|
Фото © AFP
Юлия Липницкая |
27 октября 2013
«Она станет следующей олимпийской чемпионкой...»
Как только Грейси Голд появилась на экране монитора в пятницу вечером, чтобы выполнить свою короткую программу, эта фраза настолько внезапно и одновременно назойливо принялась стучать у меня в мозгу, что хотелось зажмуриться и потрясти головой. Наваждение не исчезало. Яркая, точеная блондинка с сияющими глазами была настолько хороша, что не составляло никакого труда представить ее портрет на обложках журналов, рекламных щитах, упаковках всевозможных товаров – в общем, во всем том антураже, что сопровождает в США любое чемпионство.
Здравый смысл вопил об обратном. Какое чемпионство? Оно заранее и совершенно справедливо отводится в Сочи если не кореянке Юне Ким, выигравшей олимпийское четыре года назад в Ванкувере, то японке Мао Асаде. Или, на худой конец, чемпионке мира-2012 Каролине Костнер – единственной европейской спортсменке, пытающейся противостоять азиатским фигуристкам в борьбе за пьедестал. А место Голд в мировой иерархии – шестое, что в лучшем виде продемонстрировал последний чемпионат мира.
Спустя две с половиной минуты после выхода американки на лед оставалось констатировать, что мировое фигурное катание, похоже, и вправду обрело еще одного лидера: за исполнение короткой программы Голд получила 69,45, улучшив свой прошлосезонный личный рекорд сразу на 7,29. Юна Ким, выигравшая в марте короткую программу на чемпионате мира в Лондоне, имела там 69,97. Понятно, что не совсем правомерно сравнивать работу судейских бригад на разных, да еще столь несопоставимых по значимости турнирах, но информации к размышлению выступление недавней американской юниорке в Сент Джоне дало, тем не менее, с избытком. Тем более, что ни для кого не является секретом, на что способен американский патриотизм вкупе с американскими деньгами в преддверии Олимпийских игр.
Наверное, Грейси Голд повезло: расставшись в августе со своим русским тренером Александром Уряшевым, фигуристка провела какое-то время без постоянного наставника, но под присмотром великолепных специалистов – Марины Зуевой и Олега Эпштейна. Они же поставили ей обе программы олимпийского сезона, а это означало своего рода знак качества: программы Зуевой отличает, как правило, не только абсолютное соответствие всем нюансам действующих правил, но и максимальная выигрышность в плане хореографичности и связок – то есть второй оценки.
Ну а вскоре тренером Голд стал легендарный Фрэнк Кэролл. И все, что уже было перечислено выше, оказалось поданным публике столь шикарным образом, что Юлия Липницкая, выходившая в короткой программе следом за Голд и имевшая на мой взгляд гораздо больше преимуществ, нежели американка (начиная с того, что на юниорском первенстве-2012 россиянка опередила соперницу на 15,20), выглядела не гостьей на званом балу, а всего лишь девочкой, которой устроители этого бала милостиво разрешили порисовать в уголке.
И как тут было не задуматься о судьбе олимпийских медалей?
Интересный, кстати, факт: как только Голд начала соревноваться на взрослом уровне, а первым таким стартом стал этап «Гран-при» прошлого сезона в Канаде, она стала работать со спортивным психологом. Хотя глядя на то, насколько расковано чувствует себя на льду эта спортсменка, меньше всего верится в то, что ей вообще нужен психолог.
С другой стороны, именно это должна была подтвердить (или опровергнуть) произвольная программа, в которой Голд предстояло не просто завершать соревнования, но кататься после совершенно блистательного проката Липницкой.
Положа руку на сердце, Юля гораздо больше заслужила того, чтобы репортаж о женском турнире был посвящен ей, а не сопернице. Дело даже не в том, что Грейси не справилась с произвольной программой и заняла в итоге даже не второе, а третье место. И сама Липницкая, и ее тренер Этери Тутберидзе еще не успели набрать на международной арене того веса, который позволяет рассчитывать на авансы и надбавки просто по умолчанию. За выслугу – как тренерских, так и спортивных лет. Так что их победа получилась абсолютной. А результат, что немаловажно, вполне сопоставимым с теми баллами, что на последнем чемпионате мира показывали призеры.
Тренеру и спортсменке, безусловно, повезло: Этери – в том, что именно к ней в группу когда-то привели столь незаурядную ученицу, Юле – в том, что она сразу попала к «своему» тренеру: способному разглядеть потенциал, оформить его в наиболее выигрышную «рамку», а главное – не спешить при этом.
В сентябре, когда Липницкая впервые показала программы на публике, я спросила спортсменку, в чем по ее собственным ощущениям она стала лучше. «Во всем», – последовал моментальный ответ. В Канаде же Юля просто доказала это более предметно.
Второй этап «Гран-при». Женщины. Произвольная программа. 1. ЛИПНИЦКАЯ (Россия) – 131,34. 2. Сузуки (Япония) – 127,99. 3. Голд (США) – 117,20. 4. Хикс (США) – 111,30. 5. Гао (США) – 110,87. 6. Лакост (Канада) – 103,98. Итог. 1. ЛИПНИЦКАЯ – 198,23. 2. Сузуки – 193,75. 3. Голд – 186,65. 4. Гао – 173,69. 5. Лакост – 163,11. 6. Хикс – 162,00.
Пары. Произвольная программа. 1. Суй Вэнцзин/Хань Цун (Китай) – 124,75. 2. Бертон/Готарек (Италия) – 124,54. 3. Дюамель/Рэдфорд (Канада) – 121,05. 4. Лоуренс/Суиджерс (Канада) – 106,88. 5. Х. Денни/Фрэйзер (США) – 103,82. 6. Л. Дэвис/Брубейкер (США) – 101,02. Итог. 1. Бертон/Готарек – 193,92. 2. Суй Вэнцзин/Хань Цун– 193,77. 3. Дюамель/Рэдфорд – 190,62. 4. Лоуренс/Суиджерс (Канада) – 159,82. 5. Х. Денни/Фрэйзер (США) – 158,83. 6. Л. Дэвис/Брубейкер (США) – 153,71.
|