|
Фото © AFP
Шанхай. Меган Дюамэль и Эрик Редфорд |
26 марта 2015
Первый финал чемпионата мира завершился победой в парном катании канадцев Меган Дюамэль/Эрика Редфорда: из семи турниров, в которых фигуристы выступали в этом сезоне, ими было одержано семь убедительнейших побед. Двукратные чемпионы Европы Юко Кавагути/Александр Смирнов остались пятыми, но этого результата – в сочетании с прекрасным дебютом в Шанхае Евгении Тарасовой и Владимира Морозова – хватило для того, чтобы сохранить за Россией в парном катании три вакансии на следующий сезон
Первая половина любого из финалов чемпионата мира крайне редко пользуется популярностью у публики. Шанхайский турнир спортивных пар стал исключением. И в очередной раз поднял достаточно любопытную тему: какой из путей более прогрессивен – когда тренер ставит фигуристов в пару с детского возраста и методично растит ее годами, или же тот, что не так давно предложил известный канадский тренер Ришар Готье: взять сильную и хорошо прыгающую одиночницу, дать ей в партнеры сильного парня с опытом парного катания и – вуаля! Через три года результат, позволяющий участвовать в борьбе за медали, обеспечен.
Не стану повторять все аргументы выдающегося тренера, которые он приводил в пользу своей идеи, но в Шанхае картина вышла любопытной: наиболее сильное впечатление первых двух разминок оставили как раз те дуэты, которые в свое время были образованы по принципу, озвученному Готье. В эту категорию попали американцы Алекса Симека/Крис Книрим, канадцы Джулиан Сегинн/Чарли Билодо, выступающие за Италию Валентина Маркей/Ондрей Готарек.
Другой вопрос, что ни у одного из этих дуэтов просто пока еще не набиралось тех трех лет совместных выступлений, чтобы всерьез рассчитывать на результат. Но можно ведь вспомнить и победительницу финала «Гран-при» и турнира четырех континентов Меган Дюамэль, которая в 17 лет стала победительницей юниорского чемпионата США в одиночном катании, а три с половиной года спустя, то есть в более чем солидном возрасте ушла в парное катание.
В четверг канадцы намеревались в очередной раз пустить в ход свои главные козыри – параллельный тройной лутц (сложнейший на текущий момент прыжок для парного исполнения) и выброс в четыре оборота. В программе присутствовали и другие, более стандартные сложные элементы, включая каскад из трех прыжков, но лутц и выброс успели стать визитной карточкой пары.
Подобные козыри имелись почти у всех претендующих на медали пар. Четверной выброс – у Юко Кавагути/Александра Смирнова, четверная подкрутка – у Чэн Пен/Хао Чжана и Венцзинь Сюй/Цуна Ханя. Единственными, кто выпадал из этой группы авантюристов были ветераны Цинь Пан/Цзян Тун, выигравшие свой первый чемпионат мира почти десять лет назад – в 2006-м. За неимением бонусов в виде ультра-сложных элементов, им ничего не оставалось, как уповать на чистоту.
Именно они стали той единственной парой, которая в четверг сумела заставить зал встать. А встав – заплакать от восторга.
В тот момент, когда на табло к полному разочарованию трибун появился итоговый результат легендарной пары (второй, с отставанием от канадского в 7,41), знаменитый танцевальный тренер Мартин Скотницки вполголоса сказал мне а трибуне: «А ведь из всего количества ныне выступающих спортивных дуэтов добиться такой реакции трибун способны только Пан/Тун и Кавагути со Смирновым. Но..»
Горестное «но» немца вобрало в себя богатую гамму оттенков: возможно – отчаянную ностальгию по уходящим временам и ювелирной красоте постановок, на смену которой приходит запредельная сложность и атлетизм, возможно – понимание, что и ту и другую из пар, вызвавших в душе тренера наиболее сильный отклик, он, возможно, больше никогда не увидит на льду, а скорее всего – глубочайшую личную симпатию к давно знакомой коллеге: ведь Тамара Москвина действительно сумела придумать для своих спортсменов программу неимоверной красоты и сложности и довести ее почти до абсолютного совершенства.
Другой вопрос, что день финального выступления оказался не днем Кавагути и Смирнова: уже к середине выступления после сдвоенного Александром прыжка и ошибки партнерши на приземлении с четверного выброса стало ясно, что совершенно реальный шанс подняться на пьедестал упущен. К тому же в самом конце программы Юко упала – со второго выброса.
По иронии судьбы фигуристы все-таки опередили соотечественников: Тарасова и Морозов, завершившие свой первый чемпионат мира двумя чистейшими прокатами, уступили в борьбе за пятое место 0,45.
Наверное, в этом горьком для российских лидеров финале нет повода для трагедии. Встреченный мной на катке вице-чемпион Олимпийских игр в Альбервилле Денис Петров (он после женитьбы на известной китайской одиночнице Лю Чен перебрался на постоянное место жительства в Поднебесную и растит двух детей), сказал, что изначально не видел у Кавагути и Смирнова больших шансов на медаль – даже в том случае, если им удалось бы показать чистый прокат. Реально можно было рассчитывать разве что на бронзовую награду, и то – если повезет: слишком сильно изменилось парное катание за последние пару-тройку лет.
В этом экс-фигурист был прав. То, что парное катание стало стремительно уходить вперед в плане сложности, стало особенно очевидно в этом сезоне. Рискну даже сказать, что именно поэтому так очевидно выпали из обоймы со своими прежними (с точки зрения элементов) постановками вице-чемпионы мира Ксения Столбова и Федор Климов.
Сейчас же несложно предположить, как будут развиваться события дальше: после того, как Дюамэль/Редфорд добились в этом сезоне столь феерических результатов, выиграв все турниры, в которых принимали участие, думаю, очень многие с удвоенным азартом ринутся тем же самым путем. Все-таки моду в своем виде спорта определяют именно чемпионы.
И кто, кстати, может сейчас предсказать, как много пар может быть образовано в той же Канаде на волне успеха соотечественников, и главное – чем может закончиться этот процесс? Ведь три года до следующих игр – достаточно по мнению тренеров чемпионов мира для того, чтобы начать побеждать - у фигуристов пока еще есть.
Чемпионат мира по фигурному катанию. Шанхай. Oriental Sports Center. 26 марта. Пары. Финал. 1. Дюамэль/Редфорд (Канада) – 221,63. 2. Венцзинь Сюй/Цун Хань (Китай) – 214,12. 3. Цинь Пан/Цзян Тун (Китай) – 212,77. 4. Чэн Пен/Хао Чжан (Китай) – 206,63. 5. КАВАГУТИ/СМИРНОВ – 198,91. 6. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ – 198,46... 10. АСТАХОВА/РОГОНОВ – 173,58.
|