|
Фото © AFP
Шеффилд. Евгений Плющенко |
28 января 2012
Короткую программу чемпионата Европы в Шеффилде выиграл Артур Гачинский. Россиянин опередил другого воспитанника Алексея Мишина, Евгения Плющенко, на девять сотых балла.
Четвертый день чемпионата Европы начался с облетевшей российский интернет новости о том, что олимпийский чемпион Турина Евгений Плющенко не будет исполнять в своей короткой программе четверной прыжок.
Основой для новости в очередной раз послужило сообщение в твиттере супруги Евгения Яны Рудковской. «Четверного в короткой программе не будет, он физически его делать не может - страшная боль!» - написала она.
Немудрено, что у множества людей эта информация в очередной раз вызвала вопрос: «Зачем?» Ради чего олимпийский чемпион затеял свое возвращение на любительский лед не в самый подходящий для этого момент - в стадии обострения серьезной и давно ставшей хронической травмы колена?
Само намерение участвовать в европейском первенстве, но пропустить мировое, изначально выглядело вполне осмысленным: на континентальном уровне Плющенко вполне способен бороться за медаль, это принесло бы спортсмену и рейтинг, и финансовое вспомоществование от Фонда поддержки олимпийцев на год вперед, и напомнило бы всему миру о серьезности намерений. Но стоит ли все это того, чтобы бороться за перечисленное любой ценой?
Выдающиеся спортсмены, безусловно, люди со странностями. Их поступки могут быть не всегда понятны окружающим, но при этом достаточно логичны. Взять, к примеру, травму Алены Савченко, полученную при отработке сложнейшего выброса «аксель». На попытках добиться максимальной сложности на этом элементе в разные времена травмировалось достаточно большое количество фигурного народа. Другими словами, ни для кого не секрет, что выброс - один из наиболее опасных для усложнения элементов парного катания. Чего стоит лишь одна не столь давняя история с Юко Кавагути, заработавшей себе привычный вывих плеча в борьбе с четверным выбросом и пропустившей из-за этого почти год.
Савченко сознательно пошла на риск. Алену подтолкнуло к этому появление крайне опасных соперников - Татьяны Волосожар и Максима Транькова.
Еще пять лет назад, когда Савченко и Шелковы выиграли свой первый чемпионат Европы, было достаточно очевидно, что в лице Алены мир фигурного катания получил невероятно амбициозную спортсменку, самое страшное для которой - проиграть. Такой же фигуристка осталась и сейчас: ради победы она готова на что угодно. На риск получить травму в том числе.
Ситуация с Плющенко, согласитесь, иная. Все, что было возможно выиграть в спорте, он уже выиграл, заработав в процессе множество всевозможных травм, о которых сейчас с удовольствием рассказывает журналистам. Хотя на самом деле гораздо сильнее хотелось бы услышать ответ на тот самый вопрос: «Зачем?» Зачем ему нужно сознательно, находясь в полуинвалидном состоянии, гробить самое дорогое для любого фигуриста - ноги? Ради того, чтобы в седьмой раз выиграть чемпионат Европы и на этом, возможно, окончательно завершить карьеру? Бред. Хотя такой сюжет достаточно реален: нет ничего более эффективного для усугубления спортивных травм, нежели выступления с обезболивающими уколами.
Или же Евгений любой ценой хочет доказать миру, что он по-прежнему способен на что угодно?
Тоже бред. Отказ от четверного прыжка в короткой программе а, возможно, и в произвольной (о чем Плющенко сказал журналистам в микст-зоне сразу после «короткого» проката) красноречиво свидетельствует об обратном: уже не способен. Уже вынужден считаться с возможностями собственного, порядком изношенного организма. Да, Плющенко по-прежнему силен и по-прежнему имеет достаточно большой бонус от судей: оценка за компоненты составила в Шеффилде 42,50.
Но как тут не вспомнить очень похожий в спортивном плане пример - двукратного олимпийского чемпиона по прыжкам в воду Дмития Саутина? Много лет ему не было равных, потом благодаря потрясающему качеству прыжков и входов в воду он какое-то время ухитрялся оставаться конкурентоспособным - даже при том, что уступал более молодым соперникам в сложности. Еще через несколько лет Дмитрий научился радоваться тому, что просто время от времени поднимается на пьедестал - большей частью за бронзой. Потом он перестал попадать в национальную команду, но даже после этого не ушел окончательно: сосредоточил все усилия на том, чтобы все-таки попытаться пройти олимпийский отбор и поехать в Лондон. На шестую Олимпиаду в 37 лет.
Возможно, конечно, что Плющенко просто очень привлекает образ человека, героически преодолевающего жизненные невзгоды. Что с того, что большинство из нынешних препятствий он сам перед собой и нагородил, начав раньше времени прыгать на свежеоперированной ноге? Гораздо большее значение, подозреваю, имеет тот факт, что образ мужа-героя безумно нравится супруге Яне. Поэтому и пестрит ее твиттер перечислением подвигов мужа. Так что версия «Плющенко катается, потому что так хочет Яна» представляется наиболее правдоподобной из всех перечисленных.
Как бы то ни было, мир остается в выигрыше: когда Плющенко на льду, зрителям никогда не бывает скучно. При этом совершенно не важно, выигрывает он или проигрывает. Последний из вариантов даже более интригующий: за тем, как олимпийский чемпион побеждает своих соперников, болельщики имели возможность наблюдать неоднократно. Поражение - гораздо более редкий случай. Несмотря на все перечисленные выше проблемы.
С короткой программой олимпийский чемпион справился «малой кровью», прыгнув вместо каскада с четверным тройной лутц - тройной тулуп. Чистый, хоть и слегка облегченный прокат, обеспечил Евгению гроссмейстерскую сумму баллов - 84,71. А выступление под четвертым стартовым номером из 29 участников подразумевало, что роль лидера обеспечена российскому фигуристу как минимум на полтора-два часа - до выхода на лед двух сильнейших групп.
Из двенадцати катающихся там спортсменов составить конкуренцию Плющенко по техническому набору программы теоретически был способен добрый десяток, включая второго россиянина Артура Гачинского. На практике же лишь экс-чемпиону мира Брайану Жуберу и бронзовому призеру финала «Гран-при» Хавьеру Фернандесу удавалось в этом сезоне набирать сумму баллов сопоставимого порядка. По иронии судьбы личный рекорд испанца, установленный в короткой программе на канадском этапе «Гран-при», составлял именно 84,71. Высшее достижение француза было выше (88,55), но датировалось в некотором роде «прошлой жизнью» - было достигнуто на чемпионате Европы-2010.
Третий представитель России Сергей Воронов завершал выступления в третьей разминке и почти что заинтриговал: начал программу прекрасным прыжком в четыре оборота. Но прицепить к нему тройной подопечный Николая Морозова не рискнул - выполнил двойной тулуп. Следом вышла чисто нервная «бабочка» на тройном акселе - и программу в плане потенциально конкурентной можно было не рассматривать вообще.
Следом свою программу испортил чех Михал Бжезина: с помаркой сделал второй прыжок в каскаде «флип-тулуп» и упал на четверном сальхове.
Не удался чистый прокат и Фернандесу. Четверной был безупречен, зато в каскаде и на приземлении с тройного акселя случились помарки. Отставание от Плющенко составило у испанца 4,60, а следом на лед вышел чемпион Европы-2008 Томаш Вернер.
Чех дрогнул на четверном - приземлился на две ноги. В целом прокат вышел неплохим - персонально для Томаша, но недостаточным - для борьбы с лидером. Хотя в технической оценке Вернер все-таки символически превзошел Евгения - на 0,18.
На прокате Жубера было впору регистрировать виртуальный клуб героически павших в психологической борьбе с Плющенко: наверное, не нужно говорить о том, что для Брайана никогда не существовало более принципиального соперника, нежели Евгений. Никого и никогда француз не стремился обыграть до такой степени. И в очередной раз стал жертвой собственных нервов: упал с четверного тулупа, оступился на приземлении с акселя, с каскадом же не справился вообще - этот элемент французу не засчитали.
Первым, кто по-настоящему удивил, стал действующий чемпион Европы Флоран Амодио. В нынешнем сезоне его, несмотря на прошлогоднюю победу в Берне, как-то не воспринимали всерьез, тем более что Флоран так и не смог включить в свои программы прыжок в четыре оборота. Но именно с этого элемента сконцентрированный, как никогда, француз все-таки начал короткую программу. Пошел ва-банк. Прыгнул, но с ошибкой на приземлении. Набрал в итоге рекордную для себя сумму - 78,48. Слишком мало, чтобы соперничать с легендарным ветераном.
Впору было задуматься: а может быть, ради такого сценария действительно стоило вернуться любой ценой?
Ну, а еще чуть позже случилась сенсация: легенду обошел не кто-нибудь, а второй ученик Алексея Мишина - бронзовый призер прошлогоднего чемпионата мира Артур Гачинский. Обошел, можно сказать, условно: на 0,09. Но обошел. И этот двойной бенефис тренера стал наиболее ярким впечатлением короткой программы.
Шеффилд (Великобритания). Чемпионат Европы. Мужчины. Короткая программа. 1. ГАЧИНСКИЙ - 84,80 балла. 2. ПЛЮЩЕНКО (оба - Россия) - 84,71. 3. Вернер (Чехия) - 81,14. 4. Х. Фернандес (Испания) - 80,11. 5. Амодио (Франция) - 78,48. 6. Бржезина (Чехия) - 76,13. 14. ВОРОНОВ (Россия) - 60,88.
|