|
Фото © Reuters
Евгений Плющенко |
26 декабря 2013
Поражение олимпийского чемпиона Турина Евгения Плющенко обострило вопрос: кто должен представлять страну в командном турнире Игр-2014 – заслуженный ветеран или 18-летний Максим Ковтун, впервые в жизни ставший в минувшую среду чемпионом страны?
Прежде всего напомню регламент. По правилам Международного союза конькобежцев (ISU), выступать в командном турнире, который дебютирует на Играх-2014, имеет право спортсмен, прошедший квалификацию для участия в личном турнире.
При этом у России имеется лишь одна олимпийская мужская вакансия, и ее, победив в Сочи, занял Ковтун. Получается, в соответствии с «буквой закона» именно Ковтун, как основной спортсмен, должен выступать в командном турнире. И лишь потом, если с ним вдруг что-нибудь случится, его может заменить запасной участник – Плющенко.
Тем не менее во всех комментариях руководителей Федерации фигурного катания России после мужских состязаний в Сочи фигурировал противоположный вариант: выставить в командном первенстве (а оно на Играх будет предшествовать личным турнирам) олимпийского чемпиона, после чего снять его с соревнований по состоянию здоровья, предоставив Ковтуну возможность сражаться за индивидуальную медаль.
Возможен такой вариант? Безусловно. Только для этого, как мне кажется, все-таки стоило бы подстраховаться: официально объявить Плющенко основным одиночником российской олимпийской сборной.
Нет оснований? Это – второй вопрос. Но тема явно требует проработки. Иначе, как мне кажется, можно нарваться на совершенно непредсказуемую реакцию со стороны того же ISU. И остаться без личного олимпийского представительства вообще.
Теперь о командном турнире. Как известно, в нем участвуют 10 стран – Канада, Россия, США, Франция, Италия, Япония, Германия, Украина, Англия и Китай. После исполнения коротких программ состязаться продолжит первая (по сумме набранных очков) пятерка. При этом результаты коротких программ идут в общий зачет.
Понятно, что фаворитами в этой игре являются как раз те пять стран, которые названы первыми. При этом Япония и Китай имеют сильных одиночников, вполне способных отобрать очки у любого из фаворитов. Именно поэтому короткая программа приобретает очень большую значимость. Недаром в Италии уже прошло совещание, на котором федерация фигурного катания объявила, что участвовать в первом виде командного турнира обязаны все сильнейшие, включая чемпионку мира-2012 и пятикратную чемпионку Европы Каролину Костнер. То есть страна заранее стремится исключить вероятность того, что вылетит из первой пятерки.
Понятно, что, в отличие от Италии, России подобная перспектива не грозит независимо от того, кто выступит в короткой программе – Ковтун или Плющенко. Но чтобы сделать выбор между этими спортсменами, руководителям нашей федерации нужно ответить самим себе (а заодно и более высокому начальству) на один вопрос: до какой степени серьезно мы намерены биться за командную медаль и готовы ли пережить ее отсутствие?
Если готовы, все становится намного проще: можно предоставить легендарному чемпиону последний олимпийский шанс в его жизни и надеяться, что у него все сложится. Если же нет, то нужно взвешивать варианты куда серьезнее.
В Сочи Евгений, как и его тренер Алексей Мишин, в очередной раз попытались убедить журналистов в том, что подготовка к Играм идет по плану, а ситуация в целом находится под контролем. Но если отбросить слова и эмоции, реальность все же не так хороша.
Да, Плющенко по-прежнему конкурентоспособен в короткой программе, несмотря на то, что сама программа в системе новых правил имеет достаточно невысокую техническую стоимость. Если бы правила ISU позволяли произвести замену в середине соревнований, можно было бы выставить Евгения только в одном виде и вообще не ломать голову. Но поскольку Россия не имеет в Сочи второй мужской вакансии, такой вариант невозможен. Тот, кто будет заявлен в командном турнире, обязан довести его до конца. Иначе страна просто выбывает из дальнейшей борьбы.
Справиться же на должном уровне с двумя программами олимпийский чемпион не в состоянии. По крайней мере – на текущий момент: на чемпионате России это стало очевидно всем без исключения.
Сам Плющенко списал неудачное выступление в Сочи на то, что у него слишком сильно и достаточно необъяснимо с самого утра «сели» ноги: возможно, сказалось чрезмерное волнение, возможно, слишком мало выступал. Но где гарантия, что то же самое, причем в гораздо более тяжелом варианте, не случится на Играх? Подобный случай, замечу, уже был, хоть и не афишировался: когда спортсмен, имевший проблемы с позвоночником, несколько часов накануне олимпийского выступления пролежал парализованным – из-за дикого нервного напряжения отказали ноги.
Способна ли ставка на Ковтуна дать гарантию успешного выступления? Тоже нет. Олимпийские игры вообще не дают никаких гарантий. Поэтому, собственно, так тяжел выбор, который предстоит сделать.
|