Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при» - 2015 (Москва, Россия)
ВСЕ, ЧТО СМОГЛИ...
Виктория Синицина и Никита Кацалапов
Фото © Никита Успенский
Москва. Виктория Синицина и Никита Кацалапов

21 ноября 2015

Танцевальный турнир завершился в субботу победой канадской пары Кейтлин Уивер/Эндрю Поже, опередивших экс-чемпионов мира и Европы Анну Капеллини/Луку Ланотте. Бронза досталась Виктории Синициной и Никите Кацалапову.

Состязания в произвольном танце начались с потери: одна из трех российских пар – Ксения Монько/Кирилл Халявин – были вынуждены сняться с проката из-за травмы. Как объяснил тренер пары Александр Жулин, две недели назад Ксения травмировала заднюю поверхность бедра, и на тренировке спортстмены упали как раз по этой причине. Вот команда и посчитала, что ответственнее для нее чемпионат России, который пройдет в декабре в Екатеринбурге, чем «Гран-при» в Москве.

Факт катания в этой же разминке прошлогодних чемпионов России Елены Ильиных и Руслана Жиганшина, понятное дело, не радовал. С тех пор, как танцоры встали в пару и в свой первый же совместный сезон пробились в сборную, от них ждали конечно же другого результата. А именно – что стремительно прогрессирующий дуэт станет в этом году уже всерьез состязаться с лидерами.

После неудачной для россиян короткой программы, где партнер упал во время исполнения серии твиззлов, в пресс-центре, да и на трибунах тоже много спорили о том, можно ли считать ошибку несчастным случаем? Ведь не случись падения, Ильиных и Жиганшин вполне могли бы оказаться впереди своих основных российских соперников – Виктории Синициной/Никиты Кацалапова. Другими словами, был бы весомый повод считать первый прокат в Лужниках удавшимся.

Не стану в очередной раз поднимать тему этого бывшепартнерского соперничества. Интереснее понять: а в чем, собственно, наши дуэты продолжают уступать мировым лидерам, хотя, казалось бы, должны как минимум начать к ним приближаться?

Год назад, когда чемпионат Европы, а затем и чемпионат мира был выигран Габриэлой Пападакис/Гийомом Сизероном, в танцевальных кругах пошло гулять мнение, что французам удалось произвести фурор исключительно благодаря феноменально удачной произвольной программе. Этому в танцах всегда придавалось большое значение, но здесь постановочная составляющая была просто возведена в степень и поставлена во главу угла.

А ведь у французов имелся и другой, куда более значимый козырь – качество катания. GOE пары в их произвольной программе, то есть фактически – та надбавка, которую спортсмены получают от судей исключительно за технику выполненных элементов, на трех наиболее значимых турнирах прошлого года составила соответственно 11,76 (финал "Гран-при"), 13,31 (чемпионат Европы) и 13,63 (чемпионат мира).
Иначе говоря, выдающаяся постановка легла на совершенно безукоризненную, а главное – очень стабильную техническую базу.

Российские же дуэты, поменявшие партнеров после Олимпийских игр в Сочи, были вынуждены думать не об этом. А о том, чтобы любой ценой добиться необходимого уровня сложности в шагах, вращениях, паттернах и поддержках и тем самым получить возможность бороться за место в тройке на крупных турнирах. Поэтому, собственно, прошлогодний прорыв Ильиных и Жиганшина в сборную и финал «Гран-при» сопровождался таким количеством восторженных отзывов: танцоров действительно было за что хвалить.

Но если внимательно взглянуть на протоколы уже нынешнего сезона и просто сравнить цифры, становится заметно, что в качестве исполнения элементов большого сдвига у дуэта не произошло ни в одном из технических аспектов катания. Значит, было недостаточно работы – тщательной, кропотливой, нудной, порой – раздражающей, но совершенно необходимой. Ведь максимальные уровни сложности – это всего лишь то, что по умолчанию подразумевается в программах всех участников сильнейшей разминки любого значимого турнира.

Если же спортсмен оказывается не в состоянии добавить к этому блистательное исполнение – он автоматически перестает быть интересным в плане результата, уходя во второй эшелон. И становится совершенно неважно, насколько оригинален и удачен по образу его танец.

Практически все то же самое можно сказать о выступлении в Москве Синициной/Кацалапова. На сей раз они выглядели сильнее Ильиных и Жиганшина, к тому же у многих было свежо в памяти совсем невзрачный дебют Вики и Никиты на этом же самом льду год назад. В сравнении с тем прокатом улучшилось все: скатанность, постановки, появилась уверенность. Но ведь и это выступление получилось из разряда «все, что могли». Да, что могли – сделали. Справились. Остались третьими.

Пятый этап «Гран-при» Rostelecom Cup. Танцы. 1. Уивер/Поже (Канада) – 173,58. 2. Капеллини/Ланотте (Италия) – 171,61. 3. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ – 167,40... 5. ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН – 153,01.

Главным событием мужского турнира в пятницу стал, конечно же, лучший результат Питкеева в короткой программе. Формально эта промежуточная победа объяснялась тем, что не в лучшей своей форме оказался лидер – Фернандес. Испанец запорол четверной прыжок, невнятно сделал каскад – и очарование программы было сильно нарушено. И, тем не менее, для Питкеева это был очень важный результат. Доказывающий, что спортсмен может быть абсолютно конкурентоспособен безо всяких скидок на молодость и отсутствие опыта. Но с поправкой: если не будет ошибаться в прыжках.

С появлением Питкеева на взрослом льду в его адрес было сказано немало хороших слов: парень сразу обратил на себя внимание выразительностью катания и коньком. Но соревновательный протокол первого выступления в Лужниках четко отражал, что наиболее сильной стороной фигуриста пока еще остается лишь сложность. В части компонентов набранная Адьяном сумма была только пятой.

Вторая оценка – дело, безусловно, наживное, но на данный момент приходится констатировать, что сложность прыжков российского фигуриста является не только его плюсом, но и наиболее уязвимой составляющей, потому что любая серьезная ошибка в прыжках может сразу отбросить спортсмена довольно далеко (как, собственно, это и произошло в субботу в произвольном прокате). И нет больших козырей, чтобы как-то компенсировать подобную потерю баллов.

Собственно, главная интрига турнира сводилась именно к этому: сумеет Питкеев откатать свою произвольную программу без срывов или нет.

Сильнейшая разминка открылась другим сюрпризом – выступлением 20-летнего петербуржца Михаила Коляды, попавшего в число участников московского «Гран-при» исключительно в силу внезапно сложившихся обстоятельств: ранее заявленный Артур Гачинский отказался от выступления на этапе из-за травмы – и подопечный Валентины Чеботаревой занял его место.

Нынешний сезон фигурист начал весьма неплохо: был вторым на турнире категории «Б» в Братиславе, затем третьим – на соревнованиях аналогичного уровня в Граце. В короткой программе московского этапа Коляда остался пятым, упав на четверном тулупе, хотя если бы исполнил его удачно и получил за элемент хотя бы его базовую стоимость, был бы по технике вторым – за Питкеевым.

Понятно, что сослагательное наклонение здесь совершенно не к месту, но как раз такие детали дают неплохое представление о потенциале спортсмена в целом. В том смысле, что этот потенциал, безусловно, есть.

Вплоть до выхода предпоследнего участника – Фернандеса – дебютант сохранял за собой вторую (после канадца Нама Нгуена) техническую сумму – 87,71. Ему в этом финале было гораздо проще, чем Питкееву: все-таки первый стартовый номер – это возможность не только выйти на лед сразу после разминки хорошо разогретым, но и отсутствие необходимости нервничать из-за оценок соперников. Питкееву же предстояло завершать финал, катаясь сразу после чемпиона мира. Очень неплохо откатавшегося, к тому же, несмотря на падение на сальхове, испанец показал свой лучший в сезоне результат.

Этот тест на крепость нервной системы Адьян прошел достаточно успешно, хотя и не так, как задумывалось: он несколько упростил программу по сравнению с заявкой – не сумел справиться с первым и наиболее сложным каскадом 4+3, упал на втором тройном акселе и показал в произвольной программе пятый результат. Но запаса, созданного в короткой программе, к счастью, хватило на то, чтобы сохранить за собой вторую позицию и получить первую в карьере медаль взрослого «Гран-при».

Пятый этап «Гран-при» Rostelecom Cup. Мужчины. 1. Фернандес (Испания) – 271,43. 2. ПИТКЕЕВ 250,47. 3. Майнер - 248.92. 4. Риппон (оба - США) – 248,63. 5. КОЛЯДА – 247,97. 6. ВОРОНОВ – 244,60.

© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru