Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира-2013 - Лондон (Канада)
НОКАУТ!
Татьяна Волосожар и Максим Траньков
Фото © Reuters
Лондон. Татьяна Волосожар и Максим Траньков

16 марте 2013

Вчера в Канаде россияне Татьяна Волосожар и Максим Траньков стали чемпионами мира в парном катании, опередив своих главных конкурентов, четырехкратных чемпионов мира Алену Савченко и Робина Шелковы более чем на двадцать баллов

На момент выхода на лед Волосожар и Транькова, выступавшие под заключительным стартовым номером, Россию от ее последней золотой медали в парном катания отделяли восемь лет. Речь о Татьяне Тотьмяниной и Максиме Маринине, выигравших мировое первенство в 2005-м.

Если что объединяло тот давний чемпионат в Москве и нынешний в Лондоне, так это участие и там и там двух китайских пар. Точнее - полутора: Цинь Пан/Цзян Тун остались в неизменном составе и, как и прежде, сохранили медальные амбиции. А Хао Чжан, расставшийся с прежней партнершей, выкатывал новую, ни на что не претендуя.
Впрочем, далеко не китайцам в этот вечер отводилась роль препятствия российскому чемпионству. Для этого в сильнейшей разминке имелись четырехкратные чемпионы мира Алена Савченко/Робин Шелковы и победители не столь давнего турнира четырех континентов канадцы Меган Дюамель/Эрик Редфорд.

Юко Кавагути и Александр Смирнов выпали из этой борьбы сами: в первой серии из двух параллельных прыжков партнер ошибся в обоих, а в середине программы последовал срыв поддержки. Произошло это уже после того, как завершили программу Савченко и Шелковы. Немецкому дуэту тоже не удалось избежать ошибок. Но канадцев они тем не менее обошли.

Сейчас уже легко говорить, что российская пара изначально имела преимущество над соперниками - как в сложности своих программ, так и в невероятной мощи и выразительности. А тогда, когда Таня с Максимом на глазах затаившего дыхание зала катали программу и партнер вдруг споткнулся и упал...

Такие моменты входят в историю едва ли не крепче, чем завоеванные медали. Словно вовремя подброшенная задачка от судьбы: а с таким испытанием вы тоже справитесь?

Безусловно, определенное везение было даже в этом падении. Оно случилось, как говорится, на ровном месте, не сказавшись ни на одном из элементов. С другой стороны, есть множество примеров, когда крошечная и вроде бы совсем незначительная помарка влекла за собой цепную реакцию ошибок. Поэтому видеть упавшего на лед Максима было страшно до жути.

Думаю, что и сам фигурист пережил в эти секунды не самые простые моменты. Уже когда смолкла музыка и стало ясно, что первое место достанется нашим с колоссальным отрывом, по растерянным глазам Транькова читалось: он совершенно не верит в то, что это - победа

- Это был самый плохой прокат из тех, что мы делали в Лондоне, - прокомментировал Траньков свой прокат. – На тренировках мы катались очень хорошо, а в финале - с падением.

- Из-за чего оно случилось?

Траньков: - Во-первых, в этом месте программы мы сделали новый переход от элемента к элементу. А во-вторых, Таня очень хорошо выехала после выброса. Амплитуда была большой, мне пришлось быстро догонять, вот немного и переусердствовал – догоняя, споткнулся.

- Вы правда расстроились из-за того, что не сумели набрать за прокат 150 баллов (результат Волосожар/Транькова за произвольную программу составил 149,87. – Прим. «СЭ»)?

Траньков: - Расстроился прежде всего потому, что падением испортил программу.

- Вы предпочли готовиться к чемпионату мира в Америке. Почему?

Волосожар: - Обычно мы предпочитаем тренироваться в Москве. Там готовились к этапам и финалу «Гран-при», к чемпионату Европы. Сейчас же нужно было лететь на другой континент, привыкать к другому размеру площадки. Вот и поехали – для того, чтобы успеть акклиматизироваться. Катались на льду одни, могли предельно сконцентрироваться на каждом элементе. Словом провели сбор очень плодотворно.

Траньков: - На сборе мы полностью смоделировали условия чемпионата мира. Тренировались утром и днем с маленьким перерывом, делали прокаты короткой и произвольной программ в том же режиме, что нам предстояло исполнять их в Лондоне. На этапе «Гран-при», который в этом сезоне проходил в Америке, было примерно такое же расписание. Никакой специальной подготовки к тем соревнованиям мы не делали, а кататься оказалось невероятно тяжело. Вот и решили не наступать на эти грабли второй раз.

- Алена Савченко и Робин Шелковы поставили в самый конец своей программы уникальный по сложности выброс тройной аксель и тем самым, в общем-то, дали понять, что будут делать все возможное, чтобы вас догнать. Что думаете по этому поводу? И знали ли до начала соревнований, что немцы пойдут ва-банк до такой степени?

Траньков: - Возможно, у Алены и Робина просто была такая цель – сделать аксель. У нас была цель выиграть. Пусть даже мы выиграли бы с минимальным преимуществом. Мы уже пытались сделать в этом году максимум – это стоило нам первой половины сезона.

- Другими словами, эксперименты закончены?

- Думаю, что да.

КАНАДСКИЙ ПРОДУКТ

Результат выступления в парном турнире канадских дуэтов оказался достаточно интересным. Год назад Канада имела на мировом первенстве 5-е и 12-е места. В этом - третье и четвертое. Наличие «своей» пары среди участников в качестве совершенно реальных претендентов на медаль собрало в пятницу на трибунах «Будвайзер Гарден Арены» заметно больше зрителей, чем предыдущие «короткие» турниры мужчин и танцоров с канадцами в роли топ-фаворитов.

Все нынешнее парное катание Канады в какой-то степени можно считать итогом противодействия двух школ, старейшая из которых базируется в Монреале. И именно там уже много лет трудится Ришар Готье.
Напарник легендарного специалиста Бруно Маркотт был в свое время ярым приверженцем того, чтобы привлекать к подготовке пар профессиональных хореографов, равно как и тренеров по всевозможным видам специальной подготовки. Первыми элитными «птенцами» монреальского гнезда стали олимпийские чемпионы Солт-Лейк-Сити и чемпионы мира Джеми Сале/Дэвид Пеллетье, следующими - Меган Дюамель/Эрик Редфорд.

Кирстен Мур-Тауэрс и Дилан Москович - другая история. С тренерами пары Крисом и Кристи Уирц я познакомилась еще в те времена, когда партнерша носила другую фамилию и ни о какой тренерской работе пара не помышляла. Но занялась ею - в Китченере. Больших высот канадцы в собственной карьере не добивались, а вот наставники из них получились превосходные. Выступление их подопечных в финале со множеством интереснейших и очень сложных элементов завершилось невероятным результатом для пары второго эшелона.

Дюамэль и Рэдфорду, безусловно, повезло: в сильнейшей группе они выходили первыми. Не нужно было прикидывать шансы, считая чужие баллы, нужно было просто кататься. Забыв обо всем. Что канадцы и сделали, причем так, что стало понятно: для того, чтобы вытеснить их с пьедестала, оставшимся трем дуэтам требуется не просто хороший прокат. А выдающийся.

Что было дальше, вы уже знаете...

ТЕОРИЯ ЗАГОВОРОВ

Едва в пятницу утром я появилась в пресс-центре, мне доверительно сообщили, что в «коротком» турнире танцевальных пар имел место заговор. И что именно вследствие его Елена Ильиных и Никита Кацалапов оказались на девятом месте.

Информация сильно запоздала. О заговоре меня известили накануне вечером. Сначала - об антифранцузском, вследствие которого двукратные чемпионы Европы Натали Пешала/Фабьен Бурза оказались за пределами призовой тройки и проиграли россиянам Екатерине Бобровой/Дмитрию Соловьеву.

А потом я узнала об антияпонских происках Кореи в дуэли Юны Ким и Мао Асады в женском одиночном катании - словно и не было у японки убогого одинарного прыжка. Теперь дошла очередь и до россиян.

Предполагаемых заговоров в их отношении оказалось хоть отбавляй. Впрочем, детализировать это совершенно ни к чему. Нужно просто понять: когда силы равны и конкуренция высока, обиженных всегда набирается больше, чем счастливчиков.

Взять тех же Ильиных и Кацалапова. С одной стороны, их было безумно жаль. Лена с Никитой планировали взять в Лондоне очередную высоту и выбрали для этого наиболее сложный путь - невероятную скорость катания. Были близки к тому, чтобы преуспеть - об этом говорили все, кто видел тренировки российской пары. И не справились именно со скоростью. Понятно, что цифра «9» в итоговом протоколе способна психологически прибить даже более закаленных бойцов. Но на самом деле никакой трагедии в такой расстановке не было: от пятого места Ильиных и Кацалапова отделило менее двух баллов, а от третьего - 3,98. Не бог весть сколько, когда есть запас прочности.

Интересное, кстати, совпадение: год назад на чемпионате мира в Ницце девятыми после короткой программы были Боброва и Соловьев. В финале дуэту удалось подняться всего на две позиции, и тот весьма плачевный для призеров европейского первенства результат стал поводом сменить тренера. Понятно, что в случае с Ильиных и Кацалаповым смена тренера не рассматривается даже теоретически - к сотрудничеству с Николаем Морозовым больше всего стремились они сами. Но, честно говоря, к тренеру тут гораздо больше вопросов, нежели к спортсменам.

На протяжении всего сезона было очень трудно избавиться от ощущения, что при всех своих талантах постановщика и феноменальной работоспособности Морозов не сильно утруждает себя кропотливым трудом - чисткой элементов, ребер, отточенностью позиций. Стиль «Шашки наголо - и помчались!» очень привлекателен, когда смотришь на него со стороны, но с ювелирностью он сочетается неважно. Например, за одну из составляющих янки-польки Лена и Никита получили лишь второй уровень сложности и потеряли на этом два балла только по базовой сложности. Еще один балл был упущен на твиззлах. И это - как раз те потери, которых вполне можно было избежать.

Еще больше вопросов к Морозову вызвало выступление в Лондоне Алены Леоновой. Теория заговора имела место и тут: после того как достаточно невысокие компоненты получили дебютантки Аделина Сотникова и Елизавета Туктамышева, высказывалось предположение, что судьи просто считают основной российской фигуристкой Леонову. И именно для нее берегут более высокие баллы.

Вторая оценка Леоновой действительно оказалась выше, чем у подруг по команде, но в части техники и сложности (то есть в том, что всегда считалось сильной стороной спортсменки) случился форменный провал. Не выступавшей два года олимпийской чемпионке Юне Ким, японке Канако Мураками и канадской дебютантке Кейтлин Осмонд Леонова уступила в первой оценке около десяти баллов. В сочетании с не бог весть какой удачной постановкой и «неряшливостью» катания получился совершенно закономерный результат - 13-й.

Возможно, Леонова просто старалась «держать лицо», когда после проката сказала, что была готова очень хорошо, и добавила: «Не думаю, что кто-то ждет, что я прямо из штанов здесь буду выпрыгивать. Сегодня я просто выходила на лед и катала программу».

Парадокс в том, что от Алены ждали в Лондоне не «просто катания». Иначе возникает вопрос: а нужно ли было выбрасывать из сборной Николь Госвияни, не давшую для этого ни единого повода, и ставить на ее место человека, заведомо не настроенного ни на какие сверхусилия?..

Чемпионат мира по фигурному катанию. Лондон (Канада) Будвайзер Гарден Арена. 14 марта. Танцы. Короткий танец. 1. Дэвис/Уайт (США) - 77,12. 2. Вирту/Моир (Канада) - 73,87. 3. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 70,05. 4. Пешала/Бурза (Франция) - 69,65. 5. Капеллини/Ланотте (Италия) - 67,93. 6. Уивер/Поже (Канада) - 67,54... 9. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ - 66,07... 13. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО - 59,52.

Женщины. Короткая программа. 1. Юна Ким (Корея) - 69,97. 2. Костнер (Италия) - 66,86. 3. Мураками (Япония) - 66,64. 4. Осмонд (Канада) - 64,73. 5. Вагнер (США) - 63,98. 6. Асада (Япония) - 62,10... 8. СОТНИКОВА - 59,62... 13. ЛЕОНОВА - 56,30. 14. ТУКТАМЫШЕВА - 54,72.

15 марта. Пары. 1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 225,71 (произвольная программа - 149,87). 2. Савченко/Шелковы (Германия) - 205,56 (135,03). 3. Дюамель/Рэдфорд (Канада) - 204,56 (130,95). 4. Мур-Тауэрс/Москович (Канада) - 199,50 (130,25). 5. Цинь Пан/Цзян Тун (Китай) - 194,64 (130,69) 6. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 191,59 (121,61). 7. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 184,72 (122,81).

 

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru