|
Фото © AFP
Елена Ильиных и Никита Кацалапов |
17 января 2014
В первом из финалов чемпионата Европы Елена Ильиных и Никита Кацалапов проиграли битву за золото итальянцам Анне Капеллини/Луке Ланотте
Большую часть одной из стен пресс-центра в Будапеште занимает огромный оконный проем. За ним – разминочный зал, где фигуристы готовятся к выступлениям. Проем не застеклен так что при желании, встав рядом, можно протянуть руку в «другую жизнь» и даже дотронуться до пробегающего мимо спортсмена.
От разминки к разминке видно, как в фигурнокатательном «зазеркалье» меняется настроение. В первых группах – шутки, улыбки, то и дело кто-либо подходит к барьеру, чтобы обменяться с представителями прессы парой-тройкой фраз, принять в подарок какую-то безделушку. Совсем иное дело – сильнейшая группа. Спростмены и их наставники, оказывающиеся вблизи от проема, даже не поворачивают головы. Если же замечают повышенное к себе внимание, на лицах ощутимо проступает выражение недовольства.
Первые и последние разминки разнятся не только этим. Тем, кто в первых, как правило нечего терять. Они могут позволить себе любые программы и получать от них удовольствие. Иногда эти программы по силе воздействия на зрителя бьют точно в цель и сразу возникает вопрос: ну почему столь роскошных постановок не случается у тех, кто на вершине?
Пальма первенства в постановочном отношении в Будапеште была негласно присуждена Саре Уртадо и Адреа Диасу – первому в истории Испании танцевальному дуэту, выступившему в чемпионатах Европы и мира. Об этом сказала в один из первых тренировочных дней даже Татьяна Тарасова, настоятельно посоветовав обратить на испанцев внимание. Ее чешский коллега и известный в прошлом танцор Ростислав Синицын с такой точкой зрения согласился, заметив при этом, что еще сильнее испанцы нравились ему пару лет назад, до перехода к известным канадским танцорам, а ныне тренерам Мари-Франс Дюбрей и Патрису Лозону.
История возникновения испанской пары стандартна и одновременно уникальна: будущий партнер предложил Саре попробовать кататься в паре в 2006-м, но после этого фигуристам пришлось ждать целых два года пока испанская федерация найдет для них тренера: школы танцев на льду в стране никогда не существовало. Так фигуристы попали к выписанному федерацией в Мадрид Джону Данну, а после его возвращения домой в Великобританию перебрались в Монреаль и стали тренироваться у двукратных вице-чемпионов мира Дюбрей/Лозона.
Еще одна нетривиальная история – англичане Пенни Кумс/Никлас Бакленд. Которым врачи – после страшного падения партнерши в 2008-м вообще категорически не рекомендовали какие бы то ни было виды физической активности, где партнерша рискует удариться головой. Однако именно эта пара – уже под руководством российского специалиста, двукратного олимпийского чемпиона Евгения Платова – произвела в Будапеште фурор, опередив две российские пары из трех. На периодические упреки в том, что дуэт излишне увлечен акробатическим стилем (фигуристы даже привлекли к своей подготовке специалистов смертельно опасного на льду акробатического рок-н-ролла), обычно следует ответ: мы просто не хотим быть, как все.
Стиль «как все» сам Платов описал просто: «Посмотрели друг на друга испепеляющим взглядом, отвернулись, разъехались, бросились в объятия». И добавил: «Но сейчас-то хочется летать. Как летает та же Лена Ильиных в своем «Лебедином озере». Это ж классно!»
Вряд ли сильнейшая группа мыслила в Будапеште такими категориями. Слишком велико было напряжение. Даже Катя Рязанова заметила в одном из интервью, что слишком велики ставки.
Просто ставки эти у каждого были свои. У Рязановой и ее партнера Ильи Ткаченко такой ставкой была олимпийская сборная, куда они попадали лишь в случае более удачного выступления на чемпионате, нежели их более молодые соперники Виктория Синицына/Руслан Зиганшин. Но использовать шанс не получилось. Помимо того, что Катя с Ильей проиграли соотечественникам техникой более двух баллов, их еще и наказали второй оценкой – она оказалась на 2,8 ниже, чем у англичан, хотя на предыдущем европейском первенстве Рязанова и Ткаченко имели более высокий результат и теоретически должны были претендовать на несколько большую, в сравнении с английской парой, судейскую лояльность.
Вызов для Ильиных и Кацалапова заключался в противостоянии с итальянцами Анной Капеллини/Лукой Ланотте. В этом противостоянии, как правильно заметил в интервью Платов, большинство козырей было изначально в руках россиян. Но ожидаемого полета не получилось. В техническом отношении российские фигуристы проиграли больше балла – итальянскому дуэту и почти балл – английскому. Что именно стало причиной столь невнятного исполнения – заметно набранный партнершей вес, или недостаток концентрации, было уже неважно. Важно было то, что еще один шанс в карьере оказался упущенным.
В том, что Лена упала при исполнении твиззлов в самом конце программы, не было ровным счетом ничего криминального. От падений в танцах не застрахован никто. Олимпийский чемпион Ванкувера канадец Скотт Моир вообще как-то назвал твиззлы четверным прыжком танцев на льду, подразумевая, что этот элемент так или иначе завязывает на себе всю программу. Сделал – молодец. Не сделал – будь готов к тому, что тебя обойдут даже те, кого ты в глубине души не считал за соперников.
Ильиных и Кацалапову в некотором роде еще и повезло: несмотря на то что Никиту достаточно сильно шатало в твиззловой связке и падение, фигуристам был выставлен за этот элемент третий уровень сложности. С таким же успехом этот уровень мог оказаться вторым, и тогда результат россиян был бы еще на балл ниже.
Комментируя произвольный прокат, известный в прошлом танцор Ростислав Синицын сказал, что, на его взгляд, Ильиных и Кацалапов должны были обходить итальянцев Анну Каппеллини и Луку Ланотте даже с падением. Примерно то же самое до проката говорил двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов, отметив, что, по его мнению, произвольная программа российской пары в полтора-два раза сложнее, чем у итальянцев. И что они должны безо всякого труда отыграть в финале все то, что проиграли в коротком танце.
В общем, ничто не предвещало, как говорится.
Почему же случилось поражение?
Первый звоночек, как мне кажется, прозвенел на этапе «Гран-при» в Японии. Ильиных и Кацалапов остались там четвертыми как в короткой, так и в произвольной программах. Выступление было расценено как несчастный случай – мол, откровенно не повезло с бригадой технических специалистов. Сами спортсмены, как и их тренер, говорили в интервью, что довольны прокатом. Но на самом деле примерно тогда же к подготовке россиян были в экстренном порядке привлечены дополнительные силы в виде мастеров по паркетным танцам. Последних помог найти Николай Доморацкий – директор новогорской спортивной базы. Услышав в самолете по пути в Москву, что Лена с Никитой никак не могут понять, как именно должна работать в квикстепе верхняя часть тела, он прямо из аэропорта позвонил знакомым танцорам и попросил совета. В общем, когда Ильиных и Кацалапов добрались из Шереметьево до базы, их там уже ждали новые педагоги.
На то, что дуэт, претендующий на место первого в стране и как минимум третьего – на Играх в Сочи, катается недостаточно чисто, обращали внимание многие. Сетовали, что тренер пары Николай Морозов замыкает всю подготовку своих танцоров на себе, хотя очевидно, что его внимания, а, возможно, и знаний просто не хватает, чтобы держать под контролем все мелочи, ежедневно заниматься чисткой программ, доведением до абсолютного блеска не только работу ног, но и ритмического совершенства, поддержек, осанки. Великим достижением было уже то, что к олимпийской подготовке Лены и Никиты был привлечен выдающийся тренер по специальной физической подготовке Леонид Райцин. То, что фигуристы наконец-то стали на хорошей скорости выкатывать свои программы от начала и до конца, было целиком и полностью его заслугой.
Отсутствие чистоты, собственно, с лихвой компенсировалось именно скоростью. Но этим Лена и Никита сами невольно создавали себе западню: высокая скорость в фигурном катании резко обостряет вероятность ошибки. И если техническая сторона катания несовершенна, ошибка, скорее всего, случится в самый неподходящий момент. Именно в этом заключается смысл выкатывания – доведения каких-то частей программы до идеального технически и при этом автоматического исполнения. Оно дает спортсмену возможность периодически отдыхать по ходу выступления, максимально концентрируясь лишь на самых проблемных местах. А вот с автоматизмом у Ильиных и Кацалапова к январю так и не сложилось. Они действительно очень старались держать под контролем каждый свой шаг и выдержали это напряжение почти до самого конца. А потом Никиту болтануло на твиззлах, а Лена упала.
В этой произвольной программе, которая имела в основе очень выигрышный замысел, было много к чему придраться. Просто не хочется делать это сейчас, когда так сильна боль от поражения. И от того, что прекрасная пара, которую до сих пор не без оснований называют самым красивым дуэтом мира и которую три года назад всерьез рассматривали, как единственно возможных соперников олимпийским чемпионам и действующим чемпионам мира на Играх в Сочи, подошла к этим Играм в достаточно неубедительном виде.
Чемпионат Европы. Танцы. 1. Каппеллини/Ланотте (Италия) – 171,61. 2. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ – 170,51. 3. Кумс/Бакланд (Великобритания) – 158,69. 4. СИНИЦИНА/ЖИГАНШИН – 153,73. 5. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО – 150,44. 6. Злобина/Ситников (Азербайджан) – 147,78.
|