КОВТУН - ПРОТИВ ОЛИМПИЙСКОГО ПРОЕКТА КИТАЯ-2022 |
|
Фото © Никита Успенский
Нагано. Максим Ковтун |
26 ноября 2015
К заключительному старту чемпионской серии, когда уже известны имена тех, кто гарантированно проходит в финал, принято считать расклады: кто и при каком условии все еще сохраняет за собой шанс пробиться в заветную шестерку. Или писать о безоговорочных фаворитах типа Мао Асады и Юдзуру Ханю в одиночном катании и Меган Дюамель и Эрика Редфорда – в парном.
Не стану делать ни того ни другого. На мой взгляд японский этап примечателен другим: фигуристами, от которых до нынешнего сезона отнюдь не ждали каких-то выдающихся результатов, считая их скорее середнячками, нежели фаворитами.
Яркий пример – Майя и Алекс Шибутани, шестой сезон выступающие за национальную сборную США.
Американские танцоры остались вторыми на этапе «Гран-при» в Канаде, уступив Кейтлин Уивер/Эндрю Поже, хотя, по сути, эта расстановка стала всего лишь следствием того, что канадцы выступали дома. В технике американский дуэт дважды был первым, в компонентах уступил совсем незначительно. Когда танцоры только начинали выступать на серьезном уровне, их тренер Марина Зуева сказала: мол, прекрасно понимает, что дуэт брата и сестры изначально не может иметь той харизмы, которая витает над фигуристами, эксплуатирующими разнообразные вариации «любовных» тем. Поэтому ставка была сделана на чистоту и легкость. Сейчас же все это легло на удачные постановки и заиграло. Да так, что в лице американцев японского происхождения мир вполне может получить лидеров сезона: в отличие от большинства соперников они еще и феноменально стабильны.
Или взять Эшли Вагнер. Год назад 24-летняя американка в третий раз стала чемпионкой США, и было много разговоров о том, что из этой спортсменки просто невозможно вытянуть больше, чем вытянул Рафаэль Арутюнян, четыре года назад взявший Вагнер в свою группу по просьбе ее бывшего наставника Джона Никса. Другими словами, какой смысл продолжать кататься, когда за спиной стоят более юные и на первый взгляд гораздо более талантливые спортсменки?
Но Эшли не просто не ушла, но начала сезон с победы на этапе в Канаде – обыграла там действующую чемпионку мира Елизавету Туктамышеву. По сложности программы американки вполне конкурентоспособны, в отличие от более молодых девочек она прекрасно понимает, чего хочет, отдает себе отчет в том, что у нее не так много времени, и, по словам собственного тренера, является образцом работоспособности и отношения к работе.
С компонентной оценкой у Вагнер тоже все в порядке: в конце концов именно она все еще является первым номером США, и с этим пусть негласно, но обязаны считаться судьи.
В мужском турнире за спиной у олимпийского чемпиона вполне может развернуться достаточно нетривиальная битва между китайцем Бояном Цзинем – с шестью четверными прыжками в двух программах и Максимом Ковтуном – с пятью.
Китаец, по сути, просто удачнее и наглее сделал то, что год назад собирался сделать его российский визави: потряс мир сложностью. На третьем этапе «Гран-при» в Китае Боян Цзинь дважды в пух и прах разгромил технической оценкой чемпиона мира Хавьера Фернандеса, выиграв у него 5,53 в короткой программе и 12,76 в произвольной. Другими словами, никакого пиетета ко взрослым и заслуженным людям юный нахал не испытывает. Если в Нагано он сумеет точно так же «раскатать» Ханю (а это, на мой взгляд, абсолютно реально), будет даже интересно понаблюдать за тем, что станут предпринимать судьи, чтобы спасти олимпийского чемпиона от китайской экспансии.
Совершенно очевидно, что компонентная оценка Бояна Цзиня уже в этом сезоне может заметно вырасти: в отличие от канадца Кевина Рейнольдса, который благодаря пяти четверным прыжкам стал победителем турнира Четырех континентов в 2013-м, вчерашний юниор уже сейчас обладает достаточно явной выразительностью катания.
Хотя главное даже не в этом. А в том, что этого спортсмена уже сейчас смело можно считать национальным олимпийским проектом Китая-2022 и не сомневаться, что к его фигурнокатательному образованию будут привлечены лучшие специалисты мира. Понятно, что и выдающийся результат может появиться и не к Играм в Пекине, а гораздо раньше.
Что касается Ковтуна, ему сложнее. Максим слишком часто не оправдывал своих собственных ожиданий, чтобы рассматривать его шансы всерьез. Четвертый этап чемпионской серии, возможно, мог бы стать исключением, но турнир не был завершен. К тому же тот единственный прокат не отличался качеством (если, разумеется, не считать удачей отсутствие в программе столь частых для фигуриста «бабочек»), поэтому Ковтуна и обошел японец Шома Уно с достаточно рядовой по меркам сегодняшней сложности программой.
В турнире спортивных пар единоличными фаворитами считаются Дюамель/Редфорд, но парадокс в том, что, несмотря на свой уже достаточно звездный статус, эти спортсмены из той же породы, что все перечисленные выше: работяги, не хватающие звезд с неба, но точно знающие, чего хотят добиться. Единственное, о чем хочется пожалеть, что в Японии у канадцев, скорее всего, не будет ни одного реального соперника. Если, разумеется, они не начнут ошибаться сами.
|