Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - «Гран-при»-2014
СЕРЕБРЯНЫЙ ЭКИПАЖ
Ксения Монько и Кирилл Халявин
Фото © AFP
Ксения Монько и Кирилл Халявин

30 ноября 2014

Сразу шестеро российских фигуристов возвращаются с японского этапа с серебряными наградами: медали этого достоинства в Осаке получили Алена Леонова и Сергей Воронов, Юко Кавагути/Александр Смирнов и Ксения Монько/Кирилл Халявин (эти танцоры поднялись на пьедестал «Гран-при» впервые в своей карьере).

Оставив за собой допустивших грубую ошибку англичан Пенни Кумс/Никласа Бакленда, российский дуэт сослужил немалую службу еще одной российской танцевальной паре – Елене Ильиных/Руслану Жиганшину. По сумме набранных очков тандемы сравнялись, но сумма баллов Лены и Руслана за выступления на двух этапах оказалась выше, чем у Ксении и Кирилла. Таким образом можно констатировать: российские фигуристы будут представлены на декабрьском финале «Гран-при» во всех четырех категориях.

После того, как в субботу в Осаке завершились финали одиночников, появились два интервью – Леоновой и Воронова. Ни Алене, ни Сергею не удалось избежать ошибок: при чистом катании оба фигуриста могли бы стать первыми.

Леонова на этот счет сказала: «Да, могла. Но кто же знал, что Грейси Голд так откатается?»

Положа руку на сердце, американка вовсе не была идеальной – ошибки совершала и она. Более того, базовая сложность ее программы оказалась лишь шестой, в то время как у Леоновой – четвертой. Но зацепило не это. А рассуждения Алены о том, что в следующем сезоне она не хотела бы экспериментировать ни со сложностью, ни с постановками. Во всяком случае, посетовав на то, что нынешняя произвольная программа дается слишком уж большими усилиями, Алена сказала: «Будем ставить программы, чтобы мне было удобно их катать, и не было никакого напряга».

И тут же – Воронов: «Я победил себя, перешагнул некий для себя рубеж. Есть хороший фильм про тренера Анатолия Тарасова, отца великой Татьяны Анатольевны, и хоккеиста Валерия Харламова. Там говорится о правильных вещах: человеку всегда кажется, что он может сделать меньше, чем может на самом деле. Это есть в каждом из нас. Я не исключение».

Читая слова вице-чемпионки, хотелось просто поразмышлять: если Леонова продолжит катать облегченную программу и «удобные» постановки, на что она собирается рассчитывать? На то, что судьи вдруг начнут проявлять щедрость в оценках за качество элементов или поднимут артистическо-хореографические баллы? С чего вдруг? Что такого есть в катании российской фигуристки, что может заставить арбитров ахнуть от восторга? При том, что показанного в Осаке уровня катания, скорее всего, окажется недостаточно даже для того, чтобы бороться за место в российской сборной.

На этом фоне Воронов вот уже второй год выглядит как человек, вытаскивающий сам себя за волосы из болота – подобно тому, как это делал барон Мюнхгаузен. Поэтому и выход в первый в жизни Сергея финал «Гран-при» совершенно закономерен.

Любой турнир – это всегда история о шансах. Наиболее ярким в этом плане в Осаке стало выступление Ксении Монько/Кирилла Халявина. На фоне бурных танцевальных событий этого сезона, начавшегося с образования двух новых дуэтов и продолжившегося травмой и операцией чемпиона России и Европы Дмитрия Соловьева, Ксению с Кириллом словно вообще перестали замечать. Даже на заключительной тренировке в Японии внимание руководства было приковано исключительно к Виктории Синициной/Никите Кацалапову. Это задело даже Александра Жулина, под началом которого Монько и Халявин катаются уже третий сезон. Когда я разговаривала с тренером по телефону накануне выступления, он с трудом сдерживал раздражение: «Что я должен говорить своим спортсменам? Что их списали еще до выхода на лед? И что должен думать по этому поводу сам?»

Ксения и Кирилл тем не менее выдержали удар с блеском.

Преимущество дуэта над остальными было заметно еще в коротком пасодобле: там танцоры на полтора балла опередили по базовой сложности даже заведомых фаворитов – канадцев Кейтлин Уивер/Эндрю Поже. В произвольной технический набор подопечных Жулина тоже оказался наиболее высоким. Причем было очевидно, что танец, который выглядел на втором этапе «Гран-при» несколько сырым и от того тяжеловатым, уже начинает «играть».

Можно, конечно, произнести слово «повезло» – имея в виду падение основных соперников россиян Пенни Кумс/Никласа Бакленда. Но в глаза бросалось и то, что англичане, которые катались сразу после россиян, на фоне Монько и Халявина просто «не едут» – настолько стремительны оказались соперники.

Другой вопрос, что в Осаке Ксении с Кириллом ощутимо не хватало авторитета и уверенности в себе. Умения «продать» каждый жест и преподнести себя с тем же шиком, как это давно научились делать канадцы. Но это не отменяло главного: свой шанс на этом этапе фигуристы использовали на всю катушку.

Синициной и Кацалапову, занявшим по итогам турнира предпоследнее место, можно было только посочувствовать – они не справились ни с одной из своих программ. Такое бывает, когда технический замысел постановки слишком сильно опережает физические способности исполнителей. Понятно, что опытные тренеры всегда в той или иной степени ставят программы как бы «на вырост». Но применительно к Вике и Никите этот прием изначально был рискованным: готовить пару «на вырост» можно лишь в том случае, когда для этого достаточно времени, нет сильной, прежде всего внутренней конкуренции, и одновременно с этим присутствуют некие негласные гарантии, что даже в случае неудачного начала сезона спортсмены не окажутся на обочине.

Здесь же все изначально было иначе: все прекрасно понимали, что после случившейся в апреле рокировки бывших партнеров неминуемо начнут сравнивать между собой. Что на три (а то и на два – с учетом возвращения Бобровой и Соловьева) вакантных места в российской сборной будут претендовать вдвое больше дуэтов. А значит, нужно во что бы то ни стало показывать товар лицом уже на первых стартах.

Не берусь, кстати, сказать, что неудача дуэта Зуевой в Осаке стала следствием только лишь тренерского просчета. Вполне возможно, что фигуристы просто не выдержали нервного напряжения. Отсюда – и сорванные элементы, и совместное падение в произвольном танце, после которого Вика с Никитой просто бросили бороться. Совсем.

Осака (Япония). Пары. 1. Дюамэль/Рэдфорд (Канада) – 199,78. 2. КАВАГУТИ/СМИРНОВ (Россия) – 183,60. 3. Сяою Ю/Ян Цзинь (Китай) – 182,00. 4. БАЗАРОВА/ДЕПУТАТ (Россия) – 165,70. Женщины. 1. Голд (США) – 191,16. 2. ЛЕОНОВА (Россия) – 186,40. 3. Мияхара (Япония) – 179,02. Мужчины. 1. Мураками (Япония) – 246,07. 2. ВОРОНОВ (Россия) – 236,65. 3. Мура (Япония) – 234,44. Танцы. 1. Уивер/Поже (Канада) 2. МОНЬКО/ХАЛЯВИН (Россия) – 152,54... Хавайек/Бейкер (США) – 146,41. 7. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ (Россия) – 122,31.

Общий зачет «Гран-при». Пары. 1. СТОЛБОВА/КЛИМОВ (Россия) – 30. 2. Дюамель/Редфорд – 30. 3. КАВАГУТИ/СМИРНОВ – 28. 4. Чэн Пэн/Хао Чжан (Китай) – 26. 5. Венцзинь Сюй/Цун Хань (Китай) – 26. 6. Сяою Ю/Ян Цзинь (Китай) – 24.

Мужчины. 1. КОВТУН (Россия) – 30. 2. Фернандес (Испания) – 28. 3. Мачида (Япония) – 28. 4. Мура – 26. 5. ВОРОНОВ – 26. 6. Ханю (Япония) – 22.

Женщины. 1. РАДИОНОВА (Россия) – 30. 2. ТУКТАМЫШЕВА (Россия) – 28. 3. ПОГОРИЛАЯ (Россия) – 28. 4. Голд – 26. 5. ЛИПНИЦКАЯ (Россия) – 26. 6. Вагнер (США) – 24.

Танцы. 1. Чок/Бэйтс (США) – 30. 2. Уивер/Поже – 30. 3. Пападакис/Сизерон (Франция) – 30. 4. Шибутани/Шибутани (США) – 26. 5. Гиллес/Порье (Канада) – 26. 6. ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН (Россия) – 22.

 

 

 

 

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru