КОВТУН ОСВАИВАЕТСЯ СРЕДИ «ЗУБРОВ» |
|
Фото © Александр Вильф
Лондон. Максим Ковтун |
13 марте 2013
Победитель Турнира четырех континентов канадец Кевин Рейнольдс стоял в понедельник в микст-зоне и упивался вниманием к себе. В первый день официальных тренировок канадские одиночники вообще выделялись из общей массы: с удовольствием и много общались с журналистами, выходя в микст-зону до и после каждой тренировки. Словно и не ждал их главный старт сезона, последняя крупная проба сил перед Олимпийскими играми.
Рейнольдс появился перед прессой сразу после двукратного чемпиона мира Патрика Чана. Но если Чан предпочел лирику - рассказы о том, как хорошо стал чувствовать себя, перебравшись из родного Колорадо Спрингс в Детройт, как долго искал (и нашел!) утерянную в начале сезона уверенность и до какой степени горит желанием отстоять свой титул в Лондоне, то Рейнольдс крайне рационально взял быка за рога: стал рассуждать о предстоящем старте с сугубо утилитарной точки зрения - технической.
Победа на Турнире четырех континентов (аналог чемпионата Европы для неевропейцев) стала для 23-летнего канадца первым солидным достижением и случилась исключительно благодаря уникальному техническому набору: в произвольной программе он блестяще исполнил три четверных прыжка, а еще два (хоть и выполненных с меньшим успехом ) включил в «короткое» выступление. На вопрос, собирается ли Рейнольдс повторить подобное в Лондоне, он ответил утвердительно. Но уточнил: «Я непременно попробую выполнить первый прыжок в каскаде с тройным, а потом - тройной аксель. Если и то и другое получится - пойду еще на один четверной. Ну а если нет, в этом уже не будет смысла».
Удивительное совпадение: в свое время именно канадец - трехкратный чемпион мира Элвис Стойко - приложил массу сил для того, чтобы каскад 4+3 стал неотъемлемой частью мужской короткой программы. Два четверных Рейнольдса, если они будут в Лондоне успешно реализованы, вполне можно считать точкой отсчета уже совершенно иной технической эпохи. Ведь что значат два таких прыжка в программе, где все необходимые для исполнения элементы спрессованы крайне плотно, а любая ошибка - непоправима? Это прежде всего колоссальная уверенность в себе. Можно сколько угодно говорить, что Рейнольдс - не «катальщик» а «прыгунок», но в конце концов и о Стойко в свое время говорили то же самое. И тем не менее эпохальный прорыв в сложности совершил именно он.
Чан, правда, отнесся к перспективе двух четверных в короткой программе без энтузиазма. Признался, что думал об этом, но пришел к выводу, что сразу два таких прыжка - не для него. Слишком велик риск совершить ошибку и тогда - прости-прощай, подруга дорогая... Ведь тот же Рейнольдс, не справившийся со своими прыжками в короткой программе на «Четырех континентах», оказался там в этом виде программы лишь шестым. И только потом сумел прыгнуть выше головы, обскакав между делом чемпиона мира-2010 Дайсуке Такахаши и его юного, но крайне амбициозного соотечественника Юдзуру Ханю.
Оба японца появились на льду Лондона в одной тренировочной группе с единственным российским одиночником Максимом Ковтуном. Парадоксально, но на таком фоне наш дебютант отнюдь не выглядел бледно. Заключительную часть подготовки к чемпионату группа Елены Буяновой и Татьяны Тарасовой провела в Детройте. Но не на том катке, где работает знаменитый танцевальный тренер Игорь Шпильбанд и где тренировались перед приездом в Лондон вице-чемпионы Европы Вера Базарова и Юрий Ларионов, а на соседнем, знаменитом другой танцевальной школой - Анжелики Крыловой и Паскуале Камерленго. Именно на этот каток перебрался из Колорадо Спрингс Чан. И здесь же предпочел готовиться к чемпионату обладатель мировой короны-2007 Брайан Жубер.
Другими словами, в Детройте у Ковтуна образовалась компания, о которой можно только мечтать. И он с таким рвением кинулся «обращать на себя внимание», что в один из дней, совпавших к тому же с пиком акклиматизации, у него все разладилось - к панике тренеров и самого Максима.
К счастью, сбой оказался кратковременным. В Лондоне, наблюдая за первой тренировкой дебютанта, да еще в сравнении с настоящими «зубрами», не хотелось ничего говорить - из суеверия. Все же, как ни крути, мужское одиночное катание c нашими победными традициями в нем всегда будет оставаться особенным видом на крупнейших соревнованиях.
Если же говорить о фаворитах, вполне может случиться, что в их числе не окажется Такахаши. Дело даже не в том, что японец выглядел на тренировке несколько несобранным. Скорее в настрое его тренера Николая Морозова, который заметил, что вообще не ставит перед подопечным на этом чемпионате никаких задач, поскольку не считает турнир важным.
Морозов, правда, уточнил, что эти слова относятся исключительно к Такахаши. Подчеркнул:
- У нас с Дайсуке другие задачи - Олимпийские игры. Хотелось бы, конечно, чтобы в Лондоне он выступил без срывов, но борьба за медали в целом меня не интересует.
На вопрос, зачем же тогда спортсмен и тренер в спешном порядке взялись переделывать одну из программ, Морозов ответил:
- Просто прежняя программа Такахаши не нравилась. Вот мы и поставили новую. Дайсуке очень хорошо готов на данный момент, так что для него нет никакой разницы, какую именно программу исполнять. А ставить перед ним конкретные задачи в плане результата я считаю неправильным еще и потому, что до Игр в Сочи остался всего год. Когда спортсмен выступает на высоком уровне так много лет, становится очень тяжело настраиваться на каждый старт с максимальной психологической отдачей. Молодым намного проще. У них - азарт, отсутствие боязни проиграть, некая внутренняя убежденость, что все еще впереди. Так что можете считать мое отношение к выступлению Такахаши в Лондоне неким психологическим приемом.
Поражение титулованного японца на турнире Четырех континентов Морозов объяснил усталостью: мол, спортсмену слишком тяжело дался чемпионат Японии, сразу после которого у Такахаши был запланирован большой показательный тур по стране.
Японский отбор, к слову, вышел в этом сезоне действительно непростым. Чего стоит лишь тот факт, что в команду не смогли пробиться традиционно сильные лидеры - Нобунари Ода и Такахико Кодзука. Плюс Такахаши оказался в ситуации, в которой до него довелось побывать еще одной японской подопечной Морозова Мики Андо, когда спортивное руководство страны Восходящего Солнца не особенно старалось скрыть, что делает ставку на более юных спортсменок.
В 2011-м это, правда, не помешало Морозову и Андо выиграть золото ЧМ, но ставку на молодых я бы назвала основополагающим моментом японского отношения к спорту в целом.
Применительно к мужскому одиночному катанию японский фаворит - это прежде всего Юдзуру Ханю. Ребенок, выходящий на все тренировки с обязательным атрибутом - плюшевым желтым, толстым и едва умещающимся на борту Винни-Пухом, ответственность за которого на время занятий целиком и полностью ложится на тренера - двукратного вице-чемпиона Олимпийских игр Брайана Орсера. Впрочем, это совершенно не мешает Ханю своими короткими программами поражать зрителей, а заодно и судей, в самое сердце. На более длинные произвольные японцу пока не хватает сил, но, возможно, именно в Лондоне он сумеет это исправить..
|