Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат Европы-2015 - Стокгольм (Швеция)
Ирина Жук:
«НАС МНОГОМУ НАУЧИЛА ИСТОРИЯ С ХОХЛОВОЙ И НОВИЦКИМ»
Александра Степанова и Иван Букин
Фото © AFP
Александра Степанова, Иван Букин и их тренеры

29 января 2015

– Знаете, мы, наверное, были бы счастливы даже в том случае, если бы Степанова и Букин просто попали в пятерку, – призналась Ирина, когда мы встретились с ней в отеле. – Все-таки первый чемпионат, к тому же Ваня с Сашей ехали в Стокгольм третьей парой. В свое время Яна Хохлова и Сергей Новицкий стали на своем первом чемпионате Европы десятыми – и мы искренне радовались этому. А сейчас с первого раза – третье место. Не знаю даже, такое когда-нибудь в танцах было?

В танцах похожее было. В 1993-м Анжелика Крылова и Владимир Федоров стали третьими на своем первом чемпионате мира. Просто там российские дуэты заняли весь пьедестал. А вот такого, чтобы на пьедестал на своем первом чемпионате поднялись спортсмены, занимающие третью рейтинговую позицию в стране, пожалуй, случилось впервые.

– В начале сезона мы вообще мечтали лишь о том, чтобы попасть в сборную, – продолжает Ирина. – Меня очень тронуло, как после проката Саша Степанова сказала: «Наши тренеры так сильно истосковались по медалям такого уровня. И мы рады, что сумели их на этот уровень вернуть».

– Насколько сильно на вас давил ажиотаж, развернувшийся вокруг Елены Ильиных и Никиты Кацалапова с их новыми партнерами?

– Мы с Сашей (Александром Свининым. – Прим. Е.В.) на самом деле сожалели, что столь яркая пара прекратила существование. Понятное дело, что о них говорили все, все-таки Лена и Никита – олимпийские чемпионы в командном турнире. Поэтому мы просто делали свою работу. Пытались придумать что-то особенное. Эти твиззлы – в пистолетике.

– За которые всю первую половину сезона вас только ругали?

– Ну так ругали-то не потому, что элемент не нравился. Напротив, все были в восторге. Просто технически мы никак не могли устранить все недостатки. Кто-то советовал вообще выкинуть такие твиззлы из программы, делать то, что делают все. Но как тогда вообще можно выделиться, если ты не показываешь ничего нового и интересного?

Когда мы поняли, что «выкатать» твиззлы все-таки возможно, мы решили рисковать. Хотя дважды нас наказали за них очень жестоко: сначала – в Америке, потом на Cup of Russia.

Мы даже тогда спросили одного из представителей Международного союза конькобежцев: нам выбросить этот элемент, поменять его? Нам ответили, что делать этого ни в коем случае не стоит. Это – как фирменный знак. Другое дело, что нужно думать о том, как довести исполнение до того уровня, чтобы никто из судей не мог к нему придраться.

– В Стокгольме элемент был выполнен еще и на очень высокой скорости.

– Ну так мы ведь работали, в том числе и над этим. У нас очень хороший тренер по ОФП, который приезжал к нам из Питера и давал специальные упражнения. Ребята очень любят с ним работать, верят ему, а это важно. Потому что ОФП – тяжелая работа. Надо заставлять себя ее делать. Это не на льду потанцевать.

– Я помню, как на чемпионате Европы-2008 у вас стали бронзовыми призерами Яна Хохлова и Сергей Новицкий, и не могу отделаться от ощущения, что той победе вы радовались совсем не так бурно.

– С Яной и Сергеем все тогда произошло так быстро, что мы толком не смогли оценить, насколько это круто. Молодые были, многого не понимали.

– А через год, когда Хохлова и Новицкий стали чемпионами Европы, мне показалось, что вы решили, что танцевальный мир уже у ваших ног. И просчитались.

– Такое тоже было. Та история многому нас научила. Тому, что нельзя расслабляться, нельзя недооценивать соперников. Все работают очень много и все всегда опасны.

– Сейчас на фоне радости за своих спортсменов вы отдаете себе отчет в том, что главную роль сыграло стечение обстоятельств?

– Конечно. Просто хочется порадоваться, ни о чем не думая, пока есть такая возможность.

– Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон знакомы вам с юниорского возраста. За счет чего, на ваш взгляд, им удалось совершить столь впечатляющий скачок?

– Во-первых, они первая пара своей страны. Это в определенном смысле добавляет уверенности, а главное, спортсменам не приходится переживать столько стрессов, сколько бывает у нас на российском уровне. Все-таки нашим парам приходится отдавать при отборе слишком много сил. Французы, безусловно, много работают. Им пошла на пользу смена тренеров. Они постоянно ищут что-то новое – и это приветствуется. Но они и в юниорах были классными. Просто до какого-то периода часто срывали программы.

– Как на юниорском чемпионате мира в 2013-м?

– Там Габи получила травму и произвольную программу ей с Гийомом пришлось катать с остановкой – по частям. Но проиграли они не только пожтому. Короткую программу Степанова и Букин выиграли тогда вчистую.

– Не испугались, что срыв, случившийся у Елены Ильиных и Руслана Жиганшина, может заставить ваших спортсменов слишком сильно занервничать?

– Мы не видели этого проката и, думаю, ребята просто ни о чем не знали. Но должна сказать, что мне нравится, как соревнуются Ваня и Саша. Они научились управлять собственными эмоциями.

– Кому в этом принадлежит главенствующая роль?

– Наверное, партнерше. Степанова в этом плане очень сильно потрясла меня на турнире в США, где она упала на тренировке. После таких падений люди не выходят на старт, между нами говоря. Семь часов ногу пришлось держать во льду. Я была уверена в том, что она не сможет даже ходить. Но Саша сказала: если я сумею встать, значит, сумею и кататься. И ведь действительно смогла. Более того, откаталась безошибочно.

– Тот разрыв в 19 баллов, который образовался между французами и вашими спортсменами в Стокгольме, не пугает? Есть за счет чего догонять?

– Конечно. Мы думаем об этом уже сейчас.

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru