Марина Зуева: «ОТ ПЕРЕНОСА ЧЕМПИОНАТА
ВИРТУ И МОИР ВЫИГРАЛИ БОЛЬШЕ ВСЕХ» |
|
Фото ©Александр Вильф
на снимке Марина Зуева |
27 апреля 2011
Тренера олимпийских чемпионов и чемпионов мира в танцах на льду Марину Зуеву в дни крупных соревнований непривычно видеть в одиночестве - рядом с ней обычно находится и ее партнер по тренерской работе Игорь Шпильбанд. Но в уголочке Kiss-and-Cry с литовским дуэтом в составе Изабеллы Тобиас/Дэйвидаса Стагнюнаса в ожидании оценок за квалификационный прокат Марина сидела одна. Пояснила, появившись в микст-зоне:
- Игорь прилетает из США только сегодня - с тремя американскими парами. Я же приехала в Москву на несколько дней раньше, поскольку наша литовская пара выступает в квалификации (Тобиас и Стагнюнас завершили квалификацию с третьим результатом. - Прим. Е.В.).
- Олимпийские чемпионы Тесса Вирту/Скотт Моир приехали вместе с вами за компанию?
- Нет, это было продуманное решение - как можно раньше появиться на публике. В этом сезоне Тесса со Скоттом еще не выступали в соревнованиях. Планировали, что первым стартом станет Турнир четырех континентов, но там нам удалось откатать только короткий танец. В ходе произвольного ребята снялись с соревнований. Соответственно, в Москве мне было нужно показать пару как можно большему количеству судей, чтобы они поняли, что Вирту/Моир не просто готовы к соревнованиям, но готовы бороться за золотую медаль.
- Почему Тессе вообще понадобилась повторная операция? Насколько знаю, ничто не предвещало летом каких-то осложнений.
- Да, это так. Мы тренировались в обычном графике, правда, начали работать гораздо позже, чем обычно. А потом у Тессы заболели ноги - в точности как это было два года назад. При обследовании выяснилось, что в оболочке икроножной мышцы произошло самозаживление: ткани, которые были рассечены при первой операции, чтобы дать мышцам большую свободу, вновь срослись. Так что на этот раз пришлось не просто надрезать оболочку икроножных мышц, но даже иссечь небольшую часть.
Все это происходило в октябре, к Турниру четырех континентов Тесса уже успела полностью восстановиться, и то, что они со Скоттом снялись с этих соревнований, никаким образом с этой операцией не связано. Просто Тесса, уже начав кататься, слегка потянула переднюю поверхность бедра и, почувствовав боль, решила, что она может не справиться с двумя проблемами одновременно. И остановилась.
- Вы испугались?
- Нет. Как тренер я должна быть готова ко всему. К тому же сразу поняла, что проблема с мышцей бедра незначительна.
- Мысль о том, чтобы Вирту/Моир пропустили чемпионат мира, у вас была?
- Нет. Мы все знали, что у нас достаточно времени. Сроки восстановления врачи сказали сразу, так что не было ни паники, ни спешки. Хотя в сравнении с первой операцией времени на заживление потребовалось больше.
- Получается, от переноса чемпионата на месяц олимпийские чемпионы выиграли больше других?
- Да.
- Вирту/Моир провели в Москве уже три официальные тренировки. Как вы их оцениваете?
- Нам еще на Турнире четырех континентов говорили, что у ребят очень интересная программа, что они изменились.
- В чем?
- Мы сменили стиль. На протяжении предыдущих четырех лет Тесса и Скотт разрабатывали, я бы сказала, лирико-романтическую тему в самых разных сюжетных линиях. Брали классическую музыку, музыку из фильмов. В произвольном танце этого сезона музыка у нас чисто танцевальная - латино-американские ритмы. Вся программа максимально насыщена техническими элементами, связками, комбинациями, в ней практически нет медленной части, негде даже дух перевести. Мы ушли от драматургии, от развития по ходу программы каких-то линий. Это - танец в чистом виде.
- Какая из его частей нравится вам больше других?
- Начало. Хотя целиком танец мне тоже нравится. Мы, естественно, привлекали к работе специалистов по латиноамериканским танцам, ребята занимались с ними вплоть до отъезда в Москву, так что Вирту/Моир, можно сказать, обманули всех: они уже полностью готовы к короткому танцу следующего сезона, который будет как раз латиноамериканским.
- Какой из отзывов порадовал вас больше всего?
- О том, что в этом танце очень видна Тесса. Все наперебой вдруг стали говорить о том, что Тесса, оказывается, может потрясающе двигаться.
- Вы же не будете спорить с тем, что предыдущие программы Вирту/Моир ставились в большей степени для партнера?
- В какой-то степени - да. Мне хотелось показать, как мужчина может и должен относиться к женщине. Как он ее боготворит. А в новой программе Тесса уже не эфемерное существо, которому поклоняются и носят на руках, а совершенно реальная живая женщина.
- А что вы могли бы сказать о коротком танце Вирту/Моир?
- Короткий танец - он и есть короткий, там и говорить-то особо не о чем. У постановщиков вся творческая энергия и знания уходят на то, чтобы свести воедино заданную композицию и заданные же правила. В вальсе, который танцоры исполняют в этом году, еще есть какой-то простор, поскольку «Золотой вальс» - танец не очень старый. Был придуман в 80-х годах прошлого века. Сама эпоха вальса - это огромный период. Есть множество самых разнообразных видов этого танца. А вот румба, которая выбрана на следующий сезон, существует уже лет 70. И ничего нового ты туда не вставишь и не придумаешь. То есть короткий танец стал просто модифицированной версией старых обязательных танцев. Какое-то разнообразие может быть только в самом начале и самом конце.
- Ваша американская пара Мэрил Дэвис/Чарли Уайт имеет в этом сезоне определенное преимущество над олимпийскими чемпионами в силу гораздо большего числа выступлений.
- Да. К тому же во всех без исключения соревнованиях Дэвис/Уайт были сильнейшими. Это дает большую внутреннюю уверенность. Я бы сказала, что обе пары имеют шанс на то, чтобы победить в Москве. И соотношение сил в этом смысле гораздо «плотнее», чем было год назад.
- Три ваших со Шпильбандом американских дуэта заняли в этом году на чемпионате США три первых места. С ростом уровня мастерства танцоров вам не становится сложнее работать с таким количеством пар? Должна же быть какая-то «зона тренерской усталости», что ли...
- Устаешь прежде всего от монотонной работы. У нас же постоянно что-то происходит. Я думала, что после Олимпийских игр все будет очень спокойно, можно будет подольше отдохнуть, но именно в тот момент вдруг завертелась история с российской парой Яна Хохлова/Федор Андреев. С новой парой, как понимаете, скучно не бывает по определению. Только вроде бы все стало налаживаться, сделали всем программы - Тессе пришлось ложиться на операцию. И снова ломали голову, как не пропустить сезон, как подготовить их наилучшим образом.
- Вашу вторую американскую пару - Майю и Алекса Шибутани - в России часто сравнивают с Еленой Ильиных и Никитой Кацалаповым: они ровесники, вместе выступали в юниорских турнирах, одновременно дебютировали на взрослом уровне. Соответственно, интересно, кто добьется большего успеха.
- Я не очень люблю сравнивать своих спортсменов с кем-то еще. Начиная подготовку к сезону, мы, естественно, думали, что нужно сделать все возможное, чтобы Шибутани, выйдя на взрослую арену, не просто произвели впечатление, но сразу стали конкурентоспособными. И не на каких-то второстепенных турнирах, а на чемпионате мира.
- Хотите сказать, что они уже сейчас способны бороться за место в тройке?
- Очень даже. С точки зрения существующих правил у них идеальная произвольная программа. На прошлой неделе этой постановке исполнился, кстати, ровно год: Майя с Алексом закончили прошлый сезон юниорским чемпионатом мира, и мы почти сразу начали работу над новыми программами. Танец, который мы в итоге сделали, идеально им подходит. И тоже - как в случае с Вирту/Моир - базируется на танцевальных ритмах. Фокстрота и квикстепа. Я бы сказала, что отличительная черта этой пары - элегантность. На мой взгляд, это самый элегантный дуэт из всех ныне катающихся.
- Мне всегда казалось, что работать в танцах с братом и сестрой сложнее, нежели с партнерами, которых не связывают родственные отношения.
- Не уверена. Применительно к каждому дуэту всегда можно найти наиболее выигрышное направление, стиль, в котором способности спортсменов раскрываются максимально глубоко и полно. Если ты такое направление нашел, то совершенно не важно, какие отношения связывают людей внутри пары: родственные, супружеские, какие-то еще... Об этом просто никто не будет думать. Как не думали, глядя на Вирту и Моира, что в реальной жизни между этими спортсменами нет никаких романтических отношений. Да и выбор стилей одной романтикой не ограничивается, согласны?
Чемпионат мира по фигурному катанию. Москва. «Мегаспорт». Квалификация. Женщины. 1. Майте (Франция) - 98,88. 2. Хельгессон (Швеция) - 91,70. 3. Лафуэнте (Испания) - 91,17. 4. Ваннут (Бельгия) - 90,29. 5. Лакост (Канада) - 87,04. 6. Турккила (Финляндия) - 86,49. 7. Йонсон (Дания) - 78,52. 8. Грм (Словения) - 77,42. 9. Глебова (Эстония) - 76,13. 10. Мовчан (Украина) - 75,96. 11. Шонбергер (Австрия) - 75,85. 12. Хайм (Швейцария) - 72,74.
Танцы. 1. Уивер/Поже (Канада) - 87,22. 2. Зиганшина/Гацси (Германия) - 83,67. 3. Тобиас/Стагнюнас (Литва) - 77,63. 4. Хуан Синьтон/Сюнь Чжэн (Китай) - 75,45. 5. Хеекин-Канеди/Шакалов (Украина) - 75,00. 6. Рид/Джапаридзе (Грузия) - 70,90. 7. Урдадо/Диас (Испания) - 70,26. 8. Мысливечкова/Новак (Чехия) - 68,96. 9. Уолден/Эдвардс (Великобритания) - 68,58. 10. Эльзенер/Роост (Швейцария) - 67,94.
|