Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» - 2015 (Пекин, Китай)
ДВА ПИШЕМ, ЧЕТЫРЕ – В УМЕ
Боян Цзинь
Фото © Reuters
Боян Цзинь

6 ноября 2015

В пятницу 6 ноября в Пекине состоялось поистине исторические событие: 18-летний китайский одиночник Боян Цзинь стал первым спортсменом в мировой истории, успешно выполнившим в соревнованиях каскад из четверного лутца и тройного тулупа.

Прыжок в четыре оборота – ни разу не новость в мужском одиночном катании. Можно даже, наверное, утверждать, что основной толчок миру в освоении этого элемента дала наша страна: одиночные успешные попытки четверного тулупа делал еще Александр Фадеев, тренируясь у Станислава Жука, а Алексей Мишин просто поставил прыжки на поток, еще лет пятнадцать назад мечтая о том, что когда-нибудь его ученик Евгений Плющенко выполнит в «четверном» варианте все шесть существующих разновидностей прыжков в одной программе.

Но вышло несколько иначе. Мир достаточно успешно и массово двинулся в заданном направлении, в то время как для российских одиночников даже наиболее простые вариации четверных остались леденящим кровь броском со связкой гранат на амбразуру: рванет, или удастся уцелеть? К тому же подобные экзерсисы нередко сопровождались травмами.

Когда в том или ином виде спорта вдруг происходит массовый скачок сложности, всегда хочется понять: за счет чего? Отчасти ответ на этот вопрос дал мне несколько лет назад известный тренер по специальной подготовке Леонид Райцин. По его мнению, залогом успешного освоения четверных прыжков являются всего две составляющие – физическая готовность и отсутствие серьезных травм. Если же спортсмен начинает пытаться осваивать четверные не будучи физически готов к этому, то есть раньше времени, нагрузка начинает неправильно распределяться, что в результате приводит к отсутствию стабильности и к тем же самым травмам.

Грубо говоря, большая иллюзия, что можно сначала сделать прыжок благодаря тому, что фигурист резок от природы или умеет быстро вращаться, а потом начинать нарабатывать необходимые кондиции.

Еще один прекрасный специалист в этой области Виктор Кудрявцев, которому я позвонила, чтобы получить комментарий в отношении прыжков, первым делом спросил:

- А вы обратили внимание, что китайцы и японцы прыгают совсем не так, как это всегда делали наши одиночники? Особенно это заметно на «зубцовых» прыжках – тулупе, лутце и флипе. Если наши одиночники в момент отталкивания как бы тормозят себя зубцами, создавая этим вращательный момент и резко «включая» само вращение, то азиатские ребята гораздо более активно используют при отталкивании голеностоп и колено. Они и выезжают за счет этого с четверных иначе – более мощно и амплитудно: выезд с таких прыжков почти никогда не становится оборванным и «куцым». Но для этого, разумеется, должны быть совершенно иначе готовы мышцы ног. То, что в той же Японии над этим постоянно работают, лично я вижу очень хорошо.

Не берусь спорить, поскольку не являюсь специалистом. Более того, вполне допускаю, что  возьмись комментировать прыжковый прогресс Мишин, он привел бы по этому поводу совершенно другие аргументы и объяснения. Но факт остается фактом: стабильно справляться с четверными прыжками в России до сих пор не способен ни один фигурист.

Минута славы Бояна Цзиня наступила в самом начале второй мужской разминки. За техническое исполнение короткой программы с каскадом 4+3, акселем и четверным тулупом фигурист набрал 53,76. Другой вопрос, что при отсутствии сколь бы то ни было значимой «взрослой» репутации в судейских глазах, вчерашний юниор не мог рассчитывать на высокие компоненты – получил всего 36,29. Такая «вилка», подозреваю, тоже стала рекордной: вряд ли ранее в одиночном катании случались подобные прецеденты. Тем не менее с общим результатом 90,05 Боян Цзинь возглавил ход розыгрыша.

Выступление дебютанта произвело фурор на трибунах и нанесло приличную травму зрелищу в целом: все последующие прокаты стали невольно восприниматься в сравнении, как танцы китайских дуэтов. Единственным исключением стал действующий чемпион мира Хавьер Фернандес, поставивший «выскочку» на место второй оценкой. Но единоличным героем вечера так и остался китаец.

Именно так когда-то своим соперничеством, замешанным на невероятной сложности, на много лет вперед прибили мировое одиночное катание Алексей Ягудин и Евгений Плющенко. Остается понять, сумеет ли кто составить Бояну Цзиню пару.

Комментируя свое выступление в короткой программе, Сергей Воронов сказал: «Знаете, я, похоже, научился получать удовольствие от того, как катаюсь». Когда же я заметила в ответ, что это бросается в глаза даже со стороны, спортсмен просиял: «Правда? Вот здорово! Но это так тяжело – балансировать на этой грани, не думая ежеминутно о том, что можешь сделать ошибку!»

Возможно, причина достаточно самозабвенного растворения фигуриста в обеих программах лежит в постановках: над ними Воронов работал с чемпионом мира Джеффри Баттлом, обе программы нравятся Сергею, а главное – очень ему идут. Позволив себе кататься в удовольствие, Воронов преобразился даже внутренне: сумел (что большая редкость в фигурном катании) в достаточно зрелом возрасте выкарабкаться из имиджа человека, чей репертуар на льду жестко ограничен рамками одного, к тому же не слишком выразительного стиля.

Нечто подобное на протяжении достаточно большого периода времени происходило с Юко Кавагути и Александром Смирновым. Пока в катании питерского дуэта преобладала ответственность, над фигуристами дамокловым мечом висела репутация пары, не слишком способной на то, чтобы решать задачи высшего порядка. Слишком «хрупкой» физически и не слишком удачливой, к тому же. Видно было, до какой степени это тяготит фигуристов и прежде всего - партнершу. Но в какой-то момент картина изменилась.

Произошло это в январе нынешнего года – на чемпионате Европы в Стокгольме, где Кавагути и Смирнов стали первыми, опередив вице-чемпионов всех соревнований олимпийского сезона Ксению Столбову/Федора Климова. На вопрос, что мешало дуэту показывать прокаты такого качества раньше, Смирнов ответил: «Не хватало какой-то наглости и уверенности, наверное. Может быть, в некоторых моментах нам ее и до сих пор не хватает, но в Стокгольме удалось настроиться на прокат именно так, как нужно, – зло и сильно. Идти вперед и ничего не бояться»

Безусловно, нужно быть реалистами: тот волшебный по красоте и легкости прокат так и остался у подопечных Тамары Москвиной лучшим в сезоне. На чемпионате мира в Шанхае ответственность вновь накрыла Кавагути и Смирнова чугунной плитой: после неудачного выступления в Стокгольме Столбова и Климов приняли решение завершить сезон досрочно, и на ветеранов легла задача фактически в одиночку биться с тремя китайскими и одной канадской парой за то, чтобы хотя бы отстоять вакансии на новый сезон. В результате Юко и Александр остались пятыми.

Но кто знает, может быть решение оставить произвольную программу еще на один год было продиктовано как раз желанием снова вспомнить, а заодно напомнить окружающим, что такое кататься с удовольствием, понимая, насколько хороша постановка и как по-королевски комфортно чувствуешь себя в ней ты сам?

Впрочем, в пятницу до знаменитого «Манфреда» предстояло еще дожить – справиться без чрезмерных потерь с короткой программой. С учетом того, что россиянам противостояли сразу три ведущих китайских дуэта, задача не казалась легкой.

Китайское парное катание претерпело за последние пару лет достаточно серьезные изменения. Родоночальник, идеолог и главный босс всей китайской «парнохозяйственной» отрасли Яо Бинь по состоянию здоровья начал все больше и больше отходить от тренировочного процесса, параллельно натаскивая замену самому себе на тренерском поприще. Замена нашлась в лице олимпийского чемпиона Ванкувера Чжао Хунбо. Его супруга и бывшая партнерша Шэнь Сюэ наотрез отказалась заниматься практической тренерской работой – ушла на предложенный ей пост в федерации фигурного катания, а вот глава семьи увлекся тренерским делом всерьез. И оказался прекрасным учеником. Доскональность в хореографической чистке программ с его приходом  была возведена в степень в то время как требования к сложности программ китайских спортивных пар непрерывно продолжали расти.

Официальные проводы Яо Биня на заслуженный отдых планируется приурочить как раз к текущему этапу, после чего можно будет констатировать, что китайское парное катание перешло в руки Чжао Хунбо уже целиком и полностью. С этим же многие связывают очевидный, в общем-то, прогноз: что послеолимпийское четырехлетие, которому будет дан отсчет после Игр-2018, станет в парном катании полностью китайским. Более очевидных кандидатов на лидирующие позиции не способна пока представить никакая другая страна.

Ну а в Пекине в пятницу российско-китайское противостояние завершилось за неявным превосходствои хозяев, что в принципе неплохо. Известно же, что догонять всегда проще, чем убегать. Главное – получить удовольствие от процесса.

 

 

 

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru