Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» - 2015 (Нагано, Япония)
БОБРОВА И СОЛОВЬЕВ ЕДУТ В БАРСЕЛОНУ
Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев
Фото © Reuters
Нагано. Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев

29 ноября 2015

Заключительный этап чемпионской серии определил финалистов во всех видах программы

Хочется, конечно же, о хорошем. Например, о том, что чемпионы Европы-2013 в танцах Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев стали единственным российским дуэтом, который в начале декабря выступит в финале «Гран-при». Это стало возможным благодаря второму результату на этапе: в случае более низкой позиции в финал проходили бы Никита Кацалапов и Виктория Синицина. Для спортсменов, пропустивших из-за травмы партнера больше года, результат, безусловно, хорош – Катя и Дмитрий достаточно убедительно показали, что являются на текущий момент первым дуэтом страны. Но достаточно взглянуть на финальный отбор в танцах, чтобы ненужные иллюзии исчезли без остатка: сражаться хотя бы за бронзовые медали сильнейшим российским спортсменам будет крайне проблематично.

Собственно, это все, что хочется сказать о выступлении россиян в Нагано. На этот раз большинству из них крайне неубедительно удались даже роли второго плана. И, несмотря на это, этап можно смело назвать выдающимся. Я – о Юзуру Ханю.

Про такие выступления очевидцы впоследствии говорят: «Мне повезло: я видел это собственными глазами!» Сожалеть можно было разве что об одном. О том, что Ханю не катался так на Олимпиаде в Сочи: все-таки от человека, выигрывающего Олимпиаду, ждешь безупречного проката. Но если в отношении победы японца в Сочи у кого-то и оставались какие-то нарекания, в Нагано Ханю снял их окончательно. Оба его выступления вышли по-настоящему чемпионскими.

Но главным было другое: олимпийский чемпион стал единственным спортсменом, кто не просто принял вызов китайского одиночника Бояна Цзиня, заявившего в этом сезоне шесть четверных прыжков в двух программах, но сделал это на уровне, недосягаемом ни для Цзиня, ни для кого другого. После прокатов Ханю в Нагано можно было разве что констатировать, что все три результата (106,33 – за короткую программу, 216,07 – за произвольную и 322,40 в сумме двух программ) вряд ли когда-либо будут превышены кем-то из нынешнего поколения одиночников. Кроме, разумеется, самого Ханю.

Не факт, кстати, что подобное катание в исполнении японца может случиться в той же Барселоне на финале «Гран-при»: выступления такого порядка принято именовать «прокатами жизни». Другими словами, это событие, а не повседневность. Но с точки зрения плановой стратегии ни сам Ханю, ни его тренер Брайан Орсер, совершенно не собираются останавливаться на достигнутом: в ближайших планах – ввести в программу как минимум еще один четверной. Возможно – риттбергер. Это даст японцу возможность, во-первых, сравняться по количеству четверных прыжков в одной программе с Бояном Цзинем (пока счет между спортсменами в количественном аспекте 4:3 в пользу китайца), ну и, разумеется, поднимет вероятность очередного рекордного мужского результата.

В парных видах программы в Нагано было совершенно очевидно, куда уже пришло фигурное катание в этом сезоне и в каком направлении скорее всего будут развиваться события. В части спортивных пар это прежде всего сложность – четверные подкрутки и выбросы. Эти элементы наличествовали в программах всех трех призеров, хотя в крайне нестабильном варианте: Меган Дюамель/Эрик Рэдфорд и китайский дуэт Юй/Цзинь не сумели справиться с выбросами, американцам Алексе Симеке/Крису Нириму не удалась подкрутка.

В подобном варианте сложность далеко не всегда выглядит оправданной. Но лишь в том случае, когда на рискованные элементы замахиваются единицы. Когда же процесс приобретает массовый характер, деваться становится некуда: либо ты принимаешь правила игры, либо просто выбываешь из числа сильнейших. Исключения возможны, но они, как правило, носят крайне случайный характер.
В танцах ситуация противоположная: на первый план окончательно вышла чистота катания.

В этом отношении довольно любопытен итоговый протокол японского турнира. Базовая сложность произвольного танца у первых пяти дуэтов получилась абсолютно одинаковой – 40,50. А выиграли Майя и Алекс Шибутани, доказавшие таким образом, что являются наиболее «чистыми», техничными и стремительными танцорами из восьмерки участников.

Успех американцев японского происхождения отчасти объяснял не столь блестящие выступления в этом сезоне двух наиболее «молодых» по стажу катания российских дуэтов: Елены Ильиных/Руслана Жиганшина и Виктории Синициной/Никиты Кацалапова. Набирать одинаковый с лидерами базовый уровень сложности способен как один, так и второй дуэт. Но этого совершенно недостаточно. Все-таки своей абсолютной слаженности Майя и Алекс добивались больше десятка лет: их первый крупный взрослый успех – бронзовые медали чемпионата мира – случился аж пять лет назад и лишь в прошлом сезоне дуэт сумел вернуться на пьедестал – на турнире Четырех континентов. Сейчас же все идет к тому, что победители шестого этапа «Гран-при» станут фаворитами декабрьского финала. Абсолютно все для этого у пары есть.

К разряду крайне нежелательных неприятностей, случившихся на японском этапе, следует отнести выступление российских одиночников в целом и Максима Ковтуна в частности. Шанс отобраться в финал был велик у чемпиона России как никогда: для этого Ковтуну достаточно было не откатиться далее четвертого места. Но он остался десятым. И это была та самая ситуация, когда выслушивать причины становится совершенно неинтересно.

Аналогичное фиаско постигло Анну Погорилую. Разница была разве что в том, что у Анны изначально не было шанса пройти в финал: девять очков, завоеванных на этапе в Китае позволяли сделать это только в случае победы.

Наверное, тоже можно найти объяснения и оправдания тому, что случилось с фигуристкой в короткой программе, где Погорилая осталась последней из 11 участниц. Просто когда речь идет о претендентах на место в национальной сборной, определяющим аргументом зачастую становится не красота катания и потенциальная сложность, а надежность.

Шестой этап «Гран-при» NHK Trophy. Нагано. Мужчины. 1. Ханю (Япония) – 322,40. 2. Цзинь (Китай) – 266,43. 3. Мура (Япония) – 242,21… 6. МЕНЬШОВ – 233,58… 10. КОВТУН – 212,63.

Женщины. 1. Мияхара (Япония) – 203,11. 2. Хикс (США) – 183,12. 3. Асада (Япония) – 182,99… 8. ЛЕОНОВА – 165,75. 9. ПОГОРИЛАЯ – 164,63… 11. АРТЕМЬЕВА – 158,33.

Пары. 1. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 202,72. 2. Юй/Цзинь (Китай) – 191,02. 3. Симека/Нирим (США) – 190,66. 4. БАЗАРОВА/ДЕПУТАТ – 181,70.

Танцы. 1. М. Шибутани/А. Шибутани (США) – 174,43. 2. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ – 169,33. 3. Хаббел/Донахью (США) – 167,49. 4. СТЕПАНОВА/БУКИН – 160,64.
Финалисты "Гран-при"

Мужчины. 1. Фернандес (Испания) – 30. 2. Ханю (Япония) – 28. 3. Уно (Япония) – 28. 4. Цзинь (Китай) – 26. 5. Чан (Канада) – 22. 6. Мураками (Япония) – 22.

Женщины. 1. Голд (США) – 28. 2. МЕДВЕДЕВА – 28. 3. Мияхара (Япония) – 26. 4. Асада (Япония) – 26. 5. РАДИОНОВА – 26. 6. Вагнер (США) – 24.

Пары. 1. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 30. 2. КАВАГУТИ/СМИРНОВ – 28. 3. Сюй/Хань (Китай) – 28. 4. СТОЛБОВА/КЛИМОВ – 24. 5. Симека/Нирим (США) – 24. 6. Юй/Цзинь (Китай) – 24. 7. Сегуин/Билодо (Канада) – 22.

Танцы. 1. Уивер/Поже (Канада) – 30. 2. Чок/Бейтс (США) – 28. 3. Капеллини/Ланотте (Италия) – 28. 4. М. Шибутани/А. Шибутани (США) – 28. 5. Хаббел/Донахью (США) – 26. 6. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ – 24.



© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru