Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Фото © Алексей Иванов

8 сентября 2014

Открытые прокаты российских фигуристов, состоявшиеся в минувшие выходные в Новогорске и Горках-2, вполне можно считать открытием послеолимпийского сезона - тем самым этапом, на котором уважаемый гость в торжественной обстановке перерезает красную ленточку, и гремят фанфары.

В категорию «уважаемых гостей» я бы без колебаний занесла двух чемпионок Сочи - Аделину Сотникову и Юлию Липницкую. Обе выступили только во второй день, но, учитывая, что из победной олимпийской сборной на прокатах больше не появился никто, спортсменкам точно стоит сказать отдельное спасибо.

Прокаты - мероприятие чисто рабочее: увидеть ошибки в постановках, послушать, как звучит музыка, проверить уровни сложности элементов. Но это - для специалистов. Для зрителей же...

Хороший, кстати, вопрос: кому больше нужны эти малоофициальные мероприятия - спортсменам или тем, кто приезжает на них смотреть? С одной стороны, кататься при зрителях гораздо веселее. С другой, надо быть готовым к тому, что видеозаписи выступлений немедленно разойдутся по миру - сейчас это быстро. Возможно, именно поэтому на прокатах не появились танцоры, к которым в этом сезоне приковано совершенно особое внимание: Елена Ильиных/Руслан Жиганшин и Виктория Синицына/Никита Кацалапов.

Пропустили мероприятие и триумфаторы Сочи в парном катании - олимпийские чемпионы Татьяна Волосожар/Максим Траньков и вице-чемпионы Игр Ксения Столбова/Федор Климов.

Открытые прокаты - не тот старт, где следует делать далеко идущие выводы на основании увиденного: программы, как правило, не вкатаны и не производят должного впечатления. Можно увидеть разве что тенденции. И понять, от кого из спортсменов стоит ждать прорыва, а кто так и будет довольствоваться вторыми ролями.

В этом плане больше всего порадовал тот факт, что никто из «неудачников» - спортсменов, по тем или иным причинам не попавших в состав олимпийской сборной, не опустил рук. Константин Меньшов и Алена Леонова приехали в Москву из Питера в состоянии почти полной боеготовности, Лиза Туктамышева сумела, несмотря на травму спины, реанимировать прыжки, Юко Кавагути и Александр Смирнов не просто восстановили кондиции, но и вернули в программу четверной выброс. Вера Базарова, вставшая летом в пару с Андреем Депутатом, преобразилась до такой степени, что впору было сожалеть о том, что этот дуэт не сложился на год раньше.

В танцах все вышло гораздо более сдержано.

После того, как Ильиных и Кацалапов расстались и начали карьеру заново с новыми партнерами, логично было предположить, что сам по себе факт этого расставания даст колоссальный гандикап тем, кто уже много лет катается вместе. Например, Ксении Монько и Кириллу Халявину. Или Александре Степановой и Ивану Букину. Именно у них в этом сезоне появился уникальный шанс произвести «первое впечатление», пробившись в основной состав сборной команды. Однако ни тот, ни другой дуэт пока не выглядит парой, готовой (а главное - стремящейся) прыгнуть выше головы: хорошие, но не выдающиеся постановки, сложные, но не захватывающие зрителя, поддержки.

Чемпионы Европы-2013 Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев были вынуждены прокаты вообще пропустить из-за того, что приболел партнер.

Возможно, не стоит придавать увиденному чрезмерного значения, а подождать начала соревнований. Но трудно отделаться от ностальгического сожаления о том, что всего полгода назад все мы искренне полагали, что можем вообще не беспокоиться за танцевальное будущее страны.

В мужском одиночном катании в этом сезоне прогнозируются два достаточно интересных дебюта: Артура Гачинского, вернувшегося в фигурное катание под руководством Татьяны Тарасовой, и Адьяна Питкеева, сменившего юниорский лед на взрослый.

Переход из юниоров - это всегда переход в новое качество. Достаточно вспомнить, с каким нетерпением в свое время все мы ждали момента, когда дорастут до очерченной правилами возрастной планки Аделина Сотникова и Лиза Туктамышева. И как сильно потом штормило обеих на взрослых турнирах. Возраст вполне позволял Питкееву задержаться в юниорах еще на один сезон, но тренер фигуриста Этери Тутберидзе решила, что делать этого не стоит. Хотя риск очевиден: из двух этапов «Гран-при», на которых заявлен Питкеев, его шансы (если, разумеется, дебютант дважды не совершит скачок выше головы) объективно балансируют на уровне пятого-шестого мест. Это означает, что в число финалистов спортсмен не войдет. Безусловно, оба старта дадут определенный опыт, но лично я, например, не берусь сказать, что ценнее: опыт, или совершенно реальная возможность с блеском выиграть юниорский финал, а уже потом переключаться на взрослый лед. Возможно - с перспективой борьбы за место в сборной.

Хотя последнее не так просто: на то, чтобы попасть в тройку, реальные шансы в этом году имеют сразу четыре спортсмена: Максим Ковтун, Сергей Воронов, Константин Меньшов и Артур Гачинский. Причем у каждого из четверых есть что и кому доказывать.

Совсем иная история может развернуться на женском льду. Там в компании взрослых спортсменок на этапах «Гран-при» появится Елена Радионова, которая пребывает в том чудесном возрасте, когда чужой авторитет и чужие намерения беспокоят не слишком сильно. Понятно, что с соперницами типа Липницкой и Сотниковой она, скорее всего, соперничать не сможет. Но это лишь при условии, что Юля и Аделина будут кататься без падений.

Фраза не так нелепа, как может показаться: уже после прокатов президент ФФККР и олимпийский чемпион Александр Горшков, прекрасно по своему опыту помнящий, почем фунт олимпийского «лиха», сказал, что не удивится, если те, кто выступал на Играх, будут тяжело втягиваться в сезон или вообще захотят пропустить какую-то его часть - слишком большой кровью дались спортсменам в Сочи как победы, так и поражения.

 

 

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru