|
Фото © AFP
Москва. Патрик Чан |
28 апреля 2011
Преимущество, заработанное в короткой программе канадцем Патриком Чаном, убило всю интригу соревнований: он вышел в лидеры, на 11,21 опережая ближайшего соперника - японца Нобунари Оду. Россиянин Артур Гачинский занимает четвертое место, уступая еще и Дайсуке Такахаси из Японии.
Невероятный интерес к московскому чемпионату мира со стороны всевозможных СМИ (одних только японских журналистов аккредитовано почти сто человек) привел к вполне предсказуемой реакции: федерации стали резко ограничивать своих спортсменов в общении с прессой.
Первыми о моратории объявили как раз японцы. Во вторник они провели коротенькую пресс-конференцию с участием трех одиночников-мужчин, сообщив, что аналогичное мероприятие для женской части команды пройдет в четверг утром, а вчера подтвердили еще раз: контакты спортсменов и прессы будут сведены к минимуму. Даже в микст-зоне японским спортсменам разрешено находиться не более девяноста секунд.
На этом фоне интересно выглядела реакция чемпионки мира-2007 Мики Андо. Узнав о запрете, ученица Николая Морозова сказала: «Меня это не касается. Я буду разговаривать с журналистами столько, сколько считаю нужным».
Впрочем, применительно к японской сборной гораздо более интересным был тот факт, что основными фигурами федерация считает Мао Асаду в женском катании и Такахико Козуку - в мужском. Об этом мне сообщила переводчица японской делегации Светлана, с которой мы познакомились еще в те времена, когда Асада со своей мамой Кёко начала приезжать в Москву к Татьяне Тарасовой.
Кстати, первое, что сделал новый тренер спортсменки Нобуо Сато, запретил маме вмешиваться в тренировочный процесс. Мао начала самостоятельно ездить в Йокогаму на тренировки и даже в Москву впервые приехала без родительницы.
Что касается действующего чемпиона Японии Козуки, в его лице федерация фигурного катания наконец-то обрела, что называется, выставочный пример: дед фигуриста, который до сих пор жив, в середине 30-х годов прошлого века был чемпионом Маньчжурии. Потом он стал тренировать (с него, собственно, по большому счету и началось японское фигурное катание), самая известная из учениц - Машико Ямада - сейчас считается одним из ведущих тренеров Японии. Отец Козуки тоже катался, а сейчас принимает довольно деятельное участие в работе федерации, мама - тоже тренер по фигурному катанию.
Понятно, что для Японии с ее патриархальными устоями, такой спортсмен пришелся на роль лидера как нельзя лучше. Тем более что с двумя другими - Дайсуке Такахаси и Нобунари Одой - в этом плане были проблемы: оба спортсмена попали в сборную и добились первых серьезных успехов под началом Николая Морозова, а тот до такой степени всегда раздражал японское спортивное руководство, что делать кумиров из его учеников представлялось совершенно невозможным. Ну а потом, когда Такахаси и Ода под давлением федерации все-таки ушли от Морозова, уже появился и стал набирать силу Козука.
Юный японец прекрасно начал свои выступления на московском чемпионате, выиграв квалификационный турнир. Причем набрал там за прокат произвольной программы 165 баллов - всего на 5,43 меньше, нежели его лучший результат в этом виде катания.
Предпоследняя разминка вчерашней короткой программы началась достаточно обескураживающе - провалом экс-чемпиона мира Брайана Жубера. Француз остался без запланированного каскада 4+3 (очень неудачно и в недокрут приземлился с первого прыжка), но по-настоящему бедственным, на мой взгляд, стало даже не это. А то, что, согласно жеребьевке, Брайан выходил на лед сразу после чемпиона Европы Флорана Амодио. Который прекрасно откатался к тому же. И вот на этом фоне становилось до боли очевидно, что Жубер уже не в состоянии выдерживать конкуренцию с «поколением next» ни в шагах, ни во вращениях, ни в азарте катания.
Незадолго до начала соревнований Морозов сказал, что Амодио хоть и стал в этом сезоне сильнейшим на европейской арене, расценивать его, как серьезного претендента на мировом уровне, пока преждевременно. Нет, мол, пока в арсенале фигуриста ни достаточной сложности, ни опыта выступлений.
При том, что судьи в оценке Жубера отнюдь не поскупились (71,29), он проиграл более юному соотечественнику более шести баллов. А спустя несколько минут на лед вышел победитель финала «Гран-при» и Турнира четырех континентов этого сезона Патрик Чан, безупречно выполнил безупречную с точки зрения требований программу и играючи зафиксировал новый рекордный результат - 93,02.
Интересно, что предыдущее высшее достижение принадлежало олимпийскому чемпиону Турина Евгению Плющенко: на чемпионате Европы-2010 питерский фигурист получил за короткую программу 91,30, и этот результат казался тогда недосягаемым.
Сам Плющенко смотрел вчерашние выступления мужчин весьма внимательно. И ей-богу, на его месте я бы задумалась, стоит ли возвращаться в компанию, где испортить ветерану настроение и заставить его чувствовать себя старой развалиной способны уже полдюжины молодых нахалов. А ведь это лишь первый послеолимпийский сезон.
Пожалуй, лишь два человека - Такахаси и Ода - теоретически были способны если не сдвинуть Чана с верхней строки, то хотя бы приблизиться к нему вплотную. Но именно теоретически: Дайсуке изначально не намеревался включать в короткую программу каскад с четверным прыжком, к тому же он оступился в дорожке шагов. Ода прекрасно выкрутил четверной, но оступился на приземлении. Поэтому каскад пришлось цеплять к другому прыжку - лутцу.
Российским зрителям последняя разминка была интересна еще и тем, что туда по жребию попал единственный российский участник мужского одиночного турнира - Артур Гачинский. Артур уже впечатлял в этом году публику, когда на чемпионате Европы в Берне блестяще исполнил в короткой программе каскад 4+3 и показал там, соответственно, третий результат. Вчера каскад удался в очередной раз, оценка же, несмотря на помарку в приземлении с третьего прыжка - тройного риттбергера - оказалась почти на пять баллов выше личного рекорда.
Ну а сильнее всего от короткой программы пострадали шведы. Бронзовый призер чемпионата мира среди юниоров Александр Майоров, которого привез в Москву его отец Александр Майоров-старший, известный в России, как первый тренер олимпийского чемпиона Алексея Ягудина, прекрасно выступил в понедельник в квалификации, став вторым, а вчера неожиданно «рассыпался»: не справился с тройным акселем (коснулся рукой льда) и сделал две «бабочки» вместо двух тройных прыжков в каскаде. Соответственно не отобрался в произвольную.
А в следующей разминке мимо финала просвистел и вице-чемпион Швеции Адриан Шультхайсс.
Чемпионат мира по фигурному катанию. Москва. «Мегаспорт». Мужчины. Короткая программа. 1. Чан (Канада) - 93,02. 2. Ода (Япония) - 81,81. 3. Такахаси (Япония) - 80,25. 4. ГАЧИНСКИЙ - 78,34. 5. Амодио (Франция) - 77,64. 6. Козука (Япония) - 77,62.
|