БАЗАРОВА И ЛАРИОНОВ ОСТАЛИСЬ БЕЗ ПАРЫ |
|
Фото © AFP
Саитама. Вера Базарова и Юрий Ларионов |
2 апреля 2014
Не успел завершиться чемпионат мира в Саитаме, как стало известно, что в российском парном катании назревают изменения: обзавестись новыми партнерами намерены чемпионы России, вице-чемпионы Европы-2012 Вера Базарова и Юрий Ларионов
В подобных ситуациях кто-то почти всегда остается у разбитого корыта. Оказывается третьим лишним. Но бывает, ситуация разрешается и без потерь – как это случилось при создании потенциально чемпионской пары Татьяна Волосожар/Максим Траньков. Станислав Морозов, в паре с которым Татьяна выступала много лет, тогда просто переквалифицировался в тренеры, не говоря уже о том, что сам в каком-то смысле был инициатором устройства спортивного будущего бывшей партнерши.
Однако такое происходит крайне редко. Чаще отставленный партнер начинает мыкаться в поисках возможных вариантов продолжения карьеры, и нельзя сказать, что многие из этих попыток завершаются успешно.
Примеров можно вспомнить немало. Мария Мухортова, которая в свое время становилась с Максимом Траньковым чемпионкой мира среди юниоров, пыталась кататься с Жеромом Бланшаром из Франции, но дуэт толком не сложился, и фигуристка ушла в шоу. Бывшая партнерша Нодари Майсурадзе – и тоже чемпионка мира среди юниоров Любовь Илюшечкина – после расставания с партнером попробовала было кататься с французом Янником Кокконом, потом прекратила эти попытки и сейчас работает тренером на одном катке со своим бывшим наставником Натальей Павловой. Хотя, по некоторым данным, вполне может вернуться в спорт с иностранным партнером.
Третьим лишним оказался даже пятикратный чемпион мира Робин Шелковы, много лет выступавший за Германию с Аленой Савченко. Желание партнерши продолжить после Игр в Сочи любительскую карьеру Робин не разделял изначально, но, полагаю, рассчитывал на определенный период совместных шоу и, соответственно, на хороший заработок. Алена же вместо этого предпочла встать в пару (и тоже с французом!) Бруно Массо, поменяв спортивное гражданство и фактически начав карьеру с чистого листа.
Ситуация с Базаровой и Ларионовым иная: Вера много лет считалась одной из самых элегантных и потенциально успешных партнерш. Еще во времена юниорских выступлений именно она казалась сильным звеном в дуэте с Ларионовым. Когда в 2008 году Юрий был дисквалифицирован за употребление запрещенного фармакологического препарата, многие совершенно искренне не понимали, зачем столь талантливой фигуристке терять два года, в то время как существует возможность встать в пару с более молодым, выигрышным внешне и более подходящим по стилю партнером.
Тем не менее дуэт сохранился. Вернувшись на лед уже во взрослом статусе, Базарова и Ларионов трижды становились призерами европейских первенств, в декабре 2012-го стали вторыми в финале «Гран-при», а три месяца спустя перешли в группу Нины Мозер вместе с питерским дуэтом в составе Ксении Столбовой и Федора Климова. Таким образом, все российское парное катание высшего эшелона оказалось сосредоточено в одних тренерских руках.
Уже тогда один из российских специалистов мрачновато пошутил: мол, Базарова и Ларионов в этой компании выглядят до такой степени лишними, что могут быть использованы разве что «на запчасти» – то есть с потенциальным прицелом тренера на замену одного из партнеров. Другой вопрос, что «партнером на замену» многим казался Юрий. Во-первых, из-за возраста: в этом сезоне фигуристу исполняется 28 лет. Во-вторых, за последний год Ларионов заметно потяжелел и внешним видом стал диссонировать с партнершей еще сильнее, чем раньше. В-третьих, нельзя было сказать, что Юрий был стабильнее Веры в плане техники: если подсчитать все ошибки, которые на протяжении сезона мешали паре показать высокий результат, счет между партнерами выходит равным – по четыре сорванных прыжка.
Но вышло так, что слабым звеном была признана Базарова. Мозер, приложив поистине титанические усилия к тому, чтобы ликвидировать все проблемы своей спортсменки со здоровьем, так и не смогла добиться тех физических кондиций, которые позволили бы Вере тренироваться в нужном объеме. Видимо, это и стало причиной того, что Ларионов принял решение остаться у прежнего тренера и продолжить карьеру с другой партнершей – о чем и сообщил Базаровой сразу после чемпионата мира.
Может ли быть оправданным такой ход? Вполне. Мозер всегда отличалась умением стратегически просчитывать все свои действия, и если полагает, что проект «Ларионов» стоит того, чтобы продолжать им заниматься, этого достаточно, чтобы отнестись к решению тренера с уважением.
Одновременно с этим достаточно велик шанс, что дальнейшая карьера может сложиться и у Веры, несмотря на проблемы физического порядка. Во-первых, спортсменке всего 21 год, что предполагает достаточно широкий выбор потенциальных партнеров. Во-вторых, она сама хочет кататься. Если Базаровой удастся довольно быстро договориться о сотрудничестве с новым наставником (насколько мне известно, такие переговоры, как и поиски партнера, идут уже достаточно активно), новый дуэт может стать конкурентоспособным уже в следующем сезоне – тем более что среди российских пар так называемого «второго эшелона» так и не появилось ярко выраженного лидера.
Понятно, что имена потенциальных партнеров как для Юрия, так и для Веры пока не озвучиваются – сначала на этот счет должно быть принято соответствующее решение в федерации фигурного катания. Но вряд ли этот процесс затянется более чем на неделю.
Вот и выходит, что распад пары вполне можно посчитать за благо как для одного, так и для другого партнера. Ну а насколько сильно выиграет от этого российское парное катание, покажет время.
|