ЧЕМПИОНАТ РОССИИ ЕВРОПЕЙСКОГО МАСШТАБА |
|
Фото © AFP
Стокгольм. Елизавета Туктамышева |
27 января 2015
Чемпионат Европы, который начнется в среду в Стокгольме, имеет шанс стать историческим: впервые с 2006 года наши фигуристы будут биться за высшие награды во всех четырех категориях
Накануне крупных турниров прежде всего принято определять фаворитов. Но хочется поразмышлять о другом. О том, что чемпионат Европы, несмотря на достаточно высокую значимость титула, всегда был для россиян своего рода контрольным турниром: во все времена в фигурном катании имелось не так много спортсменов, чьим пределом мечтаний была победа на континентальном первенстве.
Примерно то же самое происходит и сейчас. После прошлогоднего триумфа фигуристов на Олимпийских играх в Сочи стало достаточно очевидным, что вид спорта наконец-то преодолел все кризисы и пошел в подъем. Проиграть европейский бой на этом фоне даже как-то несолидно. Если бы не одно «но»: в нынешней команде отсутствуют все первые номера олимпийской сборной-2014.
Само по себе это – достаточно весомый повод несколько «опуститься на землю». И задаться, к примеру, вопросом: насколько вообще реален шанс, что российские спортсмены сумеют ввязаться в борьбу за золото в турнире танцоров?
По моему мнению, ничего невыполнимого в этой задаче нет. При условии, разумеется, определенного стечения обстоятельств. На первый взгляд, эти обстоятельства складываются не в пользу трех российских дуэтов, из которых я бы даже не стала кого-то выделять особо. Свои сильные стороны есть у Ксении Монько/Кирилла Халявина, у Александры Степановой/Ивана Букина и, разумеется, у чемпионов России Елены Ильиных/Руслана Жиганшина. Наиболее серьезное противостояние ожидается со стороны трех иностранных пар: французов Габриэлы Пападакис/Гийома Сизерона, итальянцев Анны Каппеллини/Луки Ланотте и англичан Пенни Кумс/Никласа Бакленда. Но вот несколько цифр: лучший европейский результат нынешнего сезона в коротком танце имеют Ильиных/Жиганшин – 64,12. В произвольном танце лидируют французы – 102,60, в то время как у россиян – 96,31. То есть, определенная разница, безусловно, имеется, но критичной ее не назвать.
Другими словами, утверждать, что какой-либо из дуэтов имеет безусловное преимущество, я бы не спешила: начало нынешнего сезона более чем убедительно показало, что ошибаться и нервничать свойственно всем без исключения. Те же чемпионы Европы и мира открыли сезон умопомрачительным провалом на этапе «Гран-при» в Шанхае, после чего сочли за лучшее немедленно отказаться от дальнейших выступлений и доводить собственное катание до ума. В Стокгольм итальянцы приехали уже в совершенно ином виде. Кстати, все три названные иностранные пары имеют определенный козырь в виде выступлений в сильнейшей группе. В то время как Ильиных и Жиганшин замыкают третью группу из шести.
Тем не менее уже в коротком танце, который будет разыгран в первый день чемпионата, на главный план выйдет прежде всего психологический настрой – отсутствие страха бороться и крепость нервов. А вовсе не технический контент программ.
* * *
Если в танцах битву российских дуэтов за золото можно смело приравнивать к подвигу, то три оставшихся вида программы примечательны уже тем, что там фигуристы нашей страны способны оставить за собой вообще все места на пьедестале. Наиболее убедительным выглядит в этом плане парное катание: после расставания пятикратных чемпионов мира Алены Савченко и Робина Шелковы, а также бронзовых призеров чемпионата Европы-2013 Стефании Бертон и Ондрея Хотарека, конкуренция со стороны европейских спортивных дуэтов фактически свелась к нулю. Пожалуй, единственные, кто может попытаться зацепиться за пьедестал – это французы Ванесса Джеймс и Морган Сипре. Что до Хотарека, то он с новой партнершей – бывшей итальянской одиночницей Валентиной Маркей – дебютирует на первенстве континента, но вряд ли может рассчитывать даже на тот уровень результатов, что демонстрировал с Бертон.
Интрига тут в другом: какой именно может оказаться расстановка россиян на пьедестале. Несмотря на то, что Ксения Столбова и Федор Климов наиболее основательно «отягощены» титулами и опытом, утверждать, что они однозначно превосходят соотечественников в плане техники, я бы не стала. Напомню, что на недавнем чемпионате России подопечные Нины Мозер хоть и стали чемпионами, но в произвольной программе уступили Евгении Тарасовой и Владимиру Морозову. Причем уступили абсолютно по делу.
* * *
Похожая гегемония наших соотечественников ожидается и в женском турнире, причем со столь же непредсказуемой итоговой расстановкой на пьедестале. За три недели, отделившие российский чемпионат от европейского, в этом виде катания произошло достаточно нетривиальное событие: Елизавета Туктамышева исполнила на тренировке тройной аксель, причем справилась с этим прыжком превосходно.
Уже в Стокгольме спортсменка сказала, что включать элемент в произвольную программу на европейском первенстве – слишком рискованная затея. Но сам по себе факт освоения этого «мужского» прыжка означает, что Туктамышева стала первой из действующих российских одиночниц, кто вышел на иной уровень сложности. То есть успешно освоил то, что соперницам только предстоит. Достаточно очевидно, кстати, что российским девушкам предстоит пойти по пути повышения сложности уже в ближайшее время: слишком велика внутренняя конкуренция.
Но этому только предстоит свершиться. На текущем этапе той же Туктамышевой никто не гарантирует легкой дороги к победе: помешать ей способны как дебютантка сборной Елена Радионова, так и Анна Погорилая, которая была четвертой на прошлогоднем мировом первенстве, но в чемпионатах континента не выступала ни разу.
* * *
Двукратный чемпион Европы Хавьер Фернандес на первой же тренировке в «Глобен-Арене» поспешил развеять слухи о случившейся серьезной травме: испанец выполнял все прыжки, причем превосходно. Другой вопрос, что такой спортсмен – подарок любому турниру: слишком непредсказуем. Может откататься блистательно, и тогда контент произвольной программы с тремя четверными прыжками мощно взвинчивает результат, а может рассыпаться, как это не раз происходило на этапах «Гран-при».
К чести испанца стоит заметить, что последние три сезона он катается достаточно стабильно. Самое ценное заключается, пожалуй, в том, что три четверных в произвольной программе (те самые три четверных, которые на протяжении всего прошлого сезона ломали постановки и жизнь Максиму Ковтуну) Фернандесу удаются играючи и совершенно не рушат канву программы. А ведь в случае с Ковтуном болельщики были вынуждены постоянно пребывать в напряжении: прыгнет Максим четыре оборота или сделает очередную «бабочку».
Кончились эти терзания тем, что к концу осени спортсмен отчаялся справиться с тремя прыжками, оставив два. В этом плане чемпион России, конечно же, несколько сдал позиции.
С другой стороны, короткая программа Ковтуна по-прежнему содержит два четверных, и если на чемпионате Европы не случится ошибок, фигурист имеет прекрасный шанс побороться за победу. Или хотя бы за медаль. Пока еще у подопечного Елены Буяновой таких достижений не имеется.
Парадокс в том, что в случае безошибочного катания подняться на пьедестал в мужской категории помимо Фернандеса и Ковтуна вполне может и вице-чемпион континента Сергей Воронов, и дебютант сборной Адьян Питкеев. Понятно, что у недавнего юниора нет ни опыта, ни взрослой стати, но технически он не просто хорош, но еще и очень индивидуален. А это качество ценилось у фигуристов во все времена.
В целом же на «Глобен-Арене» шутят: участникам предстоит разыграть открытый чемпионат России. Сказать, что это как-то принижает статус соревнований, я не берусь: еще на чемпионате страны в Сочи было очевидно, что конкуренция в отдельных видах вполне сопоставима с тем, что происходит на чемпионатах мира. Так что скучно не будет никому.
|