ПЛЮЩЕНКО УЖЕ В ШАНХАЕ И ГОТОВ ВЫСТУПАТЬ |
|
Фото © Reuters
Евгений Плющенко |
24 марта 2015
Сегодня в Шанхае стартует самое непредсказуемое за последние годы мировое первенство. Никогда еще на долю спортсменов не выпадало такое количество утренних стартов. Зато уже сейчас можно сказать, что еще до начала турнира организаторы заложили в программу беспроигрышный ход: они официально пригласили принять участие в турнире олимпийского чемпиона Турина, участника четырех Олимпийских игр Евгения Плющенко.
Понятно, что речь идет не о полноценных выступлениях, а всего лишь о том, чтобы легендарный фигурист появился перед публикой на церемонии открытия. Но примечателен сам факт, что действующий спортсмен (или, по крайней мере, считающий себя таковым) приехал на мировое первенство в качестве не просто гостя, а человека, жаждущего напомнить о себе самым что ни на есть «спортивным» образом – выйдя на лед в коньках.
Ну и заодно живьем поболеть за ученицу своего тренера Елизавету Туктамышеву – подопечная Алексея Мишина выступает в Шанхае в качестве главного оружия российской сборной – наиболее мощной ударной силы.
Стоит, правда, заметить, что девушкам-одиночникам организаторы чемпионата откровенно подложили свинью: и короткий, и произвольный женские прокаты стартуют в половине одиннадцатого утра.
Акклиматизация и Китай – понятия для большинства спортсменов неразделимые. При этом не припомню, чтобы кто-то всерьез жаловался: выступать в той же Америке с восьми, а то и 11-часовой разницей относительно привычного времени – гораздо более сомнительное удовольствие. В Китае время стартов вполне комфортно для спортсменов, но лишь в том случае, если это время вечернее: к вечеру организм успевает полностью «проснуться», а более глубокие, затрагивающие самочувствие акклиматизационные процессы начинаются, как правило, не ранее пятых суток. В этом, собственно, и кроется причина того, что на турниры в Поднебесную опытные тренеры стараются привозить питомцев впритык к выступлению: приехали, быстренько отсоревновались и улетели обратно, пока организм толком не успел понять, какой экзекуции его подвергают.
Утренние старты – принципиально иная практика. Для того, чтобы полностью «разбудить» голову и мышцы и добиться привычной скорости реакций, просыпаться желательно часа за четыре до выступления. При плюс пятичасовой разнице во времени для москвичей и питерцев (то есть для всей российской сборной) вся эта работа приходится как раз на то время, когда люди привыкли спать глубоким сном.
Представителям европейских стран – еще тяжелее. Соответственно утренние тренировки не пользуются большой популярностью ни у кого – слишком велика вероятность «с недосыпа» совершить случайную ошибку и получить травму.
Перспектива акклиматизации стала одной из причин, по которой олимпийский чемпион Сочи Юдзуру Ханю предпочел готовиться к чемпионату мира не в Торонто под руководством своего постоянного тренера Брайана Орсера, а дома в Японии.
Больше в этом плане повезло спортивным парам: обе программы стоят в шанхайском расписании в вечерние часы.
Интересно, что в «советские» времена, когда выступления спортсменов на мировых первенствах и Олимпиадах приравнивались к задачам государственной стратегической важности, во многих видах спорта (в первую очередь сложно-координационных) практиковалось заблаговременное моделирование соответствующих условий. Тренировки сдвигали по времени, пытаясь таким образом заблаговременно перевести внутренние часы спортсменов.
В Шанхае, когда я завела речь об этом с Тамарой Москвиной, тренер сказала:
– Я пробовала такую систему подготовки с некоторыми своими учениками. На мой взгляд, такие эксперименты не оправдывают себя. Если на протяжении нескольких недель заставлять спортсменов кататься по ночам, можно сломать любую нервную систему, вогнать людей в депрессию.
Разовый старт, пусть даже в самое неудобное время, обходится гораздо меньшей кровью. Во-первых, на улице светло: то есть нет ощущения, что за окном – ночь. Во-вторых, сама соревновательная обстановка, соперники, публика сильно добавляют адреналина. В такой обстановке организм мобилизуется достаточно быстро. Если же удается подгадать с приездом так, чтобы соревнования пришлись на первые три дня – вообще никаких проблем с акклиматизацией я не вижу.
Пятикратный чемпион мира Робин Шелковы, тренирующий в этом сезоне российскую пару Евгения Тарасова/Владимир Морозов, тоже заметил, что не считает проблему акклиматизации слишком сложной.
– В свое время мы с Аленой (Савченко. – Прим. Е.В.) довольно часто выступали в Китае. Понятно, что кататься утром – удовольствие небольшое, но тут очень многое зависит от того, как настроить голову. Меня, например, поначалу раздражало, что, прилетев в ту или иную страну, я не могу нормально спать ночью. А потом я решил, что в этом вообще нет ничего страшного: можно почитать книжку, посмотреть фильм, ответить на какие-то письма. А выспаться днем. Так и тут. Собраться и настроить себя на отдельно взятую тренировку не так сложно. Хотя, безусловно, спортивным парам приходится сложнее, чем тем же одиночникам: все-таки поддержки требуют особенно точной координации. А заключительная тренировка перед короткой программой назначена у нас в среду на 6.30.
***
Вечерняя тренировка спортивных пар во вторник прошла у подопечных Москвиной великолепно. За последние полтора месяца Юко Кавагути и Александр Смирнов несколько поменяли программы, добавив в них ряд деталей, позволяющих повысить общий уровень сложности программ. Стали увереннее и четче внешне. А главное, победа на чемпионате Европы полностью ликвидировала ощущение, которое частенько сопровождало выступления пары: словно фигуристы сами не очень понимают, зачем продолжают кататься. Тем более, что в Шанхай Кавагути и Смирнов приехали в статусе лидеров российской сборной.
Ничуть не меньшего внимания удостоились на тренировках дебютанты сезона Любовь Илюшечкина/Дилан Москович, представляющие Канаду. Перебравшись в эту страну, фигуристка по-настоящему расцвела. На это обратила внимание даже Москвина, заметив: «Вот что делает с людьми внутренняя свобода, когда не нужно постоянно что-то доказывать, биться за место в составе сборной».
Из того, что действительно впечатляло, стоило прежде всего отметить совершенно несвойственную ранее Илюшечкиной уверенность в прыжках и раскованность. На это обратили внимание все. Как и на то, что даже на фоне более опытного партнера Илюшечкину выгодно отличает российская выучка – не очень свойственная представителям заокеанского парного катания чистота и дотянутость каждого движения.
Понятно, что пытаться прогнозировать результат на основании тренировочных впечатлений – занятие непродуктивное, но безусловно, уже сейчас можно говорить о том, что в стане тех, кто способен вести борьбу за первую десятку мира, появилась еще одна команда.
***
Вторник стал еще и днем жеребьевок. Первыми определяли свою утреннюю судьбу танцоры. Наиболее «неудачный номер» достался Елене Ильиных и Руслану Жиганшину: выходить на лед в коротком танце им придется в первой разминке под четвертым стартовым номером. Но таковы правила: спортсмены, поменявшие партнеров, лишаются рейтинговых очков и начинают набирать их с нуля.
Замыкают же список из тридцати дуэтов недавние чемпионы Европы Габриэла Пападакис/Гийом Сизерон.
В понедельник мы довольно долго беседовали на трибуне шанхайского катка с двукратным олимпийским чемпионом Евгением Платовым. О феномене французов – в том числе. Платов честно признался, что не понимает, за счет чего произошел беспрецедентный взлет Пападакис/Сизерона с 15-го места на чемпионате Европы-2014 до первого – в нынешнем январе. Да, фигуристы имеют прекрасный конек и благодаря своим французским тренерам хорошо научены всем техническим элементам. Да, все это доведено до совершенства, выточено и вылизано нынешними канадскими наставниками пары. Да, у них потрясающий по постановке и исполнению произвольный танец. Но разве все это может быть поводом для того, чтобы получать «десятки» в оценках за компоненты? Если вспомнить историю выступлений легендарных олимпийских чемпионов Ванкувера (и, пожалуй, самой выдающейся пары последнего десятилетия) Тессы Вирту/Скотта Моира, то даже они шли к своим первым «десяткам» на протяжении нескольких лет. А тут вдруг сразу такой аванс!
Тем не менее французы его получили. По слухам, достаточно активно курсирующим в закулисной среде, в отношении французского дуэта имела место негласная протекция одного из высоких политических чинов страны. Слишком высокого, чтобы это можно было проигнорировать. Не думаю, что стоит придавать подобной информации серьезное значение, но слух был скорее закономерен: если люди не в состоянии объяснить происходящее логикой, они, как показывает практика, бывают готовы довольствоваться любыми фантазиями.
Как бы то ни было, в Шанхай Пападакис и Сизерон приехали одними из очевидных фаворитов. Хотя по мнению того же Платова наиболее весомыми (судя по тренировкам) выглядят шансы сильнейшего канадского дуэта Кейтлин Уивер/Эндрю Поже.
Команда канадцев добралась до Китая не без проблем: одна из последних тренировок перед вылетом завершилась тем, что Паскуале Камерленго, тренирующий танцоров вместе со своей супругой Анжеликой Крыловой, поскользнулся на парковке и сломал ногу. Теперь стоит у борта на костылях.
Платов тоже не обошелся без потерь: привез в Шанхай единственную пару – англичан Оливию Смарт/Джозефа Бакленда. Основные подопечные российского тренера – чемпионы Великобритании и бронзовые призеры прошлогоднего европейского первенства Пенни Кумс/Никлас Бакленд были вынуждены пропустить нынешний чемпионат из-за внезапного и малообъяснимого недуга партнерши. За неделю до запланированного вылета в Шанхай Пенни вдруг стала сильно задыхаться на тренировках. Поначалу врачи склонялись ко мнению, что это – проявления астмы, но обследование не выявило ни малейших признаком проблемы с легкими. После трех дней безуспешных попыток установить диагноз было принято решение переправить фигуристку из клиники в ее родном Ноттингеме в Лондон и продолжить лечение уже там.
Ну а применительно к текущему турниру отсутствие англичан на турнире означает потерю одной из очень интересных в плане постановок пар. И сильного (как минимум – для россиян) конкурента к тому же.
***
Вечерняя тренировка самого титулованного из участников мужского турнира Юдзуру Ханю сопровождалась несколько более повышенным, чем обычно, вниманием болельщиков, но показала, к сожалению, что полностью решить проблему с прыжками японец так и не сумел. Он начал прокат с серьезного падения – в большей степени характерного как раз для тех времен, когда Ханю боролся с последствиями сотрясения мозга. Если рассуждать о шансах, принимая в расчет только цифры, олимпийскому чемпиону предстоит выяснять отношения прежде всего с вице-чемпионом мира-2013 и бронзовым призером Игр в Сочи Денисом Теном. Причем личный рекорд сезона у казахстанского фигуриста на балл с небольшим выше. И оба заметно превосходят в этом аспекте трехкратного чемпиона Европы Хавьера Фернандеса. Но справится ли Ханю с последствиями травм и операций на этот раз – вопрос открытый. Тренировка по крайней мере этой ясности так и не внесла.
Кстати, именовать японца в Шанхае самым титулованным тоже не совсем корректно: этот статус, приехав в Шанхай в качестве приглашенной звезды для участия в церемонии открытия, у Ханю перехватил Плющенко, заметивший, что хоть его выступление и не подразумевает длительного пребывания на льду, но прыжок в четыре оборота он постарается выполнить во что бы то ни стало.
|