РАДИОНОВА - ПЕРВАЯ, ЛИПНИЦКАЯ ТОЛЬКО ДЕВЯТАЯ |
|
Фото © AFP
Елена Радионова |
27 декабря 2014
Третий день национального отборочного чемпионата завершился появлением новой чемпионки страны в одиночном катании – ей стала 15-летняя Елена Радионова – и победой Ксении Столбовой / Федора Климова, сделавшей пару уже двукратными чемпионами России.
В спорте такое называется «унесли ноги»: в произвольной программе парного катания Столбова и Климов проиграли техникой пять баллов Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову. Выше вице-чемпионов мира и Олимпийских игр оказались в техническом аспекте и Юко Кавагути/Александр Смирнов. В целом же впечатление от финала осталось несколько тревожным: все мы успели привыкнуть, что первая пара России – это пара, обязанная бороться за золото мирового первенства. Но о каком золоте вообще можно вести речь с такими прокатами?
Слово «обязана» я написала не случайно. В свое время центр Нины Мозер в Москве создавался отнюдь не для того, чтобы фигуристам было удобно тренироваться, а тренеру – тренировать. Целью была именно подготовка чемпионов: это накладывало на всю команду Мозер достаточно большую ответственность, но в то же самое время тренер не знала отказа ни в деньгах, ни в специалистах.
Свою задачу на Олимпийских играх в Сочи Мозер блистательно выполнила. Просто с позиций нынешнего сезона те медали – уже прошлогодние. Можно сколько угодно говорить о том, что Столбова и Климов заслужили передышки и наверное вообще могли бы позволить себе пропустить часть сезона, но ждать от них золотых медалей будут всегда.
Если рассуждать чисто со спортивной позиции, не очень впечатляющий результат чемпионов в Сочи, возможно, объясним: очень трудно держать себя на пике формы на протяжении двух месяцев. В конце концов перед фигуристами стояла одна задача: не вылететь из первой тройки – что для Столбовой и Климова было малореальным в принципе.
Точно такая же программа-минимум была у Кавагути/Смирнова. Немножко обострил ситуацию разве что чистейший прокат Тарасовой и Морозова, благодаря чему подопечные Тамары Москвиной стали не вторыми, а третьими. Но в целом состав будущей сборной не вызывает никакого удивления и вряд ли будет изменен, несмотря на все разговоры о том, что к чемпионату мира намерены подготовиться в этом сезоне олимпийские чемпионы Сочи Татьяна Волосожар и Максим Траньков.
Объясню, почему считаю именно так: декабрьский финал «Гран-при» с уверенной победой в парном катании канадской пары Меган Дюамэль/Эрик Рэдфорд, стал достаточно серьезным основанием полагать, что проторенной дорожки к золоту – какой она получилась у Татьяны и Максима в прошлом сезоне – уже не будет. То есть нужно готовиться к серьезному бою, идти ва-банк как в плане сложности, так и стабильности исполнения обеих программ.
Столбова и Климов – тоже серьезные оппоненты. Можно сколько угодно говорить о том, что прошлогодние постановки Ксении и Федора были выразительнее нынешних, но умения фигуристов прекрасно подавать сложнейшие элементы никто при этом не отменял. Как и достаточно большой соревновательной практики, которую Столбова и Климов получили в «Гран-при».
Вот и выходит, что соваться без предварительной проверки собственных сил в эту кашу было бы со стороны Волосожар и Транькова крайне опрометчивым шагом. Силы же проверять негде: не ехать же с этой целью на финал Кубка России?
Наверное, то же самое можно сказать об Аделине Сотниковой. Как бы сильно не рвалась спортсменка на лед после травмы, чемпион не имеет права не просчитывать последствия. Он, безусловно, может проиграть, но не должен оказаться совсем уж вне игры. Потому что психологически это ударит прежде всего по нему самому – как ударило поражение в Сочи по Юлии Липницкой, занявшей в произвольной программе только одиннадцатое место.
* * *
Можно, конечно, сказать, что ничего экстраординарного не произошло. Пубертатный возраст – период крайне сложный. Если заглянуть в недавнее прошлое, то, наверное, только Аделине Сотниковой удалось справиться с ним без больших потерь. Точнее – ее тренеру Елене Буяновой, потому что в период девичьего взросления как никогда важны действия тех, кто работает со спортсменом. С другой стороны – Липницкая за прошедший год стала слишком яркой фигурой в женском катании и поднялась слишком высоко, чтобы считать нынешний провал всего лишь досадным недоразумением. Тем более что он был прогнозируемым.
Год назад, когда Юля стала чемпионкой Европы в Будапеште, я заметила в разговоре с ее мамой, что им обеим очень повезло подойти к олимпийскому сезону до того, как началась перестройка организма. Даниэла ответила на это коротко: «У нас все под контролем».
Процесс роста спортсменки и мама, и тренер тогда действительно контролировали очень жестко – сдерживали всеми силами, хотя не очень афишировали это. Вплоть до того, что в какой-то период Липницкая, по ее словам, питалась одними порошками, которые растворяла в кефире.
Понятно было, что долго так продолжаться не может, но «долго» и не требовалось: нужно было любой ценой довести спортсменку до Олимпиады, не позволив ее телу даже незначительно измениться – чтобы не рассыпалась техника.
О том, что и как может происходить с техникой прыжков, когда спортсменка начнет расти, еще до Олимпиады прогнозировал известный тренер и один из лучших прыжковых специалистов Виктор Кудрявцев. В частности он заметил тогда, что прыжковая техника Липницкой достаточно своеобразна: обороты выполняются не столько за счет силы отталкивания, сколько за счет резкости замаха руками, плотной группировки в воздухе и легкости тела.
После того, как в Сочи завершились состязания женщин, Кудрявцев снова вспомнил тот наш разговор. И повторил:
– Еще когда Юля каталась в юниорах я заметил, что у нее в отталкивании фактически не работает голеностоп. Даже говорил об этом Сергею Дудакову, работающему с Этери Тутберидзе. Сама Этери – человек очень закрытый, Сергей же в свое время был моим учеником, поэтому мне было легко обсуждать с ним такие вопросы. В сентябре, когда всех девочек просматривали на предсезонных прокатах, тоже бросалось в глаза, что Юле элементарно не хватает физической готовности ног, чтобы справляться с элементами. Поэтому ничего неожиданного в ее нынешнем выступлении я не вижу. Скорее оно совершенно закономерно. Другой вопрос, что нужно очень внимательно отнестись к этому периоду. Может быть, временно даже облегчить программу. Продолжать давать спортсмену полную нагрузку в такой ситуации опасно: можно сломать его и уже не восстановить.
* * *
Своей победой в Сочи Елена Радионова спровоцировала извечную тему: должно ли женское катание быть до такой степени «детским» внешне? Обсуждать это бессмысленно хотя бы потому, что Радионова, появившись на взрослом льду два года назад, фактически повторила путь Липницкой. В плюс спортсменке пошло и совершенно очевидное превосходство в технике над всеми, кто претендовал на медали чемпионата – победительницей финала «Гран-при»Лизой Туктамышевой в том числе.
Еще когда фигурное катание существовало в рамках старых правил, Татьяна Тарасова как-то сказала, что смотреть нужно только на коньки: только так становится понятным истинное мастерство фигуриста. С этой точки зрения катание Радионовой получилось вполне чемпионским: самый сложный набор прыжков, причем каждый из этих прыжков полностью докручен, самые сложные шаги и переходы между элементами, прекрасные вращения. Причем подано все было легко и непринужденно, что всегда особенно подкупает и публику, и судей. Технической оценкой Радионова почти на четыре балла опередила Евгению Медведеву – спортсменку со второй по сложности постановкой. Третья сумма была у Серафимы Саханович, четвертая – у Туктамышевой, пятая – у Марии Сотсковой, шестая – у Анны Погорилой.
Комментируя некоторое время назал ситуацию в женском катании Алексей Мишин заметил, что к Играм-2018 российские девушки наверняка начнут исполнять самый сложный из тройных прыжков – аксель, и что шансов на успех будет больше у тех спортсменок, кто прыгал тройной аксель в подростковом возрасте.
Высказывание вполне можно применить и к остальным прыжкам и каскадам: при столь высокой нынешней конкуренции на женском «поле» наверняка найдутся фигуристки, кому удастся преодолеть все перипетии взросления, сохранив нынешнюю сложность. А значит ситуация, сложившаяся в российском женском катании, уже ни при каких раскладах не позволяет уповать на женскую харизму, выразительность и зрелость, если под всем этим не окажется конкурентной в техническом плане базы.
* * *
В воскресенье в Сочи состоялись заседания тренерского совета и исполкома Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР), утвердившие состав сборной России для участия в январском чемпионате Европы (эти соревнования пройдут 26 января – 1 февраля в столице Швеции.
В качестве основных участников чемпионата Европы (по три в каждой дисциплине) были утверждены призёры чемпионата России. Исключение составила Анна Погорилая, которая показала четвертый результат, но фактически вошла во взрослую тройку, поскольку Евгения Медведева не имеет права выступать на официальный взрослых турнирах из-за возрастных ограничений.
Руководители ФФККР впрочем отметили, что по-прежнему рассматривают участие в европейском первенстве запасных: олимпийской чемпионки Аделины Сотниковой и экс-чемпионов Европы в танцах на льду Екатерины Бобровой/Дмитрия Соловьева. Специально для этих спортсменов, восстанавливающихся после травм, 15 января в подмосковном Новогорске будет организован контрольный прокат, после чего и будет назван окончательный вариант состава российской команды.
Чемпиона России. Сочи. Ледовый дворец «Айсберг». Пары. 1. Столбова/Климов – 212,10. 2. Тарасова/Морозов – 208,23. 3. Кавагути/Смирнов – 207,68. 4. Астахова/Рогонов – 174,52. 5. Базарова/Депутат – 172,73. 6. Даванкова/Энберт – 171,60.
Женщины. 1. Радионова – 217,45. 2. Туктамышева – 212,35. 3. Медведева – 209,81. 4. Погорилая – 204,51. 5. Саханович – 191,84. 6. Сотскова – 186,06.
|