|
Фото © AFP
Москва. Татьяна Волосожар и Максим Траньков |
29 апреля 2011
Вчера Алена Савченко и Робин Шелковы из Германии в третий раз за свою карьеру стали чемпионами мира в парном катании. Серебро досталось дебютантам мирового первенства - нашим Татьяне Волосожар и Максиму Транькову.
В своем прогнозе, опубликованном несколько дней назад, я отнесла Савченко и Шелковы в категорию темных лошадок и написала: «Остается понять, сохранили ли Алена и Робин способность удивлять. Если да, то не стоит раньше времени строить какие-либо прогнозы в отношении золота».
Оказалось - способны. Сомневаться в том, что немцы без особого труда могут оказаться на подиуме, конечно, не стоило, но лучший результат сезона, являющийся одновременно и мировым рекордом как в произвольной программе, так и в общем зачете, - хороший повод задуматься. И признать: до сегодняшнего дня умение Савченко и Шелковы «держать удар» все-таки не было оценено по достоинству.
Необычный регламент московского чемпионата - с двумя финалами в один день - позволил публике от души прочувствовать послевкусие мужского турнира. Обсудить увиденное, изучить протоколы, пообщаться с героями. На пресс-конференции всех позабавил вице-чемпион мира Такахико Козука, сообщивший, что самым ярким впечатлением стала для него вовсе не медаль и даже не тот факт, что он идеально выполнил все запланированные элементы своей программы. А то, что впервые в жизни он увидел, как смеется от счастья его тренер - Нобуо Сато.
Секрет абсолютно завораживающего катания японца, по общему мнению, во многом заключался в безупречно поставленной программе. Что неудивительно: произвольную программу Козуке ставила одна из лучших в этом отношении специалистов мира - Марина Зуева.
Во время паузы между мужским турниром и выступлением пар был раскрыт еще один секрет, на этот раз связанный с выступлением чемпиона Европы Флорана Амодио. Дело в том, что Николай Морозов включил в фонограмму произвольной программы своего подопечного фрагмент, запрещенный правилами. С голосовым сопровождением. Причем Морозов сделал это намеренно, справедливо рассудив, что в рамках чемпионата мира француз в этом сезоне ни на что серьезное не претендует и это дает прекрасную возможность создать прецедент: привлечь внимание судейского корпуса и руководства Международного союза конькобежцев к тому, насколько сильно хороший вокал способен обогатить восприятие спортивной композиции.
Не знаю уж, были судьи чересчур шокированы столь вызывающим новаторством или просто не успели что-либо понять, но прецедент был создан и, более того, остался безнаказанным!
Это - вовсе не отступление от темы парного катания. Речь снова о том, как сложно в рамках действующих правил и нынешней конкуренции выделиться из общего ряда.
Парное катание в этом отношении - пожалуй, наиболее консервативный вид. Возможно, как раз поэтому особенно хотелось увидеть, насколько «прозвучит» в Москве еще одно творение Морозова - произвольная программа Татьяны Волосожар и Максима Транькова.
«Прозвучали» чемпионы России во весь голос. Выступавших перед ними двукратных чемпионов мира Цин Пан/Цзянь Тун подвели нервы: китайцы сорвали прыжковое начало программы. В таких случаях нередко случается, что ошибка лидера влечет за собой цепную реакцию. Но Таню и Максима это лишь дополнительно мотивировало. Единственной помаркой стало не совсем устойчивое приземление Транькова после одного из прыжков, но этот недочет был более чем компенсирован качеством исполнения остальной части программы.
В плане потенциальной, второй за день медали российское спортивное руководство могло чувствовать себя совершенно спокойно: понятно ведь, что из трех пар, занимавших после короткой программы третье, четвертое и пятое места, одна просто обязана была оказаться на пьедестале при любом повороте сценария.
Надежда на Волосожар и Транькова была, впрочем, особенной. Лишь они имели реальный шанс подняться выше бронзы. Третья российская пара - Вера Базарова и Юрий Ларионов - хотя и завершила короткую программу впереди чемпионов Европы-2010 Юко Кавагути и Александра Смирнова, но выглядела в сильнейшей разминке на фоне лидеров несколько чужеродным телом. Причиной тому было банальное волнение, из-за которого фигуристы допустили чересчур много ошибок. И вернулись в итоговом протоколе на ту самую позицию, с которой начинали. На позицию третьей российской пары.
Пятый результат, показанный Кавагути и Смирновым в короткой программе, лишил их возможности выступать в сильнейшей группе. Но винить в этом никого не приходилось: столь печальная ситуация была целиком на совести партнера, решившего в середине короткой программы, что самое сложное позади, и немедленно за это наказанного.
Обескураживало и отставание питерской пары от лидеров. Выступление Кавагути и Смирнова в короткой программе судьи оценили по нижнему пределу.
Если бы не случилось падения, думаю, все элементы могли быть оценены по максимуму возможного. Все-таки эту пару очень сильно «держали в уме» как претендентов на высокий результат.
«Это просто спорт», - уже спокойно прокомментировала неудачу тренер российско-японской пары Тамара Москвина. Но надо было видеть Тамару Николаевну в тот момент, когда в среду Смирнов упал в дорожке шагов. Камера держала в кадре лицо тренера, и в этом же кадре Москвина внезапно постарела на несколько лет. За годы работы с Кавагути и Смирновым она сделала так много невозможного, что справедливо было бы рассчитывать хоть на толику удачи. На Олимпийских играх, на прошлогоднем чемпионате мира или на европейском первенстве уже этого сезона...
Наверное, только самому узкому кругу было известно, сколько надежд было связано у Юко с чемпионатом мира в Японии. Именно к концу марта они с партнером готовились так, как никогда в жизни. И подготовились блистательно.
То состояние, впрочем, можно было назвать иначе: достигли своего потолка. Ведь даже вчера Кавагути и Смирнов сделали очень многое. Почти все, на что были способны. И проиграли чемпионам мира 20 баллов...
Вскоре после награждения Татьяне Волосожар предстояло отправиться на допинг-контроль. Поэтому на большую часть вопросов поневоле пришлось отвечать Максиму Транькову.
- Насколько совпали ваши ожидания перед чемпионатом с тем, что происходило в ходе соревнований?
Волосожар: - Мы очень сильно волновались перед короткой программой. Я понимала, что опыт выступлений на таком уровне у меня есть, у Максима - тоже, и, значит, нужно было просто сконцентрироваться и сделать все так, как на тренировке. Но все равно справляться с нервами было тяжело. Повезло в том, что нас очень тепло принимала публика. Меня это сильно подстегивало и одновременно успокаивало. Похожая поддержка у нас была и на чемпионате России, но первенство мира - турнир совсем другого уровня.
- Максим, вы, похоже, волновались еще сильнее?
Траньков: - Думаю, да. Чувствовал очень большую ответственность. Прежде всего перед Таней, которую именно я уговорил встать со мной в пару, привез ее из Украины в Россию. Да и вообще...
- Но ведь это ваш первый совместный чемпионат. Не справились бы - никто не стал бы упрекать...
- Мысли, что мы во что бы то ни стало должны бороться за медали, не было. Мы вообще старались не слушать то, что о нас говорят. Прекрасно понимали, сколько у нас еще недочетов и как много нужно успеть сделать. Просто лично мне хотелось реабилитироваться за прошлый сезон, за Олимпийские игры, где я упал, а потом принял неудачный результат целиком и полностью на свой счет.
- Не жалеете, что, прежде чем встать в пару с Волосожар, столько лет провели с другой партнершей?
- Иногда думаю об этом. Если бы мы с Таней начали кататься раньше, то, возможно, на Играх в Ванкувере все сложилось бы иначе. С другой стороны, раз не сложилось, значит, не судьба. И не стоит ни о чем жалеть.
- Рассчитывали ли вы, что первый же сезон с новой партнершей окажется до такой степени успешным?
- Скорее нет. Хотели выиграть чемпионат страны. Мечтали о том, что на чемпионате мира, может быть, сумеем попасть в тройку.
- Готовы назвать сегодняшнее выступление самым тяжелым в вашей жизни?
- Нет. Кататься в короткой программе было гораздо тяжелее. Мы были в страшном напряжении. Допустили несколько небольших ошибок, но главное, что не ударили в грязь лицом. И как бы выдохнули. И уже спокойно поехали дальше.
- Теперь от вашей пары будут ждать еще более впечатляющих результатов, так что ответственность лишь вырастет.
- Мы и сами от себя этого ждем. А самое трудное, видимо, все-таки уже позади.
|