ИЛЬИНЫХ ОТОРВАЛАСЬ ОТ КАЦАЛАПОВА |
|
Фото © Reuters
Елена Ильиных и Руслан Жиганшин |
14 ноября 2014
После первого дня московского этапа лучшим из трех российских танцевальных дуэтов стали Елена Ильиных и Руслан Жиганшин – у них пока второй результат
Известно, что лучше всего запоминается последнее. И именно последний, четвертый вид программы наиболее сильно предвкушала в пятницу публика в Лужниках. Точнее – первый выход в сезоне Виктории Синициной/Никиты Кацалапова и их поединка с бывшими партнерами Еленой Ильиных/Русланом Жиганшиным.
Ожидания подобного накала очень редко оправдывают себя. Нынешние же и вовсе выглядели парадоксально: в какие еще времена фигурнокатательный зритель до такой степени был озабочен поединками танцоров «второго» эшелона? Но ажиотаж оказался нешуточным: не думаю, что какая-либо пара, готовясь к своему первому выходу на лед, имела хотя бы десятую долю такого внимания, как Синицина и Кацалапов в Москве.
Объяснение этому парадоксу можно было найти без труда: в апреле, когда информация о распаде бронзового олимпийского дуэта в составе Ильиных и Кацалапова была официально предана огласке, первоначальная реакция всех спортивных руководителей – от ФФККР до Минспорта – была резко негативной. Мол, пара не без оснований считалась национальным достоянием, и если фигуристы по личной прихоти захотели разбежаться в разные стороны, пусть сами и оплачивают свою дальнейшую подготовку!
Поначалу, уехав в США к Марине Зуевой, Синицина и Кацалапов действительно за многое платили сами. Но потом ситуация изменилась. Насколько солидные средства были вложены в новый проект, можно только гадать, но понятно, что они были немаленькими: в подготовку российских спортсменов за океаном включился помимо Зуевой добрый десяток самых разных специалистов.
Все это давало основания предположить, что именно на Синицину и Кацалапова ФФККР и Минспорта намерены сделать основную ставку в начавшемся олимпийском четырехлетии. Поэтому не жалеют не только денег, но и внутренних ресурсов – в виде достаточно масштабной консультативной помощи судей и технических специалистов.
Ради того, чтобы новая пара получила перед московским этапом «Гран-при» дополнительную рекламу, за два дня до турнира на подмосковной базе в Новогорске по заказу Минспорта была даже организована открытая тренировка с массовым привлечением прессы и телевидения. Результатом стало большое количество довольно однотипных интервью, рисующих идиллическую картинку: вот он, танцевальный идеал, коего мир до сих пор не знал и не видывал.
Понятно, когда подобным образом поддерживают первую пару страны, но применительно к спортсменам, которые пока еще ничего не выиграли и ничем себя не зарекомендовали, происходящее выглядело как минимум странно.
Как тренер Зуева все сделала правильно: она блистательно использовала представившийся шанс привлечь дополнительное внимание к своим спортсменам и заинтриговала своими высказываниями многих. Другой вопрос, что Синицина и Кацалапов оказались в крайне сложной ситуации: после всех дифирамбов в свой адрес они должны были во что бы то ни стало оправдывать растущие с каждым новым интервью ожидания.
Задача эта осложнялась еще и тем, что уже первая официальная тренировка российских танцоров в Лужниках показала: дуэт Зуевой в своем нынешнем виде пока еще ничем не лучше тех, с кем предстоит соперничать. А в некоторых аспектах даже заметно уступает не только гораздо более скатанным Александре Степановой/Ивану Букину, но и Ильиных/Жиганшину, катающимся вместе ровно столько же времени, что и бывшие партнеры.
Оставалось дождаться соревнований, чтобы получить ответ на еще один важный вопрос: у кого крепче нервы?
***
Вопрос этот был отнюдь не риторическим. Выступление в родных стенах подкосило в пятницу даже такого проверенного бойца, как Анна Погорилая. В короткой программе она показала лишь третий результат, что, правда, не выглядело опасным. От лидера (им стала канадка Элейн Шартран) Погорилую отделил балл с небольшим, а то, что в произвольной программе спортсменка будет выступать не в конце, а в середине сильнейшей группы, вполне можно считать плюсом – меньше волнений.
На первый взгляд, Анне должно было стать проще настраиваться на выступление после того, как из-за травмы с московского турнира снялась Аделина Сотникова. Но на деле получилось иначе. В столь непростой для себя ситуации Погорилая оказалась впервые. Обе свои предыдущие победы в «Гран-при» спортсменка одерживала, будучи не лидером российской команды, а «темной лошадкой»: на турнире в Китае в 2013-м она опередила Аделину Сотникову и Каролину Костнер, в нынешнем октябре в Канаде оставила позади американку Эшли Вагнер и вице-чемпионку мира-2012 Алену Леонову. Да и на чемпионате мира в Саитаме, где Анна достаточно сенсационно стала четвертой, все следили прежде всего за Юлией Липницкой, не возлагая на дебютантку никаких особенных надежд.
Совсем другое дело – быть фаворитом. В этом амплуа даже титулованные спортсмены то и дело расписываются в собственной несостоятельности. Хотя Погорилой, безусловно, повезло: не окажись состав участников до такой степени слабым, неудача в короткой программе вполне могла вообще поставить под вопрос перспективу попадания спортсменки в финал серии. А так стала лишь легким, пусть и неприятным, щелчком.
Ничуть не более высокой оказалась конкуренция в турнире спортивных пар, где вице-чемпионы Олимпийских игр Ксения Столбова и Федор Климов достаточно дежурно и без видимых усилий захватили позицию лидеров. Прекрасную заявку на попадание в финал «Гран-при» сделали Евгения Тарасова и Владимир Морозов, которых выводил на старт пятикратный чемпион мира Робин Шелковы. На этапе в Канаде эти фигуристы были третьими, а после первого выступления в Москве имеют вторую сумму баллов, причем технической оценкой они опередили даже фаворитов.
***
Мужскому фигурному катанию во все времена было свойственно достаточно очевидное разделение на тех, кто во чтобы то ни стало стремится только к победе, и тех, кому просто нравится кататься. Сказанное абсолютно не означает способности или неспособности побеждать. Просто победа не является для фигуристов второй категории самоцелью.
Яркий пример – японец Такахико Кодзука. Мальчик из обеспеченной семьи, с прекрасным и разносторонним, в том числе и музыкальным, образованием, играющий на фортепиано и виолончели и в свободное время даже выступавший с концертами со школьным оркестром, но совершенно не боец. В японской сборной его воспринимали, скорее, как верного оруженосца легендарного Дайсуке Такахаси, что не помешало Кодзуке однажды и самому стать вице-чемпионом мира – в 2011-м.
Больше подобных результатов у японца не случалось, причем сам он не сильно комплексовал по этому поводу, а просто продолжал кататься.
Сергей Воронов и двукратный чемпион Европы Хавьер Фернандес – другая история. Оба успели пережить в спорте достаточно тяжелые для себя времена, а в их глазах при каждом выходе на лед горит всепоглощающая страсть оставить всех позади. Подобный настрой требует от спортсмена-бойца гораздо более сильной концентрации и нервной отдачи, зато когда он на твоих глазах отчаянно сражается (неважно с кем – самим собой или элементами) и побеждает, это всегда оставляет невероятно сильное впечатление.
Именно таким получилось выступление Воронова, сумевшего превысить личный рекорд сразу на пять баллов.
В заочной – до выхода на лед – борьбе Фернандес имел преимущество: его лучший результат составлял 96,42. Повторить его испанец не сумел, но набранной суммы ему хватило, чтобы стать лидером.
***
Результат Синициной и Кацалапова оказался ниже даже самых сдержанных ожиданий – они проиграли Ильиных и Жиганшину не только постановкой, но и исполнением, и настроем. Разница в оценках составила шесть с лишним баллом. Пропасть.
Если отбросить ожидания, взращенные преждевременной пиар-атакой в прессе, наверное, подобный дебют можно было предвидеть. Все-таки в самые ответственные моменты подготовки, связанные с накатыванием танца уже непосредственно к первому старту, Зуева была вынуждена большей частью находиться в разъездах по этапам «Гран-при» с другими спортсменами. В то время как Светлана Алексеева и Елена Кустарова сосредоточили на Лене и Руслане все свои силы и фантазию и даже успели провести работу над ошибками в те несколько дней, что пара провела в Москве, вернувшись с шанхайского этапа. В минус Виктории и Никите пошло и то, что выступление в Москве стало первым стартом в сезоне. Плюс – первый стартовый номер. Вот блин и вышел изрядным комом. Хотя сами фигуристы наверняка рассчитывали на совершенно иное развитие событий.
Понятно, что потеряно еще далеко не все. Но отыграть достаточно большое количество баллов – задача в танцах гораздо более тяжелая, нежели убегать вперед на волне куража.
«Гран-при». Четвертый этап. Москва. Лужники. 14 ноября. Женщины. Короткая программа. 1. Шартран (Канада) – 61,18. 2. Хонго (Япония) – 59,85. 3. ПОГОРИЛАЯ – 59,32…6. СТАВИЦКАЯ – 54,78… 8. АРТЕМЬЕВА – 51,88.
Пары. Короткая программа. 1. СТОЛБОВА/КЛИМОВ – 69,09. 2. ТАРАСОВА/МОРОЗОВ – 67,28. 3. АСТАХОВА/РОГОНОВ – 58,34.
Мужчины. Короткая программа. 1. Фернандес (Испания) – 93, 92. 2. ВОРОНОВ – 90,33. 3. Кодзука (Япония) – 81,38… 8. ГАЧИНСКИЙ – 74,13… 12. КВИТЕЛАШВИЛИ – 62,24.
Танцы. Короткий танец. 1. Чок/Бэйтс (США) – 68,86. 2. ИЛЬИНЫХ/ЖИГАНШИН – 64,12. 3. Кумс/Бакленд (Великобритания) – 59,55. 4. СИНИЦИНА/КАЦАЛАПОВ – 57,96. 5. СТЕПАНОВА/БУКИН – 56,90.
|