Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Гран-при-2011
НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ
Ксения Макарова
Фото © Reuters
Онтарио. Ксения Макарова

25 октября 2011

На завершившемся в калифорнийском городке Онтарио первом этапе «Гран-при» - турнире Skate America - Ксения Макарова заняла лишь пятое место в турнире одиночниц. Такого же результата добились в парном катании бронзовые призеры чемпионата Европы-2011 Вера Базарова и Юрий Ларионов.

Не знаю, что должно произойти на поле мирового фигурного катания, чтобы выступавшие на Skate America российские участники в итоге попали в финал чемпионской серии. Пятое место в Онтарио - неважная стартовая площадка для дальнейших подвигов. А это означает, что можно вести речь о первых неудачах.

Тут я позволю себе небольшое отступление. Примерно в те же самые сроки, что и турнир в Онтарио, в Йошкар-Оле проходил третий этап Кубка России, ставший первым в сезоне стартом для двукратной чемпионки России среди взрослых и чемпионки мира среди юниоров Аделины Сотниковой. Были представлены программы, с которыми Аделине меньше чем через две недели предстоит состязаться с сильнейшими во взрослой серии «Гран-при».

Делать выводы о форме спортсменки на основании плохой по качеству узкопрофессиональной съемки с судейской камеры при совершенно неподходящем освещении катка - затея заведомо бесперспективная. Увиделось прежде всего другое. Что люди, готовившие Аделину к дебюту, нащупали (не знаю уж, сознательно или случайно) весьма выигрышный ход. Да, я про «Болеро».

Даже на этом полутемном льду бросалось в глаза, что совершенно необычная обработка давно знакомого произведения удивительным образом гармонирует со столь же необычным костюмом, юбка которого словно перетекает откуда-то из под лопаток фигуристки к щиколоткам. Такими же перетекающими из одного измерения в другое и порой совершенно инопланетными казались движения фигуристки - амплитудные, тягучие и совершенно взрослые. Все это завораживало, вызывало желание пересматривать выступление еще и еще. И наводило на мысль, что не обратить внимания на такую программу (независимо от того, о каком уровне соревнований пойдет речь) просто невозможно - слишком уж она «другая». И звучит как вызов всему фигурнокатательному миру: «Я пришла. Считайтесь со мной»

Катание юной спортсменки выглядело не столь сложным технически, как на пиках предыдущих сезонов, и это было вполне объяснимо: за минувший год Аделина выросла, прибавила в весе - из-за чего пришлось временно уменьшить нагрузки, связанные с прыжками. Но в целом было совершенно невозможно отделаться от мысли, что всеми своими мыслями Сотникова находится уже отнюдь не на йошкар-олинском льду, и даже не на «Гран-при» в Китае. А где-то гораздо выше, где люди ставят перед собой задачи совершенно иного порядка и добиваются их.

По схожей причине я всегда симпатизировала итальянке Каролине Костнер, которая никогда не шла на поводу общепринятых норм и взглядов. Победа в Онтарио с перевесом в 0,13 досталась американке Алисе Чизни, но «сделала» зрелище именно Костнер. В том числе совершенно удивительной трактовкой Шостаковича в короткой программе и Моцарта - в произвольной. Проводись соревнования не в США, а в любой другой стране мира, победительницей, подозреваю, стала бы именно итальянка. Свою произвольную программу (редкий случай) она исполнила почти безупречно. С другой стороны, все лишний раз убедились: Костнер по-прежнему стоит особняком от соперниц. Независимо от того, какое итоговое место отдают ей судьи.

Хореографическим шедевром, кстати, могли бы стать и обе программы Макаровой, поставленные ей Ильей Авербухом. Но не стали. Судя по первому выступлению, с переездом из Америки в Россию и переходом к новому тренеру у Ксении совершенно разладились прыжки. Либо спортсменка просто не справилась с собственными нервами, завалив уже в короткой программе все, что было возможно. Программы же (особенно произвольная) требовали прежде всего безупречной техники. А с ошибками превратились в непрерывную погоню «блондинки в розовом» за ускользающей музыкой.

В турнире пар не стали новостью ни итоговая победа трехкратных чемпионов мира Алены Савченко и Робина Шелковы (отыграть у лидеров отставание в три с небольшим балла, сложившееся после короткой программы, не составило немецкой паре никакого труда), ни серебряные награды вернувшихся в спорт китайцев Дан Чжан и Хао Чжан, ни, увы, пятое место Базаровой и Ларионова.

С выступлением этого дуэта в нынешнем сезоне связывались, что скрывать, большие надежды. Короткую программу фигуристам ставил Николай Морозов, а для постановки произвольной Веру, Юрия и их тренера Людмилу Калинину даже отправляли в Детройт к Марине Зуевой. Но затея завершилась тем, что фигуристы, вернувшись домой, поменяли музыку и хореографию, подогнав постановки под более привычный для себя стиль.

Получилась очередная вполне добротная программа «ни о чем». По крайней мере именно так, судя по второй оценке, восприняли ее в Онтарио арбитры.

Онтарио (США). Первый этап «Гран-при». Skate America. Женщины. 1. Чизни (США) - 177,48. 2. Костнер (Италия) - 177,35. 3. Хегльсон (Швеция) - 145,75. 4. Имаи (Япония) - 142,94. 5. МАКАРОВА - 142,67. 6. Жанг (США) -140,70.

Пары. 1. Савченко/Шелковы (Германия) - 183,98. 2. Дан Чжан/Хао Чжан (Китай) - 178,66. 3. Мур-Тауэрс/Москович (Канада) - 177,43. 4. Дэнни/Коглин (США) - 175,40. 5. БАЗАРОВА/ЛАРИОНОВ - 173,94. 6. Вайз/Болдуин (США) - 155,42.


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru