Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира-2012- Ницца (Франция)
Тесса Вирту, Скотт Моир: НЕДОСЯГАЕМЫ ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ!
Ницца. Танцевальный пьедестал
Фото © AFP
Ницца. Танцевальный пьедестал

30 марта 2012

Первое золото чемпионата мира – в танцах на льду - досталось Канаде. Его завоевали олимпийские чемпионы Ванкувера Тесса Вирту/Скотт Моир. Серебро у прошлогодних победителей мирового первенства американцев Мэрил Дэвис/Чарли Уайта, а на третье место впервые в своей карьере поднялись двукратные чемпионы Европы французы Натали Пешала и Фабьен Бурза.

12 лет назад на чемпионате мира, который проходил здесь же в Ницце, танцевальный турнир тоже завершился без российских пар на пьедестале. Разница лишь в том, что на том чемпионате Ирина Лобачева и Илья Авербух совершенно реально претендовали на бронзу, занимая третью позицию вплоть до произвольного танца. И лишь блистательный прокат литовцев Маргариты Дробязко и Повиласа Ванагаса в финале сместил россиян за пределы призовой тройки.

В Ницце-2012 шансов постоять на пьедестале у России не было изначально. Елена Ильиных/Никита Кацалапов, показавшие пятый «короткий» результат, тем самым прыгнули выше головы. В финале они попали в заключительную разминку и, надо отдать должное, смотрелись там более чем достойно. Но медальный уровень для них все-таки был на этот раз надосягаем.

* * *

Победителей танцевального турнира можно было легко предсказать. Хотя в коротком танце олимпийские чемпионы Ванкувера-2010 Тесса Вирту и Скотт Моир опередили действующих чемпионов мира Мэрил Дэвис и Чарли Уайта всего на балл с небольшим, тренировки канадской пары убедительно свидетельствовали: равных на нынешнем чемпионате мира им не найдется.

В первый день танцевального турнира первая российская пара Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев упали в коротком танце. Падение отбросило россиян на девятую позицию с более чем десятибалльным отставанием от нижней кромки пьедестала, так что продолжать применять к нашим фигуристам слово «шансы» стало бессмысленно. Гипотетически возможность зацепить бронзу сохранялась у Елены Ильиных и Никиты Кацалапова (о вероятности такого расклада в Ницце даже сказал двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов), но лишь в случае совершенно идеального по технике и куражу исполнения произвольного танца. А вот с этим могли быть проблемы. Юный российский дуэт прекрасно (по собственной оценке) исполнил короткую «латину», но итоговый результат тем не менее был пятым, и тот же Платов наряду с комплиментами в адрес Лены и Никиты отметил, что к концу короткой программы они «подсели».

И все равно Ильиных и Кацалапов сияли: они не только опередили всех россиян, но и в кои-то веки оказались впереди американцев Майи и Алекса Шибутани. Это ли не повод для ликования?

Но вернемся к сильнейшим. В режущем глаза напоре и прогрессе первого канадского дуэта не было ровным счетом ничего удивительного. Впервые за последние четыре года Тесса полностью избавилась от всех своих травм и послеоперационных последствий. Вот пара и рванула вперед, прогрессируя от тренировки к тренировке. На декабрьском финале «Гран-при» Вирту и Моир уступили действующим чемпионам мира, но там случился форс-мажор: Скотт упал в коротком танце. В феврале на Турнире четырех континентов Дэвис и Уайт выиграли первую из программ с символическим преимуществом, зато во второй не дотянули до результата друзей-соперников четыре балла. Ну а в Ницце уступили уже в коротком прокате, причем сумма баллов за это выступление неожиданно оказалась у американцев на 5,19 ниже личного рекорда, установленного в финале «Гран-при».

Все это отнюдь не значит, что сопоставлять канадский и американский дуэты Марины Зуевой и Игоря Шпильбанда следует с позиции «лучше-хуже». Просто именно на этом чемпионате в прокатах олимпийских чемпионов (даже в тренировочных) было столько внутреннего света, вдохновения и полета, что представить на верхней ступени пьедестала кого-то другого было совершенно невозможно. Если не брать в расчет возможный форс-мажор, разумеется.

Это прекрасно понимали и тренеры фигуристов. Когда короткий танец завершился, Зуева сказала:

- Вот что означает кататься без травм. Видно, что Тесса и Скотт стали совсем другими, правда?

- Можете объяснить, почему итоговая оценка Дэвис и Уайта оказалась сильно ниже их лучшего результата?

- Думаю, баллы сняли за исполнение чоктау - Мэрил и Чарли не очень чисто выполнили этот элемент, особенно во второй серии танца. Все остальное было, на мой взгляд, очень хорошо и мощно.

- Может быть, на этих фигуристов слишком сильно давит титул чемпионов мира?

- В тренировочной работе это никак не ощущается. Как и в поведении ребят. Оно не изменилось. У них по-прежнему прекрасные отношения с Тессой и Скоттом, обе пары жесткое соперничество воспринимают как совершенно нормальный процесс.

- А что случилось в коротком танце с вашим вторым американским дуэтом - Майей и Алексом Шибутани?

- Мне трудно сказать, за что им могли снизить оценку. Мы, тренеры, смотрим программу с уровня льда. А это совершенно иное восприятие, нежели с трибуны. Наверняка были найдены какие-то существенные ошибки, раз оценку снизили так сильно.

- У вас есть возможность после соревнований пересмотреть прокат с той точки, с которой его видят судьи?

- Нет, эти видеозаписи нам никто не показывает. Только объясняют, за что именно были снижены те или иные оценки.

- Все ваши танцоры вот уже который год блестяще выполняют один из ключевых элементов программ - твиззлы. Похоже, у вас есть какие-то специальные приемы обучения?

- Конечно. Мы занимаемся твиззлами очень много. Ну а то, что наши с Игорем ученики получают за них наиболее высокие баллы... Возможно, все дело в том, что я начала целенаправленно заниматься работой над этим элементом сразу после того, как их предписали исполнять. И первым делом разработала целый комплекс специальных упражнений.

- Направленных на что?

- Для начала нужно понимать, что такое твиззл. Это не что иное, как обычное вращение, которому учат в одиночном катании, но выполненное с ошибкой - в движении. Соответственно мне нужно было развить эту ошибку, довести ее до абсурда в каком-то смысле. А вот какие именно упражнения для этого существуют - пусть останется моим тренерским секретом.

- Для каких еще элементов у вас существуют специальные комплексы приемов?

- Для всех. А как иначе? Сейчас в танцах появилось немало заимствований из парного катания, из одиночного. И все эти элементы требуют хорошего навыка. Мы же хотим побеждать?

* * *

Парадоксальный факт: при том, что поклонники танцев вот уже несколько лет спорят, какая именно из пар Игоря Шпильбанда и Марины Зуевой лучше и соответственно должна стоять на первой ступени, большинство фигуристов и тренеров не испытывали никаких илюзий по поводу нынешнего расклада.

- Может быть, все дело в том, что Тесса – признанная красавица, а Мэрил – нет? – спросила я уже послео кончания соревнований известную в недавнем прошлом фигуристку, двукратную чемпионку мира Анжелику Крылову.

- Ну, что вы, - ответила она. – Канадцы недосягаемы по всем параметрам. По катанию, по чувству музыки, друг друга. И Скотт – совершенно бесподобный партнер. Гениальный. Это вовсе не означает, что американцы в чем-то плохи. Просто столь тонкого взаимодействия на льду, как у Тессы со Скоттом, я у них не вижу. И вот эта разница заметна невооруженным глазом.

Можно, наверное, посчитать несчастным случаем, что в сильнейшую разминку не попали Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, но, положа руку на сердце, им там было совсем не место. Дело не в падении, постигшем партнершу в коротком танце. А в общем впечатлении, которые производили в Ницце официально сильнейшие фигуристы России. Для себя я бы определила их стиль катания как старомодный. Но специально спросила Анжелику как одного из наиболее успешных танцевальных тренеров мира, есть ли, на ее взгляд, вообще понятие моды в современных танцах.

- Она, безусловно, есть, - ответила Крылова. – Прежде всего в костюмах. Сейчас практически не увидишь того, в чем катались мы. Нет никакого бархата, никаких тяжелых, богатых тканей, никаких чрезмерных блесток или золоченых кружев.

- И чрезмерного драматизма в том числе?

- Драма не то чтобы не модна, просто есть совершенно определенные правила. Из которых становится абсолютно понятно, что судьи не хотят больше видеть на льду никаких страданий, слез, игры лицом. Хотят видеть прежде всего танец. В танце тоже могут иметь место сильные эмоции, как, например, в программе моих канадских спортсменов Кейтлин Уивер/Эндрю Поже, но, видимо, нам удалось поставить программу таким образом, что она воспринимается судьями лучше, чем программы российских пар.

- Программа ваших французских подопечных Натали Пешала/Фабьена Бурза «Фараон и его мумия» достаточно необычна. Не боялись, что на чемпионате мира она может просто «не прозвучать»? Тем более с учетом того, что перед Натали и Фабьеном стояла задача бороться в Ницце за медаль?

- Дело в том, что у ребят еще до прихода к нам с Паскуале (Паскуале Камерленго – известный в прошлом итальянский танцор и супруг Крыловой. – Прим. Е.В.) был показательный танец похожего типа, и его всегда очень хорошо принимала публика. В соревнованиях они катали в основном веселые программы. Им хотелось попробовать какой-то новый образ. Мне музыка показалась очень интересной. Я как бы «увидела» Натали и Фабьена в этом танце...

Французы заработали свою бронзу абсолютно честно и очень мужественно – без каких бы то ни было спекуляций на тяжелой травме Натали, без скидок на «домашнее» судейство. С учетом того, что они лишь год работали у новых тренеров, уйдя от Александра Жулина, достижение выглядело весомым.

- Естественно, нам было непросто притираться друг к другу, - заметила по этому поводу Крылова. – В свое время притирка с Уивер/Поже у нас продолжалась целый год. У спортсменов были уже сложившиеся взгляды, тренировочные привычки, предпочтения в работе. Не сразу получалось объяснять, как именно следует выполнять те или иные движения, наши слова порой спортсмены просто не воспринимали. В общем, и нам, и им потребовалось очень много терпения. Хотя на заключительном этапе подготовки мы работали очень хорошо. Можно было бы сказать «идеально», если бы не травмы. Хотя с другой стороны, сложности такого рода и их совместное преодоление очень сближают тренера и спортсменов. Сейчас у нас абсолютное доверие по отношению друг к другу. Но был и тяжелый в этом отношении период.

- Вы сами выросли и много лет выступали в ситуации, когда соперники – враги. А ваши спортсмены очень искренне поддерживают друг друга. Получается, изменился сам менталитет соперничества?

- На самом деле я очень рада тому, что между моими спортсменами такое отношение. Да и в мои времена никакой ненависти не было, была скорее спортивная злость. Другой вопрос, что конфликтовали тренеры.

- А сейчас? Можете ли вы обсуждать что-то, скажем, с Мариной Зуевой или Евгением Платовым?

- Конечно. Мы в хороших отношениях. Общие проблемы мы, естественно, решаем сами по себе, но если у кого-то есть партнер, а у кого-то партнерша, созваниваемся, обсуждаем варианты работы. Я вообще не вижу смысла с кем-то конфликтовать. Считаешь себя лучшим? Вот лед – иди и доказывай. А негативные эмоции только разрушают.

- Считаете ли вы возможным для себя заимствовать чужие интересные находки?

- Скажем так, я обращаю внимание на интересные заходы на элементы, но если хочу их использовать, то обязательно переделываю. А просто брать чужое не считаю возможным в принципе.

Чемпионат-2012 в полной мере открыл миру Крылову-тренера. Она как-то незаметно, без надрыва и пафоса встала почти вплотную к казалось бы недосягаемым Зуевой и Шпильбанду. И сослужила заодно неоценимую службу всему фигурнокатательному сообществу, на примере собственных учеников показав, что бороться с грандами вполне и вполне реально.

Впрочем, от того, что в танцах появилась еще одна уникальная тренерская школа, поставляющая «товар» высшего уровня, фигурное катание только выиграет.

Чемпионат мира. Ницца. Танцы. Финал. 1. Вирту/Моир (Канада) – 182,65. 2. Дэвис/Уайт (США) – 178,62. 3. Пешала/Бурза (Франция) – 173,18. 4. Уивер/Поже (Канада) – 166,65. 5. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ – 161,00. 6. Капеллини/Ланотте (Италия) – 160,62... 7. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ – 150,75. 9. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО – 144,43.


 


 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru