НАШИ ЮНИОРЫ БЫСТРО ОСВОИЛИСЬ В «АЙСБЕРГЕ» |
|
Фото © Reuters
Сочи. Татьяна Волосожар и Максим Траньков |
8 декабря 2012
Вчерашний день принес российской сборной сразу две победы: в юниорском танцевальном турнире вне конкуренции оказались Александра Степанова и Иван Букин, а состязания юношей выиграл Максим Ковтун .
Подопечный Елены Буяновой и Татьяны Тарасовой совершенно блистательно справился с абсолютно «взрослой» программой. Своего главного соперника американца Джошуа Фарриса Ковтун опередил в произвольной программе почти на тринадцать баллов. Катание 17-летнего россиянина совершенно не выглядело юниорским. Хотя рассуждая о своем возможном переходе на новый уровень, Ковтун весьма рассудительно заметил:
- Взрослая программа должна быть значительно сложнее. Надо включать в нее не один, а два четверных прыжка. На тренировках я делаю эти прыжки стабильно. Но второй четверной в программе означает, что на месте медленной части, где сейчас я отдыхаю, будет стоять дорожка шагов. То есть отдыхать уже не получится. К тому же сейчас у меня все-таки есть некое разделение: сначала идет все самое сложное, потом - остальное. Как получится справляться, когда сложной станет вся программа, я пока не знаю...
Фигуриста, безусловно, сильно заставила повзрослеть ситуация, в которой он оказался летом, когда Николай Морозов отчислил его из своей группы за поведение и отправил в Москву. Еще более удивительным был тот факт, что от Ковтуна отказалась и его первый тренер Марина Войцеховская, которая работала с фигуристом почти десять лет, прежде чем вместе с ним перебраться к Морозову. Фактически Максима тогда бросили самые близкие люди. И как оказалось - несколько преждевременно. Не случайно Буянова еще в первый день сочинского турнира заметила, что на ее тренерский взгляд Ковтуну вполне по силам уже в этом сезоне бороться за место в сборной.
Пока на льду соревновались юниоры, я разговаривала на трибуне с известным российским тренером Виктором Кудрявцевым. В частности, о том, почему российские одиночники так много лет не могут добиться такого прогресса, который наблюдается в той же Японии. Ведь еще несколько лет назад никому не могло прийти в голову, что в финале «взрослого» «Гран-при» могут оказаться сразу четверо японцев, как это происходит в Сочи.
- У меня нет объяснения этому, - сказал Кудрявцев. - С другой стороны... Видите мальчика?
На льду в этот момент готовился к выступлению японский юниор Рюдзю Хино.
- Его родители живут в Токио, - продолжал Кудрявцев. - Сам парень живет и тренируется в Нагое, потому что там находится лучший в стране центр подготовки фигуристов. А та же Тамара Москвина мне как-то пожаловалась, что больше не в состоянии приглашать к себе талантливых спортсменов из той же Сибири, зная, что селить их ей придется у себя дома. Получается, японцы нас и в этом опередили.
- Откуда вам известны такие подробности о Хино?
- Так Федя долгое время катался у меня, - рассмеялся Кудрявцев. И, заметив непонимание на моем лице, рассмеялся еще веселее. - Я его так привык называть - Федя. У него русский отец, журналист. А мать - японка. Родители в свое время познакомились в Токио, потом несколько лет жили в Москве. Вот Федя и ходил ко мне на тренировки. Особенно приятно сейчас видеть, что прыгает он именно так, как учил его я. Это очень важно для любого тренера - видеть, что твой труд не уходит в песок. При том что катается Хино, конечно же, слабовато…
Несколько минут спустя Рюдзю-Федя честно выиграл свою первую в жизни бронзу юниорского финала. Мне оставалось только поздравить его российского учителя.
* * *
Первый выход взрослых танцоров предварял юниорский финал, который стал триумфальным для России: победу одержали Александра Степанова и Иван Букин. Подопечные Ирины Жук и Александра Свинина выиграли у ближайших соперников чуть больше десяти баллов.
Сразу после проката тренеры сказали, что нынешний юниорский сезон станет для Степановой и Букина последним, несмотря на то, что возраст позволяет фигуристам кататься в юниорах еще два года. Пояснили:
- Зачем ждать? Во-первых, очень полезно покататься среди взрослых в олимпийский сезон, во-вторых, слишком долго держать спортсменов на юниорском уровне бывает опасно: можно передержать, и потом будет крайне сложно вновь подняться.
На вопрос, в чем именно заключается разница между взрослыми танцами и юниорскими, Ирина заметила:
- В чувстве партнерства. Если посмотреть на лидеров - канадцев Тессу Вирту/Скотта Моира и американцев Мэрил Дэвис/Чарли Уайта, они на льду танцуют, показывая совершенно естественные эмоции. А большинство остальных пар - работает. С технической точки зрения большой разницы между взрослыми и юниорами нет. Твиззлы научились одинаково хорошо делать все без исключения, поддержки, дорожки и прочие элементы - тоже. Осталось научиться выполнять это играючи и на большой скорости. Степановой и Букину в Сочи ее чуть-чуть не хватило. Но это простительно. В конце концов, юниорский финал «Гран-при» они выигрывают впервые в жизни.
Выступление Елены Ильиных и Никиты Кацалапова в коротком танце взрослого турнира стало обескураживающим: результат оказался последним из шести участников. Этому можно было бы не придавать серьезного значения, если бы не завышенные ожидания, которые в определенной степени подогревались на протяжении первой половины сезона комментариями тренера российского дуэта Николая Морозова. После проката комментариев не последовало: в микст-зоне ни тренер, ни фигуристы даже не замедлили шаг.
Расстройство было, впрочем, понятно: Морозов и его подопечные очень хотели удивить всех. И не получилось. За них это сделали соперники.
На вопрос о том, чувствуют ли Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев, что сделали важный шаг к тому, чтобы вернуть себе статус первой пары страны, Катя резонно заметила: при нынешней конкуренции этот статус нужно подтверждать в каждом выступлении, а не один раз в год, как случалось в танцах раньше. Тренер пары Александр Жулин прокомментировал коротко:
- В исполнении Кати и Димы мы увидели их лучший прокат в сезоне. Это, собственно, и радует больше всего: то, что от старта к старту ребята и технически, и хореографически катаются все сильнее и сильнее. Я вообще не заметил, чтобы они волновались. Зато нас с Олегом (Волковым. - п рим. Е.В.) у борта прилично трясло. Хотя по всем последним тренировкам было очевидно, что все должно быть нормально.
Попасть в сильнейшую разминку Бобровой и Соловьеву не удалось, но от двукратных чемпионов Европы Натали Пешала/Фабьена Бурза их отделили всего 2,48. В то время как еще месяц назад на этапе «Гран-при» в Шанхае, где россияне и французы сражались в очном поединке, эта разница была вдвое больше.
* * *
Морозов все-таки получил компенсацию за свои танцевальные переживания: в мужском турнире его подопечный Дайсуке Такахаси показал в короткой программе четвертый результат в истории - 92,29. Интрига заключалась в том, что абсолютный рекорд в этой категории (95,32) был зафиксирован в нынешнем сезоне, но принадлежал не Такахаси, а его гораздо более юному сопернику Юдзуру Ханю - именно с такой суммой японец выиграл короткую программу на домашнем этапе «Гран-при» в Мияги.
Но в очной борьбе Ханю дрогнул - не удержался на втором прыжке в каскаде. А под занавес публику шокировал двукратный чемпион мира Патрик Чан, сорвавший в своем каскаде и первый прыжок, и приземление со второго.
* * *
Прежде чем рассказывать о состязаниях спортивных пар, хотелось бы вернуться к первому дню финала, который закончился достаточно неожиданно. Юниорский турнир пар был единственным, где в фаворитах значились не российские спортсмены, а канадцы Маргарет Пурди/Майкл Маринаро. На последнем мировом первенстве они заняли лишь пятое место, но сильно прибавили с тех пор во всех аспектах, выиграв, в частности, оба этапа «Гран-при», в которых участвовали этой осенью. Причем оба раза канадцы оставили за собой бронзовых призеров мирового первенства Василису Даванкову/Андрея Депутата.
Этот юный российский дуэт произвел пару лет назад настоящий фурор, впервые появившись на взрослом уровне, Но, как это часто случается, потом появились проблемы. Связаны они были прежде всего с ростом и процессом взросления Василисы - и не могли не сказаться на результатах пары в целом. Поэтому, собственно, за этих спортсменов нельзя было не переживать: путь к финалу дался им куда тяжелее, чем Лине Федоровой и Максиму Мирошкину, выигравшим в итоге «короткий» турнир.
Несмотря на прекрасное выступление, Андрей с Василисой вновь остались позади канадцев. Но, я бы сказала, не проиграли им. Фавориты, получили более высокие оценки за компоненты, однако техническую часть программы выполнили слабее россиян.
А вот во взрослом турнире канадско-российская дуэль с самого начала стала более откровенно складываться не в пользу России: чемпионы Европы-2010 Юко Кавагути и Александр Смирнов, выступавшие согласно рейтингу «Гран-при» в более слабой разминке, уступили обоим канадским дуэтам.
Пожалуй, впервые пришлось всерьез усомниться: а был ли правильным выбор музыки, сделанный в начале сезона в пользу вальса? Ведь незатейливая внешне вальсовая программа сложна именно тем, что в ней не только нельзя допускать даже мелких помарок и тем более падений (а Юко упала с выброса, и это было не единственной ошибкой), но и вообще желательно никак внешне не проявлять того, что называется в искусстве «работой». Кавагути и Смирнов работали. Тяжело, местами надрывно. И поплатились.
Что касается двух других российских пар, они оказались в этот вечер вне всякой критики.
- Думал, что наши с Таней (Волосожар. – Прим. Е.В.) оценки будут более высокими, потому что мы катались лучше, чем на предыдущем этапе «Гран-при», - заметил после проката Максим Траньков. - Было очень странно увидеть, что нам выставили первый уровень сложности за тодес и за поддержку, поскольку, по нашим ощущениям, мы сделали эти элементы хорошо. Более того, то же самое сказали нам тренеры. Но техническая бригада посчитала иначе. Настроение нам все это, безусловно, подпортило, но ничего страшного в этом нет. Завтра будет другая программа, другое выступление и, думаю, другое катание. В целом я доволен. Выступать было немного волнительно. Все-таки это – финал «Гран-при», соперничество с сильнейшими парами мира. На нас с Таней легло основное давление: понятно ведь, что именно от нас здесь ждали и ждут хорошего проката и победы, нас называют фаворитами в прессе. Выносить столь пристальное внимание порой становится нелегко. Поэтому вдвойне приятно, что мы со всем этим справились, прокатались с настроением и довольно чисто.
Выступление в короткой программе в Сочи вице-чемпионов Европы Веры Базаровой и Юрия Ларионова стало, вне всяких сомнений, одним из лучших в их карьере. Особенно приятно было то, что в начале сезона было вообще неясно, сумеют ли фигуристы преодолеть последствия травмы, случившейся у Базаровой на турнире в Оберстдорфе.
- Морально это было очень непросто, - призналась Вера. - Во-первых, сам по себе факт, чтов Оберстдорфе нам пришлось сняться с соревнований, был не из приятных. Во-вторых, трудно было не думать о том, что, если травма усугубится, оперировать ногу все равно придется, и тогда как минимум первая половина сезона будет потеряна. Труднее всего оказалось принять решение.
- Травма доставляла сильные болевые ощущения?
- Нет. Просто периодами сильно слабела нога. Спасались массажами, которые мне делают до сих пор. Это позволяет поддерживать состояние ноги в рабочем состоянии. Сейчас я уже почти не страхуюсь ни на прыжках, ни на выбросах – делаю все элементы в полную силу.
- Вы много говорили в этом сезоне о том, что сумели изменить свое катание благодаря помощи известного хореографа Людмилы Власовой. Чему именно вам удалось у нее научиться?
- Людмила Иосифовна постоянно заставляет нас следить за собственными эмоциями, за линиями, за хореографией. Мы периодически работали с ней еще в прошлом сезоне, когда приезжали на тренировочные сборы в Новогорск. Она учила нас выражению каких-то чувств на льду, внутренних переживаний. Поначалу было довольно сложно сочетать все требования Власовой с техническим исполнением. Когда катаешь макет программы, то остается достаточно много времени на то, чтобы держать в голове все требования хореографа. Но по мере того, как этот макет начинает обрастать элементами, хореография всегда уходила у нас на второй план. Именно Людмила Иосифовна помогла нам найти правильный баланс. Она присутствует на каждой тренировке, и даже когда мы очень сильно устаем, умеет найти правильные слова, чтобы снова заинтересовать нас работой.
- Кому принадлежала инициатива по приглашению в бригаду Власовой для постоянной работы?
- Мы все пришли к такому решению. Было не очень приятно постоянно выслушивать упреки со стороны федерации и читать в прессе, что наше катание не вызывает никаких чувств, что мы умеем только выполнять элементы, а в плане выразительности мало того, что не проявляем эмоций, но иногда даже не смотрим друг на друга.
- Не обижайтесь, но дело обстояло именно так.
- Я разве спорю? Поэтому мы до такой степени и увлеклись работой с Власовой. По сути, именно ради этого мы фактически переехали из Саранска в Новогорск – работаем там постоянно. Даже в межсезонье занимаемся у балетного станка, а также хореографией в зале. Мне очень нравится работать с Власовой. Людмила Иосифовна вдохновляет одним своим присутствием в зале. Не говоря уже о том, что она – легендарная женщина, прожившая исключительную жизнь в искусстве.
- Она рассказывала вам свою историю?
- Я сама много об этом читала и даже смотрела художественный фильм, снятый на основе биографических событий. Когда мои родители узнали, с кем мне предстоит работать, они были поражены даже сильнее, чем я сама. Никак не могли поверить, что наш хореограф – та самая Власова...
Гран-при. Финал. Сочи. Дворец спорта «Айсберг». 7 декабря. Юниоры
Юноши. 1. КОВТУН - 222,31. 2. Фаррис (США) - 211,37. 3. Хино (Япония) - 198,92.
Танцы. 1. СТЕПАНОВА/БУКИН - 149,57. 2. Пападакис/Сизерон (Франция) - 139,21. 3. Элдридж/Итон (США) - 136,19. 4. ЯНОВСКАЯ/МОЗГОВ - 129,31. 5. ЗЕНКОВА/СИНИЦЫН - 124,19. 6. КОСЫГИНА/МОРОШКИН - 120,05.
Женщины (короткая программа). 1. Асада (Япония) - 66,96. 2. Вагнер (США) - 66,44. 3. Сузуки (Япония) - 65,00. 4. Корпи (Финляндия) - 63,42. 5. ТУКТАМЫШЕВА - 56,61. 6. Гао (США) - 48,56.
Танцы (короткий танец). 1. Дэвис/Уайт (США) - 73,20. 2. Вирту/Моир (Канада) - 71,27. 3. Пешала/Бурза (Франция) - 68,70. 4. БОБРОВА/СОЛОВЬЕВ - 66,23. 5. Каппеллини/Ланотте (Италия) - 66,11. 6. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ - 63,56.
Мужчины (короткая программа). 1 . Такахаси (Япония) - 92,29. 2. Чан (Канада) - 89,27. 3. Ханю (Япония) - 87,17. 4. Кодзука (Япония) - 86,39. 5. Фернандес (Испания) - 80,19. 6. Мачида (Япония) - 70,58.
Пары (короткая программа). 1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 73,46. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 70,14. 3. Цинь Пан/Цзян Тун (Китай) - 64,74. 4. Дюамэль/Редфорд (Канада) - 64,20. 5. Мур-Тауэрс/Москович (Канада) - 60,95. 6. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 58,02.
|