|
Фото © Reuters
Шанхай. Юлия Липницкая |
3 ноября 2012
В первый день Сup of China 14-летняя Юлия Липницкая выиграла короткую программу у двукратной чемпионки мира японки Мао Асады. Тем не менее, глядя на табло со своими оценками, россиянка произнесла: «А что так мало дали?»
* * *
Выиграть тренировку... Сколько же раз за время работы журналистом мне приходилось слышать эти слова! И сколько душераздирающих легенд с этим связано - как один фигурист или фигуристка выиграл у другого именно тренировку, перепрыгав и перетанцевав соперника по всем статьям. И как на сами соревнования соответственно соперник вышел, уже будучи морально разгромленным в пух и прах.
Сдается мне, что спустя десяток лет словосочетание «выиграть тренировку» можно будет публиковать в словарях спортивных терминов с пометкой «устар» Это раньше, когда судьи присматривались к заключительным тренировкам, чтобы заранее мысленно расставить спортсменов по ранжиру, было невероятно важно показать себя с наилучшей стороны именно на тренировочном катке. При нынешней системе судейства оценки заранее особо не порасставляешь. И все равно, выйдя на официальное опробование льда перед судьями, фигуристы лезут из кожи вон.
Китай в этом плане - тяжелая страна. Этапы «Гран-при» не предполагают возможности длительной акклиматизации, соответственно на утренние тренировки те же европейцы приходят, когда в их родных странах наступает самое тяжелое время суток - между тремя часами ночи и рассветом. И в этом состоянии от них требуется показать максимум сложности и координации. Неудивительно, что на лица тренеров в четверг лучше было не смотреть...
Соответственно и выводов, кто и как готов к соревнованиям, делать не стоило.
На мой вопрос, легко ли выступать в Китае, Тамара Москвина после тренировки пар лишь пожала плечами: «Мы с Юко Кавагути и Сашей Смирновым год назад тоже на этапе в Шанхае выступали. Ехали с мыслью, что судьи начнут нас «под китайцев» убирать. А получилось так, что выиграли. Что будет сейчас, предположить и вовсе невозможно. Китайцы, безусловно, хороши, несмотря на то, что две пары из трех у них дебютируют. Да и разве только в китайцах дело? У тех же канадцев (Кирстен Мур-Тауэрс/Дилан Москович. - Прим. Е.В.) пять элементов в произвольной программе стоят во второй части, чтобы заработать надбавку. За год до Олимпиады все вообще заметно подтягиваются к лидерам. Так что - посмотрим.
* * *
Танцевальному турниру, который открывал вчера соревнования, изначально была уготована одна из основных интриг этапа в целом - не так часто бывает, что за победу на равных или почти на равных сражаются сразу три дуэта. Двукратные чемпионы Европы Натали Пешала и Фабьен Бурза, на протяжении всей своей предыдущей карьеры предпочитавшие «сюжетные» постановки, решили в этом сезоне сделать ставку на танец в его чистом виде, взяв для произвольной программы нарезку «Роллинг Стоунз».
Наблюдавший за тренировкой Александр Жулин, под руководством которого французы первый раз выиграли первенство континента в 2011-м, назвал идею «рискованной», пояснив, что в его понимании в танце обязательно должна быть какая-то привлекающая внимание «фишечка».
Впрочем, короткий танец Пешала и Бурза выиграли с достаточно солидным преимуществом. На чемпионате Европы-2012 в Шеффилде они, напомню, были в этом виде программы только вторыми, пропустив вперед Боброву и Соловьева. В Шанхае российский дуэт показал свой лучший в этом сезоне результат (64,32), но уступил французам 4,83, а канадцам Кейтлин Уивер и Андре Поже 1,27.
Интересная деталь: канадский дуэт не сумел превзойти результат, показанный им две недели назад на этапе Skate America, в то время как российский улучшил свою сумму баллов на 1,41.
Сама Боброва осталась слегка недовольна прокатом. Прокомментировала коротко: «В Америке мы катались лучше. А то, что сейчас оценки выше, не имеет никакого значения».
* * *
На утреннюю тренировку двукратную чемпионку мира Мао Асаду сопровождали из отеля восемь человек. Кто-то нес чемодан с коньками, кто-то - костюмы, кто-то просто шел рядом, всем своим видом демонстрируя близость к звезде. Наблюдая за этим шествием, я вспомнила, как в 1999-м выдающийся теннисный специалист Ник Боллетиери, в академии которого тогда тренировалась 12-летняя Мария Шарапова, рассказал мне, как прямо с самолета отправил домой подающую надежды испанскую теннисистку. Юное дарование прибыло в США в окружении дюжины родственников, и Боллетиери, объясняя свои действия, сказал: «У нее было слишком много «багажа».
В историю фигурного катания Асада, подозреваю, войдет не как двукратная чемпионка мира и вице-чемпионка ванкуверских Игр. И даже не как малышка, в 14 лет выигравшая финал «Гран-при», но не попавшая на Олимпиаду в Турине из-за возрастного ценза. Для мира одиночного катания она прежде всего спортсменка, первой в истории прыгнувшая два тройных акселя в одной программе. Было это в период работы Асады с выдающимся тренером Татьяной Тарасовой. Потом сотрудничество было прекращено, и тройной аксель потихонечку из программ Мао исчез. А сама спортсменка стала «как все». Более того, урезанная сложность программ сделала очевидным, что Асада не такая уж «компонентная» спортсменка. Что у нее нет скорости Каролины Костнер и музыкального изящества Юны Ким, а традиционно высокая вторая оценка всего лишь дань прежним заслугам. И былой прыжковой отваге в том числе.
Надо ли удивляться, что Липницкая оказалась первой, опередив Асаду технической оценкой на 3,52 и проиграв ей 3,35 компонентами?
Глядя после своего выступления на табло с оценками, Юля лишь удивленно покачала головой и вполне различимо произнесла: «А что так мало дали? Жесть...»
Чуть позже, выйдя в микст-зону, она прокомментировала:
- Мне казалось, что оценки за чистый прокат могли быть и повыше. Когда я в октябре каталась в Эспоо на турнире Finlandia Trophy, то получила за каскад «минус 2». При этом общая сумма баллов была 64,05. А сейчас всего 63,06 - при том что все у меня получилось абсолютно так, как я хотела.
Этери Тутберидзе, тренер Юлии Липницкой, выглядела куда более напряженно, чем ученица.
- Юля действительно не волновалась, - сказала она. – Во всяком случае я не заметила в ее поведении ничего необычного.
- А как вы сами представляли себе первый старт Липницкой в «Гран-при»? Не боялись, что она может занервничать, как занервничали в свое время, попав на взрослый уровень, Елизавета Туктамышева и Аделина Сотникова?
- Вообще не думала об этом. Кстати, я бы не сказала, что Сотникова и Туктамышева начали ошибаться из-за какого-то чрезмерного нервного напряжения. Те же самые ошибки случались у них и раньше, просто на юниорском уровне на это не до такой степени обращали внимание.
- Принято считать, что каждый тренер, провожая ученика на лед, старается по-особенному его настроить. Как настраиваете Юлю вы?
- Скорее это она меня настраивает – своим поведением и уверенностью.
- Но хоть какие-то напутственные слова вы ей говорите?
- Я только спрашиваю, удобно ли она зашнуровала ботинки...
С тем, что тройной флип был исполнен с «сомнительно правильного» ребра, как это было отражено в протоколе, Липницкая с тренером не согласились категорически. Собственно, в этом не было уверенности и у судей: оценки за качество прыжка расходились от «+1» до «-1». Как тут не поверить, что арбитры таким образом просто попытались удержать малолетнюю нахалку подальше от царственных особ?
* * *
Единственный российский участник Сергей Воронов закончил короткую программу с третьим результатом, что само по себе, конечно же, было неплохим достижением, однако случился и повод для досады: фигурист справился с четверным прыжком в каскаде, но вторым элементом добавил к нему не три, а лишь два оборота. В микст-зоне Сергей недовольно морщился, держась за непременный атрибут «морской» программы – широкий кожаный ремень.
- В дорожке шагов ремень задрался так сильно, что я вообще испугался, что он лопнет и окажется на льду. Даже в голове проскочить успело: «Все, дидакшн обеспечен», - сказал Воронов.
- Зато устояли на четверном.
- Это да. Можно сказать – с почином в новом сезоне. Правда, второй прыжок не сделал – слишком неуверенным получился выезд.
- Как приходит на льду решение заменить один прыжок другим?
- Как и все в нашей жизни – спонтанно. Я не почувствовал приземления. Почувствовал только то, что корпус тела находится в неправильной позиции – не очень удобной для прыжка. Вот и не пошел на тройной.
- Если сравнить ваше заключительное выступление в прошлом сезоне и первое – в этом, в чем разница?
- «Тот» Сережа катался на грани травмы, а «этот» - преодолев травму. Вот и вся разница.
- Сейчас нога не беспокоит?
- Конечно, беспокоит. Просто врачи говорили, что нужно обязательно делать операцию, а уже потом вести разговоры о возможном возвращении на лед, я же стою в микст-зоне, разговариваю с вами и комментирую не самый плохой прокат. Мне нравится весь этот процесс преодоления. Он просто стал частью моей жизни.
- Этот процесс болезненный?
- Знаете, я не так давно прочитал в книжке: не бывает результатов, которые позволяли бы испытать абсолютное удовлетворение, если ради них человек не преодолевал какие-то муки и тернии.
- То есть физические страдания тоже начали доставлять вам удовлетворение?
- Нет, я, конечно, не мазохист, просто всегда помню, что есть и другие возможности зарабатывать деньги. Пойти работать таксистом, например.
- Выступать в Китае без акклиматизации вам тяжело?
- Скажу так: когда я перешел в группу к Николаю Морозову, то перестал придавать значение таким вопросам, как время тренировки. И понятие акклиматизации исчезло само по себе. Мне кажется, это прежде всего вопрос ментального настроя.
- Возвращаясь к вопросу о травме, вы лечили ногу, или она прошла сама собой?
- Определенные процедуры я, разумеется, делал. Но мне кажется, что гораздо больше помогла поддержка близких и любимой девушки. Они очень за меня переживали, прилагали множество усилий для того, чтобы я не падал духом. Травма ведь обостряется в пятый раз уже.
Предполагалось, что вторым спортсменом от России в Шанхай поедет Артур Дмитриев, который довольно долго восстанавливался после перелома ноги, но в последний момент тренеры фигуриста Николай Морозов и Марина Войцеховская решили, что рисковать, форсируя начало сезона, все-таки не стоит.
К разряду неприятных неожиданностей можно отнести выступление двукратного чемпиона мира Брайана Жубера. Француз, совершенно роскошно выглядевший на тренировках, не справился ни с одним из трех прыжковых элементов (каскад в его исполнении получился совсем «дешевым» даже по женским меркам - из двух тройных тулупов, лутц - двойным, а после тройного акселя Брайан едва устоял на ногах) и показал седьмой результат из девяти участников. К слову, справиться с четверным, не угодив в «минус», не смог, кроме Воронова, больше ни один фигурист, включая Такахаши: экс-чемпион мира приземлил прыжок в недокрут на две ноги.
* * *
Турнир спортивных пар получился наиболее усеченным по количеству участников: к началу турнира в заявке остались всего шесть дуэтов, из которых по большому счету восхищения качеством катания заслуживали в короткой программе лишь фавориты: Юко Кавагути и Александр Смирнов и двукратные чемпионы мира и вице-чемпионы Олимпийских игр в Ванкувере Цинь Пан и Цзян Тун. Хозяева льда и возглавили гонку: на этот раз в отличие от своего первого выступления на этапе «Гран-при» в США они не допустили ни единой ошибки. Также чисто выполнили свою программу подопечные Москвиной, но для того, чтобы соперничать с китайцами более плотно, им не хватило сложности.
Третий этап «Гран-при». Cup of China. Шанхай. 2 ноября. Танцы. Короткий танец. 1. Пешала/Бурза (Франция) - 69,15. 2. Уивер/Поже (Канада) - 65,59. 3. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 64,32... 6. СИНИЦЫНА/ЖИГАНШИН - 55,09.
Женщины. Короткая программа. 1. ЛИПНИЦКАЯ - 63,06. 2. Асада (Япония) 62,89. 3. Нагасу (Япония) - 59,76... 8. БИРЮКОВА - 44,39.
Мужчины. Короткая программа. 1. Такахаши (Япония) - 84,79. 2. Мачида (Япония) - 83,48. 3. ВОРОНОВ - 73,58.
Пары. Короткая программа. 1. Цинь Пан/Цзян Тун (Китай) - 68,57. 2. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 63,70. 3. Мур-Тауэрс/Москович (Канада) - 59,12... 5. СТОЛБОВА/КЛИМОВ - 56,66.
|