Ильиных и Жиганшин: ИЗ ПЕРВОЙ РАЗМИНКИ - В СИЛЬНЕЙШУЮ |
|
Фото © Reuters
Мэдисон Чок и Эван Бейтс |
25 марта 2015
Лидерами после исполнения короткого танца стали чемпионы США и вице-чемпионы турнира Четырех континентов Мэдисон Чок/Эван Бейтс, на четыре с лишним балла превысившие свой личный рекорд. Лучший из российских дуэтов Елена Ильиных/Руслан Жиганшин занимают пятое место и будут выступать в пятницу в сильнейшей группе финалистов.
Ильиных и Жиганшин, стартовавшие в среду под четвертым стартовым номером, продержались на первой позиции вплоть до начала сильнейшей разминки. В принципе, это было прогнозируемо: короткий танец россиян с самого начала сезона заслуженно вошел в число лучших постановок, да и справились с ним фигуристы достойно. Если придираться, можно, конечно, посетовать на то, что техническая часть оценки оказалась на балл с небольшим ниже, чем на январском чемпионате Европы, но это было бы именно придиркой – общая сумма баллов получилась у россиян достойной – 69,46. Особенно если учесть, что первый соревновательный день начался у Ильиных и Жиганшина подъемом в четыре часа утра и тренировкой – в шесть.
На самом деле танцорам даже повезло с их четвертым стартовым номером – пришлось меньше времени ждать своего выхода. Не берусь утверждать, но и не исключаю, что крайне некомфортный временной режим подкосил две другие российские пары. Особенно неважно прокат сложился для бронзовых призеров чемпионата Европы Александры Степановой/Ивана Букина: их заметно шатало с самого начала танца, а завершился он нелепым – из-за неправильной постановки конька - падением партнерши на дорожке шагов.
В результате же перед российской командой всерьез замаячила перспектива остаться на следующий год с «усеченной» квотой: ведь даже в страшном сне вряд ли кто мог представить, что Монько/Халявин уступят в коротком танце не только традиционно сильнейшим, но и выступающему за Данию 29-му дуэту мира Лоранс Фурнье-Бодри/Никлас Соренсен, а Степанова/Букин и вовсе окажутся 14-ми?
Но такова в современных танцах цена одной ошибки. Стоит заметить, что столь высокой стоимости технические элементы не имеют ни в одном их трех оставшихся видов программы: в коротком танце этих элементов всего пять, в произвольном – семь. Вот и получается, что ошибка, допустим, в твиззлах или потеря уровня сложности в паттерне или дорожке шагов (как это вышло у Степановой и Букина) сразу ведет к потере неимоверно большого количества баллов. Соответственно спортсмены в одночасье лишаются возможности продолжать борьбу за высокие места, какими бы сложными и интересными ни были их постановки в целом.
Правильно ли это – решать, разумеется, не журналистам. Но на данный момент в танцах совершенно невозможна ситуация, которая сплошь и рядом возникает в одиночном катании, где можно стать чемпионом с падениями или без полного набора прыжков. Любопытно, не правда ли? Вроде бы подобный максимализм в требованиях должен поднимать интерес к происходящему на льду на небывалую высоту, на деле же получается, что большинство танцев сводится к достаточно зажатому – от чрезмерной ответственности – выполнению одного и того же набора элементов.
Вытащить себя из этой стандартной клетки – дорого стоит. Другой вопрос, что умеют немногие. Поначалу умение это считалось привилегией лишь одного тренерского дуэта в мире – Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой, потом на этот же уровень сумели вывести учеников Анжелика Крылова/Паскуале Камерленго, год назад в танцевальном мире активно заговорили еще об одном тренерском тандеме – канадцах Мари-Франс Дюбрей/Патрис Лозон, становившихся вице-чемпионами мира в 2006 и 2007 годах.
В Шанхай Дюбрей/Лозон привезли не только французов Габриэлу Пападакис/Гийома Сизерона – дуэт, сенсационно выигравший в январе европейское первенство, но и тех самых датчан, сумевших опередить Монько и Халявина.
Подопечные названных тренеров и составляли в среду сильнейшую танцевальную разминку, открывали которую Мэдисон Чок/Эван Бейтс – американские ученики Шпильбанда, а закрывали канадцы Дюбрей/Лозон.
Американцы стали тем самым дуэтом, кто сдвинул Ильиных и Жиганшина с позиции лидеров. При всем уважении к невероятному прогрессу россиян, сильнейшая разминка представляла собой совершенно иную лигу - с иной скатанностью, иными техническими возможностями, иным рейтингом и тем более - опытом. В совокупности все это принесло Чок/Бейтсу 3,57 технического преимущества и почти полтора балла гандикапа в оценке за компоненты.
Интересно было другое: станет ли результат Ильиных/Жиганшина достаточным для того, чтобы в произвольном танце российский дуэт попал в сильнейшую группу?
Ответ стал ясен после проката Майи и Алекса Шибутани – дуэта Марины Зуевой: Лене и Руслану они проиграли всего 0,14, но именно это позволило российскому дуэту реализовать на первой стадии турнира программу-максимум.
* * *
До своего лучшего результата Лене и Руслану Жиганшину не хватило всего 0,48. Сразу после окончания проката выступление танцоров прокомментировала их тренер Светлана Алексеева (она работает с дуэтом вместе со своей дочерью Еленой Кустаровой).
– Перелет в Шанхай у нас получился тяжелым, но ребята сумели продержаться не засыпая до самого вечера, – сказала Алексеева. – Это в некоторой степени облегчило процесс акклиматизации. Во всяком случае, спортсменам мы так и сказали, что они акклиматизировались, что все нормально, и что на эту тему вообще можно не думать.
В связи с тем, что катать короткую программу на чемпионате мира нам предстояло утром, мы еще в Москве несколько изменили график работы – делали прокаты не на вечерних, как обычно, а на утренних тренировках. Так что не могу сказать, что были какие-то проблемы связанные с необходимостью перестраиваться на местное время. На тренировке перед выступлением, которая началась у нас в 6.30 утра, Лена и Руслан тоже катались хорошо. Хотя будильники пришлось ставить на четыре утра.
– Это – ваш первый опыт столь ранних стартов?
– Пожалуй, да. И конечно же мы не ожидали, что получим четвертый стартовый номер. На чемпионате Европы ребята тоже выступали в первой половине программы, но вытянули себе 15-й. С другой стороны, тоже ничего страшного. Свой стартовый номер, как известно, надо любить.
– Наверное, внутренне не так просто не думать о том, что ты ничем не хуже тех, кто катается в последней разминке, но вынужден выходить на лед в первой?
– Тут, к сожалению, можно только смириться с ситуацией. И утешать себя тем, что в следующем сезоне все будет иначе. Появится рейтинг, а с ним и иные стартовые позиции. Этой мыслью мы все уже и живем: скорее бы все закончилось и скорее уже можно было бы заняться новыми постановками.
– Идеи есть?
– Они есть у нас еще с Нового года.
– На декабрьском чемпионате России было достаточно очевидно, что Ильиных и Жиганшин вырастают из своей произвольной программы на глазах. Не было шальной мысли кардинально поменять программу после чемпионата Европы и попробовать за полтора месяца ее накатать?
– Произвольная программа действительно стала в какой-то момент нам «мала». Но менять ее целиком было бы безумием – мы все прекрасно это понимали. Поэтому изменили постановку лишь частично, хотя сами ребята рвались улучшить и усилить все, что только можно. И жили мыслью о том, что следующий сезон сможем начать уже с совершенно другими постановками. Гораздо более сложными и интересными.
– В Шанхае ваши спортсмены получили за короткий танец достаточно высокие оценки, но несколько не дотянули до своего лучшего результата. Вам есть за что их критиковать?
– В целом мы очень довольны тем, как Лена и Руслан справились с программой. Все-таки у ребят получился не просто сложный, а катастрофически тяжелый и длинный сезон. С одной стороны, вроде бы после чемпионата Европы было время, чтобы отдохнуть, перевести дух, но в который раз убеждаюсь: какой бы сложной ни была в нашем виде спорта первая половина сезона, вторая всегда еще тяжелее. Слишком много всего накапливается. Тем более что Лена и Руслан весь этот год катаются в непривычном для себя напряжении. Которого не испытывали, выступая с прежними партнерами. Но выступать вместе им нравится все больше и больше.
– Как быстро вы планируете начать подготовку к следующему сезону?
– Это зависит от того, будут ли Ильиных и Жиганшин выступать на командном турнире в Японии, или нет. Пока мы этого не знаем. В мае обязательно дадим ребятам отдых. А новыми постановками планировали заниматься в конце апреля.
– С чем связана распространенная в фигурном катании практика, когда спортсмены сначала ставят программы и только потом едут в отпуск?
– Мы, кстати, никогда такой практики не придерживались, но старались в апреле, то есть до начала отпуска, заняться базовой работой: поднять уровень как физической, так и специальной подготовки. За сезон ведь многое уходит, поэтому технику постоянно приходится подтягивать. Потом отдыхали и только после этого брались за работу над программами – на наработанной за месяц базе. Просто на этот раз планы пришлось поменять. Дело в том, что постановщик, который будет нам помогать ставить новые программы, может к нам приехать только в определенные сроки. И мы вынуждены подстраиваться под его график.
– Тогда остается пожелать, чтобы новые постановки стоили всех жертв и усилий.
– Мы тоже очень на это рассчитываем.
Чемпионат мира. Шанхай. Oriental Sports Center. 25 марта. Короткий танец. 1. Чок/Бейтс (США) – 74,47. 2. Уивер/Поже (Канада) – 72,68. 3. Капеллини/Ланотте (Италия) – 72,39. 4. Пападакис/Сизерон (Франция) – 71,94. 5. ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН – 69,46… 10. МОНЬКО/ХАЛЯВИН - 62,36 … 14. СТЕПАНОВА/БУКИН – 59,62.
|