Елена Вайцеховская о спорте и его звездах. Интервью, очерки и комментарии разных лет
Главная
От автора
Вокруг спорта
Комментарии
Водные виды спорта
Гимнастика
Единоборства
Игры
Легкая атлетика
Лыжный спорт
Технические виды
Фигурное катание
Футбол
Хоккей
Олимпийские игры
От А до Я...
Материалы по годам...
Translations
Авторский раздел
COOLинария
Telegram
Блог

Фигурное катание - Финал «Гран-при»-2011- Квебек (Канада)
ОБИДНЫЕ 0,18
Татьяна Волосожар/Максим Траньков
Фото © Reuters
Квебек. Татьяна Волосожар/Максим Траньков

13 декабря 2011

В парном катании на пьедестал поднялись сразу две российские пары. Чемпионы Европы-2010 Юко Кавагути/Александр Смирнов завоевали бронзу, а вице-чемпионы мира Татьяна Волосожар/Максим Траньков - серебро, уступив трехкратным чемпионам мира Алене Савченко/Робину Шелковы всего 0,18 балла.

Пожалуй, еще никогда преимущество немецкого дуэта при безупречном прокате обеих программ не было до такой степени шатким. Когда после проката Волосожар и Транькова зал встал, подумалось даже, что победа останется за россиянами, - в точности как это случилось в короткой программе. Но полноценного триумфа все-таки не случилось.

Когда разрыв в результатах столь мал, задним числом всегда ищешь ответ: что можно было бы исправить, каких ошибок избежать. Максим Траньков на это ответил после проката:

- Ошибки у нас с Таней были, и этим все сказано. Для того чтобы судьи позволили нам выиграть у трехкратных чемпионов мира, нам следовало бы кататься идеально. И набирать плюсы в каждом из элементов.

- А я сделала второй выброс с приземлением на две ноги, - тихо сказала сидящая рядом с партнером Таня.

- И комбинацию прыжков мы могли бы выполнить более четко, - продолжил Максим. - Глядишь, эти сотые от нас бы и не ушли. Иногда я, кстати, не очень понимаю, на чем и почему теряются баллы. Никакой логики в этом нет. Например, в обеих программах нам дали третий уровень сложности за тодес. А я не понимаю, как можно получить за этот элемент третий уровень. Там может быть либо четвертый, если все выполнено безупречно, либо второй, если недодержан последний оборот. Потому что там идет снижение сразу по двум позициям: смена руки и смена «циркуля».

- Но ведь вы можете задать этот вопрос напрямую специалисту, определяющему уровни сложности.

- Задаем постоянно. Но понять все равно ничего невозможно. Вот еще пример: в короткой программе мы идеально сделали парное вращение. Просмотрели его в видеозаписи и дополнительно в этом убедились. Но получили за вращение первый уровень сложности. А в произвольной скомкали элемент, не сделали последнюю позицию, не докрутили положенное количество оборотов после заключительной смены ноги. И получили четвертый уровень. Как это можно объяснить? Я, честно говоря, здорово растерялся из-за всего этого в Квебеке.

- Когда катание закончилось, вы, Максим, выглядели абсолютно счастливым.

- Не знаю, почему сложилось такое впечатление. Довольны были - да. Этот сезон у нас получился слишком сложным. Начали появляться травмы, из-за этого мы тренировались не так, как планировали. Параллельное вращение, к примеру, я в последний раз выполнял до приезда в Квебек на этапе «Гран-при» в Париже. Поэтому выходил на старт, не имея ни малейшего понятия о том, что от себя ждать.

- Из-за недостатка тренировок приходилось максимально концентрироваться и напрягаться даже на простых элементах, - добавила Татьяна. - А это отнимает много сил.

- Тогда тем более должны быть довольны результатом финала. Разве не так, Максим?

- Если бы мы проиграли немцам пять баллов, я бы и был доволен. А 0,18… Очень обидно. Особенно когда понимаешь, что все было в твоих руках.

- С другой стороны, нам сейчас стало очень интересно соревноваться, - улыбнулась Таня. - В парном катании сейчас, как мне кажется, сложилась точно такая же ситуация, как в танцах, где между собой очень жестко соревнуются два дуэта и невозможно предсказать, какой из них станет первым.

- В какой момент у вас начали обостряться травмы?

- Даже не знаю, - пожал плечами Максим. - Началось все летом, когда мы вернулись из Японии, где выступали в шоу. Не напрягались, не форсировали нагрузки, но на одной из тренировок я упал. В Питере я всегда обращался к одному и тому же специалисту, если мне требовалось наточить или подправить лезвия. В Москве такого человека у меня нет. Николая Морозова, который занимается заточкой наших с Таней коньков, тоже в тот момент не оказалось. Коньки же были совсем тупые. А я, что называется, вошел в тренировочный азарт, заложил крутой вираж, вот конек из под меня и вылетел. А я довольно сильно травмировал плечо.

Соответственно пришлось прекратить какую бы то ни было работу над поддержками. А мы много чего планировали в этом отношении. Хотели сделать семь-восемь разных поддержек, чтобы иметь возможность до начала ответственных стартов не раскрывать все свои карты. Иначе сразу находятся те, кто все это копирует.

Отказавшись от работы над поддержками, мы стали давать больше нагрузки на другие мышцы, и у меня заболели паховые кольца. На турнире в Братиславе я неудачно упал и заработал себе частичный разрыв пахового сухожилия. В таких случаях надо лежать, делать бесконечные процедуры и ждать, когда все зарубцуется. А как лежать, когда уже начался сезон и каждые две недели у нас очередной старт? После любого соревнования у нас уходила неделя на то, чтобы хоть немного восстановиться.

- Вы ведь могли отказаться от участия в «Гран-при».

- Могли, но не хотели. Сейчас расстроены даже тем, что придется отказаться от выступления в чемпионате России. У нас есть план подготовки, в котором четко расписано по дням, что и как мы должны делать вплоть до Олимпийских игр в Сочи. И мы стараемся этот план не нарушать.

- Морально вам стало легче или тяжелее по сравнению с прошлым сезоном?

- Из-за травм мы об этом пока вообще не задумывались. Голова была занята тем, чтобы сделать все элементы и окончательно не «порваться» при этом. Нам еще ни разу не удавалось выйти и откататься с удовольствием. Каждый раз приходится бороться. С собой, с болью. Но мы обязательно вылечимся.

* * *

Бронза, завоеванная Кавагути и Смирновым, могла считаться удачей разве что с очень большой натяжкой. Юко ушла из микст-зоны сразу после проката, Александр подошел, но было заметно, что комментировать итог финала ему не хочется:

- Если давать оценку нашему выступлению как паре, то на тренировках мы выглядели лучше. Хотя сам я и тренировки, и выступления провел достаточно ровно.

- Что случилось с вами в короткой программе?

- Сказалось отсутствие должной подготовки. В этом виноват я. Получил небольшую травму ноги сразу после этапа «Гран-при» в Москве, и все это время мы почти не тренировались. Из-за этого Юко допускала ошибки. Девочки ведь катаются «головой». А мы, мальчики, все делаем на мышечной памяти. Поэтому нам проще.

- Не припомню, чтобы вы катались в слабой разминке. Очень непривычно?

- Мы, кстати, были в такой же ситуации на этапе «Гран-при» в Японии, когда остались в короткой программе пятыми. Непривычно было на тренировке. У нас опыта и класса все-таки побольше, чем у двух других пар, поэтому мы успели сделать все запланированное за 20 минут. Остальное время только путались у всех под ногами. Конечно, немного неприятно понимать, что, катаясь в слабой разминке, ты изначально лишен возможности бороться за высокие места. Значит, не нужно допускать ошибки в короткой программе. Это возможно. У нас хороший тренер, хорошие взаимоотношения в паре, просто нужно время. Благо до Олимпийских игр его достаточно.

- Меня не покидает ощущение, что после неудачного старта в Японии, где Юко травмировала плечо, в ее катании вновь появилось напряжение. Словно ваша партнерша постоянно думает об опасности получить травму.

- Мне так не кажется. Юко напряжена из-за того, что нет уверенности. А причину ее отсутствия я вам уже объяснил.

Финал «Гран-при». Квебек. Пары. 1. Савченко/Шелковы (Германия) - 212,26. 2. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 212,08. 3. КАВАГУТИ/СМИРНОВ - 187,77. 4. Дан Чжан/Хао Чжан (Китай) - 182,54. 5. Дюамель/Редфорд (Канада) - 170,43. 6. Такахаси/Тран (Япония) - 164,42.

 

 


© Елена Вайцеховская, 2003
Размещение материалов на других сайтах возможно со ссылкой на авторство и www.velena.ru