|
Фото © AFP
Татьяна Волосожар и Максим Траньков |
19 января 2014
На чемпионате Европы представители России завоевали две золотые, четыре серебряные и две бронзовые награды. Чемпионами континента в парном катании стали Татьяна Волосожар и Максим Траньков, российским в этом виде программы получился в Будапеште весь пьедестал.
Четырехкратные чемпионы мира Алена Савченко/Робин Шелковы снялись с соревнований сразу после утренней тренировки пар. Она у немцев не задалась, в то время как Волосожар и Траньков провели этот раунд совершенно блистательно.
После исполнения короткой программы, где Савченко и Шелковы показали второй результат, партнера спросили, что он думает о высказывании двукратного олимпийского чемпиона в танцах на льду Евгения Платова – о том, что нет ничего хуже, чем ехать на Олимпиаду проигравшим. Робин тогда стал рассуждать о том, что поражение не бывает чересчур тяжелым, если ты боролся и показал все, что мог, однако в воскресенье стало окончательно ясно, что ехать в Сочи проигравшими спортсмены не настроены. Понятно, что в качестве причины было названо не это, а существующая травма спины партнерши к которой добавилась простуда, но интрига парного турнира, которой, положа руку на сердце, на чемпионате Европы не было с самого первого дня, была окончательно уничтожена.
До начала воскресных соревнований тренер всех трех российских пар Нина Мозер, комментируя готовность своих подопечных к выступлению, сказала, что самое трудное для нее на этом чемпионате – это когда все подопечные оказываются в одной разминке и катаются друг за другом.
Тренер поделилась и планами: из Будапешта вся группа на один день заезжает в Москву, чтобы получить олимпийскую экипировку, и сразу летит на заключительный сбор в Краснодар, где группе созданы идеальные условия для подготовки.
– Слишком долго находиться в этом городе сложно, становится скучно – пояснила Мозер. – А вот для кратковременного сбора лучше места не найти. Во-первых, тепло. Во-вторых, нет никакого риска подцепить вирусное заболевание, поскольку нет никаких контактов с другими людьми. Живем мы в коттеджах, по три человека в каждом, до катка пять минут на автобусе.
Уже уходя готовить спортсменов к выступлению, тренер заметила, что на самом деле расстроена отказом немецкой пары от соревнований. Потому что особенно хотелось не просто победить в Будапеште, но в очередной раз посоревноваться с самой титулованной парой мира.
Волосожар и Транькову, если вдуматься, случившееся было вовсе не на руку: думаю, многим было бы спокойнее понимать, что российская пара едет на Игры с хорошим опытом жесткой борьбы. Но такое соперничество в последний раз имело место в финале «Гран-при» в начале декабря. Да и в Сочи вполне может оказаться еще более жестким.
Все три пары Мозер оказались в этом сезоне в достаточно привилегированном положении: в состав олимпийской команды они попали фактически без отбора, сохранив нервы. В то время как все прочие были вынуждены выходить на каждый старт, как на последний. Даже Юлия Липницкая со словами «Теперь об этом, наверное, уже можно рассказать» призналась, что даже выиграв золото женского турнира не испытывает уверенности в том, что едет в Сочи. Сказала:
– У нас столько раз все менялось... Когда я завалила произвольную программу на этапе «Гран-при» в Москве, мне сказали, что отбор будет проведен именно по этому турниру. Потом пошли разговоры, что отбирать девочек на Игры будут в Японии, на финале «Гран-при». Я показала там лучший результат среди российских фигуристок, но мне тут же было сказано, что отбор все-таки будет проведен на чемпионате России. Еще через какое-то время выяснилось, что и это не так – решение будет принято по итогам чемпионата Европы. Поэтому когда я его выиграла, у меня совершенно не было ощущения, что теперь уже все закончилось и я в команде.
Заключительная группа пар, сократившаяся после снятия Савченко/Шелковы до трех участников, стала еще одной возможностью для Ксении Столбовой и Федора Климова попробовать опередить Веру Базарову/Юрия Ларионова и тем самым закрепиться по позиции второго дуэта России. В этом заключался достаточно принципиальный момент: комментируя в Будапеште перспективы Юко Кавагути и Александра Смирнова, президент ФФККР Александр Горшков сказал, что тренер этих спортсменов Тамара Москвина намерена заявить учеников на одном из этапов Кубка России с тем, чтобы федерация могла решить, имеет ли смысл везти Кавагути и Смирнова на чемпионат мира в Японию в конце марта, или нет. Если решение окажется позитивным, это будет означать, что одной из пар Нины Мозер придется остаться дома. Но какой именно? Понятно, что определить это в гораздо большей степени должны были Олимпийские игры, но применительно к самим Играм внутренняя иерархия представлялась ничуть не менее, а, возможно, и более важной.
Мозер переживала за катание Базаровой и Ларионова наиболее сильно и, видимо, не зря: Столбова/Климов опередили Веру с Юрием в произвольной более чем на семь баллов. То, что их результат останется в этом виде катания лучшим, невозможно было предположить в самых смелых прогнозах.
Однако случилось именно так. Вместо рядового тренировочного проката (а большего от Волосожар/Транькова и не требовалось) на льду начался какой-то сюр: сначала Таня с Максимом сорвали каждый свое приземление на первом прыжке, потом Траньков упал с тройного тулупа, а следом Волосожар с выброса. И сразу стало бросаться в глаза, что программа, так органично воспринимающаяся при мощном и чистом прокате, тоже стала разваливаться, превратившись в достаточно бессвязный набор элементов.
Заключительным штрихом дня стал шокирующий итоговый результат: в технике действующие чемпионы мира проиграли Столбовой и Климову 4,01 и даже Базарова/Ларионов, несмотря на ошибку в параллельном прыжке, оказались в этом аспекте впереди.
Впрочем, запаса баллов, честно заработанного в короткой программе, Тане с Максимом с лихвой хватило, чтобы победа осталась за ними.
|