Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Чемпионат мира-2011 - Москва (Россия)
ВНУТРЕННИЙ МИР И ВНЕШНИЙ ВИД
Дайсуке Такахаси
Фото © AFP
Москва. Дайсуке Такахаси

28 апреля 2011

Когда подготовка репортажа идет в жестких временных условиях (а это происходит, как правило, на всех поздневечерних соревнованиях), внимание успеваешь обращать лишь на то, без чего нельзя обойтись. На ошибки лидеров, на технический набор их программ, на слова спортсменов и тренеров, сказанные в качестве комментария к выступлению.

Мелочи остаются за кадром. Лишь потом, когда репортаж отправлен в редакцию, а пережитые впечатления никак не отпускают и не позволяют заснуть, в памяти начинает всплывать то, за что подсознательно цеплялся взгляд и что мешало воспринимать ту или иную программу, как законченное произведение искусства.

Критерии и представления о прекрасном тут у всех разные. Расскажу о своих.

Главным разочарованием мужского турнира для меня, несмотря на результат, стала... красно-розовая, в немыслимых разводах рубашка Дайсуке Такахаши. В свое время я влюбилась в этого фигуриста благодаря его короткой программе на весьма своеобразную вариацию «Лебединого озера».

В репортаже я тогда написала:

«Надо, безусловно, обладать грандиозным масштабом творческой мысли, чтобы выбрать для музыкального сопровождения «Лебединое озеро», обработанное в стиле «хип-хоп». Но главное, программа подошла японцу, как перчатка: на льду он предстал этаким потрепанным боями лебедем-рокером, прилетевшим устанавливать свои порядки на чужом пруду».

Та программа вкупе с черным костюмом, элегантно и, я бы сказала, изысканно украшенным черными перьями, подчеркивала главный, как мне кажется, талант японского фигуриста: сумасшедшую пластичность, позволяющую реализовывать на льду любые образы. Порой мне казалось, что Дайсуке способен поднять зал даже не сходя с места - настолько хорошо он способен передавать тончайшие музыкальные акценты движениями тела, жестами или одними лишь намеками на эти жесты. Черный, жестко-графичный цвет шел японцу, как идет бриллиант в два десятка карат красавице благородных кровей.

И вдруг - эта аляпистая тряпка поверх черной кружевной рубашки!

Тряпка притягивала к себе внимание, била по глазам, вызывала раздражение, оставляла осадок какой-то неряшливости, и хуже всего - что за всем этим букетом ощущений терялось то главное, что на самом деле нужно было ставить во главу угла: лаконизм формы, подчеркивающий богатство содержания.

На самом деле мне было бы ужасно интересно сесть за чашкой чая с кем-нибудь из судей и расспросить откровенно: а влияют ли подобные вещи на оценки? Мне кажется, что влияют однозначно. Но я ведь не судья?

Еще я с большим подозрением отношусь к программам, для понимания замысла которых зрителям требуется либретто. И это я уже, к сожалению, о своем, российском спортсмене. Об Артуре Гачинском. После январского чемпионата Европы в Берне Артур описывал свою короткую программу так:

«На льду я изображаю богатого человека. Он вроде бы такой степенный, солидный. А вообще-то - обычный, что называется, свойский парень. И когда начинается дорожка шагов, я стараюсь показать, какой мой персонаж на самом деле».

Ближе к чемпионату мира либретто стало более объемным и образным:

«В короткой программе я изображаю строгого, богатого человека. Но он начинает тяготиться своим богатством и благополучием. Это внутреннее перерождение происходит с героем, когда я делаю дорожку шагов по кругу. Мне нужно убедительно представить эту метаморфозу. Показать то, что в силу молодости и малого жизненного опыта я могу представлять себе лишь теоретически. К тому же именно во время этой дорожки тренер и хореограф требовали, чтобы я останавливал взгляд на судьях и не забывал о зрителях…»

Ну не странно ли? Молодой, талантливый, с прекрасным прыжковым арсеналом парень забивает себе голову черт знает чем, пытаясь воплотить «метаморфозу», определение которой можно разве что зазубрить наизусть, но никоим образом (в его-то возрасте!) не понять и не прочувствовать. А раз не понять, значит, выходит, как в анекдоте: то ли он украл, то ли у него украли…

И все это страшно мешает восприятию. Вроде катался человек неплохо. А что катал? Никто и не вспомнит спустя пару лет.

А ведь фигурное катание - уникальный в плане восприятия вид спорта. Когда речь заходит о звездах, первым делом почему-то вспоминают не оценки, полученные на тех или иных соревнованиях, а программы…

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru