СКРЫТЫЕ СТРАСТИ МОСКОВСКОГО ЛЬДА |
|
Фото © Федор Успенский
Виктория Синицина и Никита Кацалапов |
12 ноября 2014
Гвоздем московского этапа «Гран-при», стартующего в Лужниках в пятницу, многие уже сейчас склонны считать предстоящий танцевальный поединок трех российских дуэтов – Александры Степановой/Ивана Букина, Елены Ильиных/Руслана Жиганшина и Виктории Синициной/Никиты Кацалапова.
Два первых дуэта уже имели возможность показаться публике на этапах серии, третьему предстоит дебют, причем специально для этой пары в подмосковном Новогорске во вторник была организована своего рода пресс-конференция. Точнее – открытая тренировка, во время которой тренер фигуристов Марина Зуева попросила представителей прессы не выкладывать видеозаписи тренировки в интернет до начала соревнований.
Ажиотаж вокруг спортсменов невольно заставил задаться вопросом: не слишком ли много мы от них ждем? Понятно, что болельщикам хочется всего и сразу, но стоит все-таки напомнить себе, что чудеса в спорте – явление штучное и строго дозированное.
Повышенный интерес неделей раньше сопровождал и дебютное выступление на китайском этапе Ильиных и Жиганшина, где пара, несмотря на очень качественное для себя выступление, стала четвертой. Но дает ли это повод считать, что в предстоящей битве бывших партнеров в Москве случится сенсация?
Прежде всего следовало бы заметить, что ни один из трех российских дуэтов не является фаворитом грядущего танцевального турнира по весьма объективной причине: среди участников заявлены американцы Мэдисон Чок и Эван Бейтс, уже успевшие выиграть этап «Гран-при» в США и имеющие на текущий момент второй результат сезона (первый с крайне незначительным преимуществом удерживают канадцы Кейтлин Уивер и Андре Поже). Допустить, что какая либо из российских пар сумеет навязать фаворитам борьбу, конечно, можно, но шансы на это крайне невелики: несколько месяцев совместной работы – не тот срок, чтобы выйти на элитный уровень.
Внутренняя интрига тем не менее сильна и касается прежде всего бронзовых призеров Игр в Сочи и их новых партнеров. Когда в танцах случаются подобные перетасовки, это всегда подогревает интерес к происходящему. Достаточно вспомнить ажиотаж, который в декабре1998-го сопровождал уже не любительские, а профессиональные выступления Евгения Платова с Майей Усовой и Александра Жулина с Оксаной Грищук. То противостояние длилось, правда, недолго: проиграв с новой партнершей чемпионат мира, Жулин счел за лучшее прекратить эксперимент и переключился на тренерскую работу.
У Кацалапова и Ильиных с их новыми партнерами ситуация иная: карьера в спорте по сути только начинается и наверняка продлится не один год.
Насколько жестким окажется противостояние в Москве? Предсказывать это вряд ли стоит. Понятно, что у каждой из пар есть как сильные стороны, так и несколько проблемные. В частности, месяц назад, когда Зуева впервые привезла свою пару на просмотр в Москву, она сама сказала, что не удалось, например, выучить две разные поддержки, поскольку отработка каждой из них отняла бы слишком много времени. Позволить себе тратить львиную долю времени на отработку единственного, пусть и очень зрелищного элемента, пока нельзя, поскольку есть и другая, более важная работа по скатыванию пары. Те же самые проблемы наверняка были и у Ильиных с Жиганшиным.
Однако это вовсе не означает, что российские танцоры заведомо окажутся не способны получить достаточно высокие оценки. Просто нужно понимать: все то, что мы видим в этом сезоне – лишь первый шаг. В том числе, для Степановой и Букина, которые проводят в «Гран-при» первый полноценный взрослый сезон. Другой вопрос, что этот шаг не отменяет необходимости бороться за место в сборной – понятно же, что танцоры, сумевшие завоевать право поехать на чемпионат Европы и мира, уже одним этим получат колоссальное преимущество перед теми, кто не отберется в команду.
Собственно, московский этап и должен стать для российских дуэтов своего рода национальным отбором. Стоит ли рассчитывать на то, что кто-либо из претендентов сумеет в этом сезоне вести борьбу за попадание в финал "Гран-при"? Такой вариант вполне возможен – как для подопечных Зуевой, так и для Степановой и Букина. Но только в том случае, если той или иной паре удастся произвести в Лужниках фурор и подняться на пьедестал вслед за парой Чок/Бэйтс.
Для этого, замечу, какой-либо из названных дуэтов должен опередить не только соотечественников, но и бронзовых призеров чемпионата Европы-2014 Пенни Кумс и Никласа Баклэнда, которых тренирует Евгений Платов. Если же опередить англичан не получится, максимально возможный результат лучшей из российских пар составит 11 очков. А это слишком мало, чтобы общая сумма баллов оказалась проходной.
Ильиных и Жиганшину в этом плане еще сложнее: четвертое место в Шанхае принесло танцорам всего 9 очков.
Нынешний сезон, кстати, весьма интересен и противостоянием тренеров. На протяжении последних двух лет лидером цеха заслуженно считалась Зуева, унаследовавшая после разрыва с Игорем Шпильбандом оба сильнейших дуэта группы – чемпионов Ванкувера Тессу Вирту и Скотта Моира и вице-чемпионов Мэрил Дэвис и Чарли Уайта. А на пьедестале в Сочи между парами произошла рокировка.
Точнее, она произошла годом раньше, когда Дэвис/Уайт опередили соперников на чемпионате мира в родном городе Тессы и Скотта – канадском Лондоне. Американцам и до этого однажды доводилось побеждать на мировом первенстве, но именно после их победы в 2013-м начались разговоры, что тренер определилась с фаворитами в группе и намерена сделать олимпийскую ставку не на канадцев. А сама Тесса не так давно даже сказала, что именно в том году она перестала верить тренеру, и что было большой ошибкой не уйти вслед за Шпильбандом.
Если вспомнить события того периода, уйти из группы спортсменам вполне мог помешать чисто организационный аспект. Своего льда у Игоря тогда не было, никто не мог предсказать, насколько быстро этот лед появится, а главное – где. Понятно же было, что в разгар сезона сильнейшие спортсмены мира просто не позволят себе уйти в никуда, не имея четких перспектив дальнейшей работы. Но разговоры о возможном переходе одной из двух топовых пар действительно имели место. И были связаны с тем, что именно Шпильбанда в танцевальных кругах считают специалистом, способным в сжатые сроки дать спортсменам наиболее сильный козырь – технику.
Не стану сейчас анализировать, чего на самом деле было больше в сказанной Тессой фразе – обиды проигравших или здравого смысла, но после того, как обе сильнейшие пары после Игр в Сочи оставили любительский лед, как раз Шпильбанд вместе с Чок и Бэйтс встал во главе танцевальной схватки. Причем спор за первенство ему предстоит вести уже не с Зуевой, а с Анжеликой Крыловой, ее супругом Паскуалем Камерленго и их танцорами Уивер и Поже. К этой же компании имеют шанс присоединиться чемпионы Европы-2013 Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, когда завершится вынужденная пауза, связанная с травмой и операцией партнера.
Зуевой же предстоит заново пробиваться наверх. В России – вместе с Синициной и Кацалаповым, в Америке – с Алексом и Майей Шибутани. Очередной шаг на этом пути тренеру предстоит сделать уже в пятницу.
|