Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Финал «Гран-при»-2014 (Барселона, Испания)
ПТИЦА СЧАСТЬЯ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
Ксения Столбова и Федор Климов
Фото © AFP
Ксения Столбова и Федор Климов

13 декабря 2014

Первыми победителями финала «Гран-при» стали канадцы Меган Дюамель/Эрик Рэдфорд, опередившие в парном катании российский дуэт Ксения Столбова/Федор Климов.

Финал «Гран-при» – соревнования для удовольствия. Что по одну, что по другую сторону океана фигуристы прекрасно понимают, что время быть в полной боевой готовности еще не пришло, точно так же, как нет задачи отстаивать национальные интересы. А это значит, что задача попасть в финал для многих становится едва ли не более важной, чем во что бы то ни стало эти соревнования выиграть.

Однако в компании счастливцев-участников всегда находятся те, для кого соревнования имеют более чем принципиальное значение.

На первое место в этом списке я бы поставила чемпионов Европы-2010 в парном катании Юко Кавагути/Александра Смирнова.

Провальное выступление российской пары в короткой программе хотелось не комментировать, а забыть. Слишком много значил этот старт для пары, пропустившей олимпийский сезон, но оставшейся в спорте. Когда накоплены травмы, поджимает возраст и карьера может оказаться законченной в любой момент, люди готовятся к стартам совершенно иначе – не для того, чтобы просто участвовать.

Но для тех, кто рассчитывает завоевывать медали, в фигурном катании не первый десяток лет существует неписаное правило: не ошибаться в короткой программе. Юко же ошиблась – упала с прыжка и выброса. Соответственно стало понятно: чуда не случится.

Неоднократно убеждалась: за эту пару болеют особенно, причем не только зрители, но и журналисты. Для кого-то она олицетворяет само понятие парного катания, кто-то восхищается стойкостью спортсменов, их неубывающему стремлению все-таки схватить за хвост птицу спортивного счастья.

Тамара Москвина вложила в Кавагути и Смирнова слишком много сил, и они легли на благодатную почву. Помню, четыре года назад, когда фигуристы победили на европейском первенстве в Берне, коллега Москвиной и ее бывший партнер Алексей Мишин сказал, не скрывая легкой профессиональной зависти: «Как же повезло Тамаре под занавес карьеры! Это такая редкость и такое счастье работать со спортсменами, которые беспрекословно выполняют все, что ты говоришь!»

Прекрасно понимая, что физические кондиции партнерши далеки от идеальных, Москвина сумела найти для фигуристов единственно возможный козырь – парность. Скатанность и выразительность, пробирающую до глубины души. Понятно, что эти качества, не подкрепленные в достаточной мере сложностью, сами по себе не могут иметь большой ценности. Но думаю, что даже знаменитый четверной выброс, на котором Юко в свое время тяжело травмировала плечо, рассматривался в качестве козыря в гораздо меньшей степени: опытнейший тренер не могла не понимать, что ставка только на сложность – потенциально проигрышна: рано или поздно в соперниках появится пара, которая станет справляться со сложными элементами гораздо более мощно и успешно. В то время как завораживающая хрустальность катания подвластна единицам и нарабатывается годами.

Первые несколько лет серьезной работы Москвиной с Кавагути и Смирновым ушли, собственно, именно на это. А потом начались травмы, невольно наводящие на мысль, что хрупкий организм Юко просто не в состоянии выдерживать те нагрузки, на которые идет спортсменка ради результата.

Не знаю, в какой момент из катания Юко и Саши ушло удовольствие. Но во время первого выступления пары в Барселоне глаз резануло именно это. Вместо удовольствия на первый план вышло дикое нервное напряжение, отчаянное желание прыгнуть выше головы и обреченность.

Стоило ли удивляться, что не получилось?

В тот самый момент стало понятно: как бы хорошо экс-чемпионы Европы ни откатали свою произвольную программу, это ничего не изменит: слишком велик гандикап лидеров.

Прокат Кавагути и Смирнова в субботу был достойным во всех отношениях – об этом говорили и набранные фигуристами баллы. Но вторая российская и канадская пары выглядели совершенно другой лигой. Недосягаемой.

После того как Дюамель/Рэдфорд показали лучший результат в короткой программе, стал очевидным крайне неприятный факт. А именно – что у россиян нет никаких шансов стать в Барселоне первыми, если канадцы не ошибутся сами. Для этого было достаточно взглянуть на «протокол о намерениях» – заявочный лист с указанием элементов, которые пара намеревается исполнить. Базовая сложность канадской пары составляла 64,0. Российской – 56,90.

С точки зрения чистоты и качества Ксения с Федором оказались лучше: надбавки за исполнение элементов увеличили их «базу» на 12 с небольшим баллов, в то время как Дюамель/Рэдфорд заработали на технических надбавках 10,34. Но разве это утешение – при столь впечатляющей итоговой разнице в канадскую пользу?

Обидно было понимать и то, что результат чемпионов стал всего лишь следствием очень грамотного тренерского расчета. Год назад незадолго до Игр в Сочи тренер пары Ришар Готье достаточно беспристрастно оценил перспективы своих спортсменов, сказав:

– Есть огромное количество вещей, над которыми моим фигуристам еще работать и работать. Меган очень маленькая, а Эрик высокий. В поддержках это создает преимущество, а вот с выбросами сложнее. Соответственно мы много работаем над тем, чтобы сделать выбросы более амплитудными и мощными. Прыгают оба замечательно – неслучайно мы рискнули поставить в программу тройной лутц, чего никто и никогда вообще не делал в парном катании. Но с точки зрения хореографии мы тоже лимитированы внешними данными. Очень рассчитываю, что в этом сезоне мои ребята сумеют побороться за бронзу, хотя претендентов на медали в парном катании хватает и без них.

На чемпионате мира в Саитаме Дюамель/Редфорд действительно стали третьими. Сейчас захватили позицию лидеров и законодателей мод. И это может быть надолго: как бывает всегда, когда в основании результата лежит математика, а не надежда на чужие промахи.

Финал «Гран-при». Барселона. Пары. Произвольная программа. 1. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 146,22. 2. СТОЛБОВА/КЛИМОВ – 141,69. 3. Пэн Чэн/Чжан Хао (Китай) – 129,33. 4. КАВАГУТИ/СМИРНОВ – 128,57. 5. Суй Вэнцзин/Хань Цун – 127,65. 6. Юй Сяоюй/Цзинь Ян (все - Китай) – 125,08.

Итог. 1. Дюамель/Рэдфорд – 220,72. 2. СТОЛБОВА/КЛИМОВ – 213,72. 3. Суй Вэнцзин/Хань Цун – 194,31. 4. Пэн Чэн/Чжан Хао – 191,79. 5. Юй Сяоюй/Цзинь Ян – 187,79. 6. КАВАГУТИ/СМИРНОВ – 184,54.

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru