|
Фото © AFP
Шеффилд. Евгений Плющенко |
30 января 2012
В четырех финалах чемпионата Европы-2012 российские фигуристы завоевали две золотые, три серебряные и две бронзовые медали. Но даже если бы золотых наград было четыре, не думаю, что у кого-либо возникли сомнения, какую именно считать самой весомой.
Однозначным героем чемпионата и его главной фигурой стал олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко. Победа фигуриста в континентальном первенстве стала седьмой, причем свою первую золотую медаль он завоевал 12 лет назад - в 2000 году в Вене.
Подобным долгожительством на высшем уровне фигурного катания не отличался ни один современный спортсмен. Не вспомню за последние два десятка лет и соревнований, где сценарий победы был выстроен столь драматичным образом: сначала публику повергли в нетерпеливое ожидание возвращения, затем у болельщиков наступило состояние, близкое к ужасу от того, насколько серьезны травмы и какие мучения приходится претерпевать олимпийскому чемпиону ради выхода на лед, под занавес же последовал блистательный прокат с полным прыжковым набором, включая четверной тулуп. Как говорится, получите и распишитесь!
Столь убедительная победа Плющенко одним махом сняла множество вопросов, включая главный: «А стоило ли возвращаться такой ценой?»
Сейчас понятно: стоило. Во-первых, это было нужно самому Евгению. Чтобы почувствовать все то, о чем он сам сказал после финального проката: «Я словно вернулся на десять лет назад».
Во-вторых, это было нужно болельщикам. Не думаю, что можно оценить масштаб той радости, которую четырьмя минутами катания Плющенко подарил своим поклонникам во всем мире. Даже если он больше никогда не выйдет на лед крупных соревнований, его выступление в Шеффилде останется наиболее ярким штрихом карьеры. Так самозабвенно, собранно и по-спортивному зло олимпийский чемпион не катался ни на одном из своих чемпионатов мира и ни на одних Играх. Другими словами, никогда еще победа не давалась ему столь тяжкой ценой. И не выглядела до такой степени красиво.
Есть и в-третьих. Это была не просто победа. То, что на протяжении двух мужских выступлений происходило в Шеффилде, я бы назвала грандиозным мастер-классом, который Плющенко преподал миру.
Давайте по-честному попробуем ответить на вопрос: выиграл бы Евгений золотую медаль, если бы в соперниках у него были действительно сильнейшие на сегодняшний день фигуристы - Патрик Чан, Дайсуке Такахаси? Думаю, что при чистых прокатах всех троих это было бы достаточно проблематично: все-таки постоянно ужесточающиеся требования новых правил гораздо больше «заточены» под молодых. При всей блистательности победы в Шеффилде было заметно, насколько тяжело даются российскому чемпиону именно непрыжковые составляющие программы. И что хореографически изысканная вязь шагов по-прежнему не его «конек».
Собственно, в этом и кроется главная сложность восприятия катания Плющенко. Подозреваю, что споры о художественной ценности обеих его постановок будут вестись знатоками фигурного катания еще много лет. Более того, в его программах всегда были и неоднократно будут (если Евгений реализует свои планы продолжить карьеру до Игр в Сочи) поводы для соответствующих придирок. Но надо ли придираться? В конце концов, почти полтора десятка лет, проведенных на «взрослом» льду, Плющенко брал другим: феноменальной нацеленностью на победу. Умением биться за нее в любом состоянии.
Каждый раз, когда я вижу Евгения на льду, невольно вспоминаю слова трехкратной олимпийской чемпионки Ирины Родниной, которая говорила о себе, что никогда не выделялась какими-то особенными артистическими талантами. И что ее главный талант заключался в умении соревноваться. Что там, в соревнованиях, она чувствовала себя как рыба в воде: чем «глубже» и, соответственно, сложнее - тем больше азарта и удовольствия. Тем выше результат.
Вот так и Плющенко. Мастер-класс, преподанный соперникам в Шеффилде (а заодно - всему миру) заключался в том, что никакие четверные прыжки, будь их хоть полный комплект, никакие шаги, вращения и прочие предписанные правилами элементы сами по себе не имеют большой ценности - если к ним не прилагается несокрушимая воля к победе.
|