|
Фото © AFP
Максим Ковтун |
25 декабря 2014
Лидерами чемпионата России после исполнения коротких программ стали Максим Ковтун в мужском одиночном катании и Ксения Столбова/Федор Климов - в турнире спортивных пар
Еще до того, как на лед вышла заключительная мужская группа, стало ясно, что легкой жизни действующему чемпиону России Максиму Ковтуну в Сочи не предвидится: сразу два спортсмена - Константин Меньшов и Сергей Воронов - набрали за свои программы более 90 баллов и, соответственно, возглавили ход турнирной борьбы.
Третьим в этом предварительном списке стал Артур Гачинский, но от лидеров он отстал более чем на десять баллов - такова оказалась цена единственной, но грубой ошибки - сорванного четверного прыжка.
Причина срыва была вполне очевидной: Артур слишком поздно зашел в предшествующий прыжку «кораблик». Как следствие - прыгать пришлось слишком близко к борту, нарушилась траектория, и это убило все шансы на успешное приземление.
По словам одного из своих тренеров, Гачинский слишком долго отказывался признавать, что проблема с четверным прыжком у него существует. После неудачного исполнения программы в предсезонных прокатах фигурист был настолько раздасадован, что на одной из тренировок, желая доказать, что срыв был случайным, прыгнул четверной 14 раз подряд. Тем не менее в соревнованиях продолжались проблемы, и чемпионат России не стал в этом отношении исключением.
За ходом мужских соревнований мы наблюдали вместе с Леонидом Райциным - известным в спортивных кругах тренером по спецподготовке.
- Четверной прыжок - это прежде всего вопрос физической готовности мышц ног, - сказал он. - Возьмите Ковтуна: у него от природы превосходные взрывные качества и довольно сильные ноги, кстати. Но прыгает он «от спины». При этом Максиму удается сохранять достаточно высокую точность всех движений. В то же время достаточно любой мелочи, чтобы эта точность нарушилась. А тот же Воронов делает четверной очень правильно и очень эргономично. Вкладывает в элемент ровно столько сил, сколько нужно. Соответственно не так сильно устает. В целом же могу сказать, что мужскому катанию еще есть куда развиваться. Средний показатель относительной силы ног у большинства фигуристов-мужчин составляет 2,0. Если поднять его до 3,0, а это совершенно реально, можно безо всяких проблем выполнять четверной аксель. И главное - это не повлечет за собой вероятность травм.
Первым возмутителем спокойствия в заключительной разминке стал не Ковтун, а Адьян Питкеев, имевший более ранний стартовый номер. В отношении этого спортсмена известный российский тренер Виктор Кудрявцев еще год назад говорил, что считает необходимым как можно раньше начинать привлекать его ко взрослым выступлениям. То же самое он повторил и на этот раз, заметив, что не задумываясь отдал бы Питкееву третью вакансию в сборной и повез бы его на чемпионат Европы, независимо от того, попадет фигурист в тройку на сочинском чемпионате или нет. Потому что уже сейчас понятно: Питкеев - тот самый «золотой запас», на который придется рассчитывать через три года на Олимпиаде в Корее. И как раз поэтому нужно начинать готовить парня к Играм уже сейчас, давая ему возможность закалиться во всех отношениях.
Прекрасно выполненные прыжки, включая каскад 4+3, позволили юному подопечному Этери Тутберидзе набрать превосходную сумму баллов - 87,36, при этом оценка за техническую сложность оказалась у фигуриста даже выше, чем у Воронова.
Выступление Ковтуна получилось злым и собранным - именно таким, как хотели увидеть тренеры Максима, начиная с тех самых пор, как приняли решение включить в короткую программу два разных четверных прыжка. Похоже, крайне своевременным «холодным душем» для фигуриста стал недавний финал «Гран-при», после которого спортсмен довольно раздраженно заметил, что не понимает своих оценок за произвольную программу, поскольку точно так же катался на чемпионате мира и получил за прокат более высокую сумму баллов.
На протяжении всего предыдущего сезона Ковтуна действительно судили достаточно хорошо. И однозначно лучше, чем любого другого российского фигуриста. Даже в финале "Гран-при", где в произвольной программе Максим показал только пятый результат, оценка за компоненты оказалась выше, чем у Воронова, имевшего третью сумму баллов. Но там же, в Барселоне, стало окончательно ясно, что на одних лишь намерениях далеко не уедешь: надо прыгать, прыгать хорошо и показывать при этом интересное и скоростное катание.
Продолжать уповать на компоненты в Сочи - после блестящих прокатов Меньшова, Воронова и Питкеева, действующему чемпиону страны было бы совсем несолидно.
Но со своей задачей Максим справился: два прекрасных четверных прыжка вкупе с остальными предписанными элементами принесли фигуристу лучшую техническую сумму, лучшую вторую оценку и рекордный общий результат - 98,14.
Ну а почти шесть баллов, отделившие лидера от группы преследователей, стали достаточно внушительной «подушкой безопасности» перед произвольной программой.
* * *
Турнир пар, несмотря на достаточно большое количество участников, не слишком интриговал непредсказуемостью. Вся она сводилась разве что к вопросу: захватят ли Ксения Столбова и Федор Климов лидерство или им помешают это сделать Юко Кавагути и Александр Смирнов. Остальные же дуэты находились от первых двух на достаточном расстоянии, чтобы не ждать сенсаций.
С другой стороны, в числе претендентов на третье место (и, соответственно, место в сборной) были вице-чемпионы мира среди юниоров Евгения Тарасова/Владимир Морозов и сразу три вновь созданных нынешним летом дуэта: Василиса Даванкова/Александр Энберт, Наталья Забияко/Юрий Ларионов и Вера Базарова/Андрей Депутат.
Тарасова и Морозов как наиболее скатанная пара предсказуемо оказались в этой «короткой» борьбе лучшим дуэтом второго эшелона, хотя слово «дуэт» местами казалось малоуместным: слишком уж сильно расходились партнеры по льду друг от друга, выполняя параллельные элементы. Что, безусловно, сильно снижало впечатление от программы.
Этот же недостаток присутствовал и в катании Столбовой/Климова. Когда спортсменам дано многое (а в случае с вице-чемпионами Олимпийских игр это, безусловно, так) - от них и ждешь особенного. Более близкого и «парного» катания, более запоминающихся элементов, более выразительных постановок - а не просто высокой суммы баллов.
Безусловно, парность - качество, нарабатываемое годами. Однако Олегу Васильеву удалось добиться этого с Базаровой и Депутатом за довольно короткое время. Более того, на фоне достаточно мощного эшелона спортсменов из группы Нины Мозер, катание Веры и Андрея невольно заставляло задуматься о понятии «штучная работа» - до такой степени подкупало отточенностью и слаженностью. Точно так же, как катание в этой же разминке Юко Кавагути и Александра Смирнова.
Наверное, в таких деталях и кроется ключик к пониманию парадокса: почему на один дуэт смотришь, не отрываясь, независимо от того, какое место в итоге занимают спортсмены, а интерес к другим, пусть даже более удачливым, сводится к беглому взгляду в протокол соревнований.
Чемпионат России. Мужчины. Короткая программа. 1. Ковтун - 98,14. 2. Меньшов - 92,37. 3. Воронов - 91,24. 4. Питкеев - 87,36. 5. Гачинский - 80,69. 6. Петров - 76,87.
Пары. 1. Столбова/Климов - 75,72. 2. Кавагути/Смирнов - 71,81. 3. Тарасова/Морозов - 70,29. 4. Базарова/Депутат - 60,98. 5. Забияко/Ларионов - 59,96. 6. Астахова/Рогонов - 57,53.
|