации фигурного катания. Возможно, в том роковом апреле сыграла роль слишком сильная эйфория, ставшая послевкусием Олимпийских игр, или же мы просто недооценили потенциально вероятный прогресс соперников, но сейчас все эти причины уже не имеют никакого значения.

Что до спортсменов, которые бились за результат в Шанхае, они сделали все, на что были способны.

Чемпионат мира по фигурному катанию. Шанхай. Oriental Sports Center. 27 марта. Танцы. Финал. 1. Пападакис/Сизерон (Франция) – 184,28. 2. Чок/Бейтс (США) – 181,34. 3. Уивер/Поже (Канада) – 179,42. 4. Капеллини/Ланотте (Италия) – 177,50. 5. Шибутани/Шибутани (США) – 172,03. 6. Гиллес/Порье (Канада) – 165,22. 7. ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН – 164,84. 8. МОНЬКО/ХАЛЯВИН – 159,13. 9. СТЕПАНОВА/БУКИН – 156,95.

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru