ПЛЮЩЕНКО ПРОИГРАЛ, НО НЕ ОТКАЗАЛСЯ ОТ СОЧИ |
|
Фото © Reuters
Максим Ковтун |
25 декабря 2013
В конце ноября, когда Плющенко, сославшись на очередную травму, отказался от выступления на этапе «Гран-при» в Москве, где был заявлен, президент российской федерации фигурного катания, олимпийский чемпион Александр Горшков озабоченно сказал, что руководству ФФККР будет крайне трудно принять решение в пользу того, чтобы Евгений вошел в состав олимпийской сборной, если он решит пропустить и чемпионат в Сочи. Когда во вторник Евгений выиграл короткую программу, подумалось, что он крайне близок к тому, чтобы снять все вопросы: доказать, что именно он должен выступать в командном олимпийском турнире.
Мог ли он проиграть короткую программу при том, что его катание судьи оценили «с запасом» – максимально возможными баллами? Вполне. Если бы Максим Ковтун не сдвоил каскад и не коснулся бы льда рукой на приземлении со второго четверного прыжка, он, думаю, опередил бы легендарного ветерана. Но чисто откатать программу у Ковтуна не получилось.
Когда почти восемь лет назад Плющенко выиграл короткую программу на Олимпиаде в Турине, я написала: «Это выступление было очень трудно оценивать с привычной – сквозь призму фигурного катания, как такового, – точки зрения. В те две с половиной минуты, что провел на льду трехкратный чемпион мира, фигурное катание не имело никакого отношения к искусству. Это была квинтэссенция кристально чистого спорта. Местами Плющенко не попадал в музыку, но, черт возьми, какая разница, попадал он в нее или нет? Он сделал все. То, что в его положении вряд ли сумел бы сделать любой другой спортсмен».
Споры о том, стало ли катание Евгения с тех времен лучше, или хуже, продолжались на протяжении последующих восьми лет и выглядели достаточно бессмысленными. Более важная вещь заключалась в другом: после пятнадцати лет в большом спорте, череды травм и операций, в значительной степени растеряв скорость, гибкость и отчаянно, порой безуспешно пытаясь приспособиться к требованиям новой системы, олимпийский чемпион не потерял главного – способности биться. Качества крайне ценного и столь же редкого.
Во всяком случае за те восемь лет, что Плющенко лишь эпизодически наведывался на большой лед, умением по-настоящему жестко сражаться с соперниками не смог похвастать ни один российский спортсмен, включая бронзового призера чемпионата мира-2011 Артура Гачинского. Понятно, что фигурное катание – это не только битва за первые места: постановки того же Константина Меньшова с по-настоящему эксклюзивной хореографией были в последние годы украшением многих турниров, и выступление спортсмена в произвольной программе на чемпионате в Сочи не стало исключением. Но если вести речь о тех, на кого можно сделать серьезную ставку, это всегда должен быть прежде всего боец до мозга костей, а уже потом – катальщик.
Именно таким бойцом проявил себя в Сочи Ковтун. У Плющенко же просто не хватило сил. Точнее сказать, он их сильно переоценил. Было видно, до какой степени ему тяжело. Он не дрогнул. Просто реально не был способен на большее.
В этом не было ничего унизительного, но было очень грустно от того, что эпоха легендарного фигуриста, к сожалению, стремительно летит к завершению.
На фоне того катания, что Евгению все-таки удалось показать, оценки судей за компоненты программы, составившие совершенно невероятную сумму 95,22, выглядели какой-то извращенной подачкой. В микст-зоне, правда, Евгений уверенно рассуждал о том, что выступит в Сочи в командном турнире, оставив «молодому и перспективному» личный турнир. Возможно, действительно выступит. Возможно, ФФККР из уважения к былым заслугам олимпийского чемпиона все-таки возьмет на себя эту ответственность.
Пока же генеральный секретарь ФФККР Валентин Писеев заявил, что «на сегодняшний день единственным претендентом на участие в Олимпиаде является Максим Ковтун». Но потом добавил, что это решение пока не является официальным.
Ковтун же на вопрос, заданный в микст-зоне, хватит ли у него запаса физических сил на то, чтобы выступить на Играх и в командном, и в личном турнирах, ответил коротко: «Да».
– Было слишком много ошибок, – прокомментировал свое выступление в произвольной программе Плющенко.
Фигурист действительно провалил выступление: выполнил первый четверной прыжок, но сорвал второй. Пошел на каскад из тройного и двойного акселей, но сумел исполнить в первом прыжке только два с половиной оборота и этим устроил себе западню: следующий, уже одиночный аксель тоже получился двойным, и по правилам, запрещающим исполнение в одной программе трех одинаковых элементов, не должен был быть засчитан. Вместо тройного лутца Евгений тоже сумел сделать только два оборота. И только на последних секундах программы отчасти реабилитировал себя все-таки исполнив аксель в 3,5 оборота.
Итог – 162,96 (технические элементы – 67,74, компоненты программы – 95,22) за произвольную программу и 261,37 с учетом вчерашних 98,41. У Максима Ковтуна – 174,05 (85,05+89,00) и 267,13.
– Я очень доволен вчерашней короткой программой, а вот произвольная меня немножко разочаровала, – продолжил Плющенко. – Но ничего страшного. Будем накатывать программы, нужно проанализировать, что произошло с мышцами ног, почему они так быстро «сели». Причем они «сели» еще на утренней тренировке – и для меня это необъяснимо. Может быть, сказалось чрезмерное волнение. Может быть, слишком мало выступал. Ну и конечно – последствия операции.
– Чемпионат Европы вы по-прежнему считаете нужным пропустить?
– На эти соревнования я не поеду ни при каком раскладе. Нужно спокойно и правильно подготовиться к Олимпиаде. Думаю, что выберу следующим стартом командный олимпийский турнир, а молодому и перспективному спортсмену отдам право выступать на Играх в индивидуальных соревнованиях.
– Это удовлетворит ваши амбиции?
– Конечно. Я абсолютно адекватно отношусь к ситуации, так что мне будет достаточно выступить в командных соревнованиях.
– На что с вашей точки зрения там можно будет рассчитывать?
– На золото. Почему нет? Я сейчас не говорю о том, кто из соперников и как будет там выступать. Нам будет нужно просто делать свою работу. Свою я сегодня, к сожалению, не сделал. Хотя в принципе был готов сделать. Возможно, сыграло роль то, что перед чемпионатом России в большей степени накатывал короткую программу, а не произвольную. А именно в произвольной программе мы очень многое меняли.
– Считаете, вам хватит времени, не имея соревнований, накатать произвольную программу до нужного уровня?
– Считаю, что да. Тем более я понимаю, над чем нужно работать.
Чемпионат России. Сочи. 25 декабря. Мужчины. Финал. 1. Ковтун – 267,13. Плющенко – 261,37. 3. Воронов – 249,44.
|